частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе неблог
поиск: внутри / снаружи нашлось

Форум | Начало | Регистрация | Поиск | ЧаВО | Файлы |  



Recommend! проликсир-форум / Recommend! /  
 

Стук бамбука в XI часов

 
Автор tdutym
Участник
#1 | Дата: 7 Сен 2005 07:50 | Правил: Администратор 
На мой взгляд, в этой фонотеке незаслуженно не хватает гениального и неповторимого альбома этой группы "Лёгкое дело холод" (1991).

Картинка с обложки оригинального альбома (сюда не влезла): https://www.sharemation.com/Alastis/stukback.jpg

Чрезвычайно интересный рассказ о группе здесь:
zvuki.ru/A/P/17220

Сейчас альбом не представляет особой раритетности, т.к. он был реставрирован и переиздан студией "Ижица" в 2002 году. В конце альбома присутствуют ремиксы на эти нетленные произведения, среди авторов которых значатся и Species of Fishes. Собственно, я сам его скачал из интернета и категорически рекомендую послушать. Ни одна психоделическая музыка на меня не оказывала такое воздействие. Просто отрыв башки. Определённо десятка.

Автор MrProlix
raw paw
#2 | Дата: 3 Авг 2006 15:46 
Т.к. Интернет имеет свойство хоронить информацию, рассказ о группе я все-таки скопирую и помещу здесь. Об этом должен знать каждый! Принадлежит он перу Александра Кушнира и входит, насколько я понимаю, в книгу 100 магнитоальбомов советского рока.

=======================================

Этот ижевский проект зарождался в конце восьмидесятых как трио - Дмитрий Носков, Василий Агафонов и Костя Багаев. Молодые музыканты коллекционировали звуки и шумы, пытаясь с их помощью создать цепочку образов и ассоциаций, воплощенных в цельную картину. Шипение магнитофонной ленты, шипение примитивной отечественной электроники, шипение электронаводок на микшер воспринималось ими как белый шум, как элемент холста на картине. Они игрались со звуком и купались в нем. В конце концов, они и окрестили себя звуком - как впечатление от стука бамбуковых палочек, случайно упавших на лестницу поздним летним вечером.

Мы считали, что самое главное - это создать атмосферу, содержащую в себе настроение, - вспоминает Василий Агафонов. - Не нужно ничего конкретного, о чем можно сказать словами. Мы считали, что музыка в сочетании с поэзией должна нести в себе нечто большее, чем быть способом выяснения отношений с самим собой или с внешним миром .

Никто из них не умел играть ни на одном из музыкальных инструментов. Самым опытным из участников проекта выглядел Дима Носков, поскольку со времен стройотряда неуверенно владел тремя блатными аккордами. Необходимости в остальных аккордах не было - их заменяла игра на ненастроенных инструментах и экспериментальное звукоизвлечение , которое, по воспоминаниям участников, было более интересным занятием, чем сочинение и запись песен .

Им казалось, что кроме искусства в мире не существует ничего интересного. Под влиянием произведений Кортасара, Кафки, Кобо Абэ сочинялись рассказы, стихи, рисовались картины. Работавший университетским фотографом Костя Багаев, купив в рассрочку синтезатор Поливокс, направил общую творческую энергию в область звуковых ландшафтов.

На репортерский магнитофон Дима Носков записывал звуки улицы. Перенося рев осла из городского парка культуры в ткань электронного полотна, он находил в нем крики жар-птицы. Вася Агафонов, наибольший радикал и максималист, вскоре получил почетный титул мастер подводной музыки . Его конек заключался в умении мастерски обыграть дальний план, создавая своими фоновыми звуками необходимое настроение. В одной из ранних инструментальных композиций Агафонов засовывал в полость подфуззованной электрогитары карандаш и с его помощью извлекал оттуда замогильные скрипы. Носков насиловал древнюю виолончель и бас. Багаев, окруженный Поливоксом, ударным синтезатором Роктон и гитарным синтезатором Лидер-2, создавал эскизы будущих мелодий. Так родилась инструментальная композиция Береговая осень, навевающая образ печального человека, бесцельно бродящего вдоль берега моря.

...Спустя полгода в недрах проекта созрела потребность записать первую композицию. У нас появилось желание сделать нечто, совсем ни на что не похожее, - вспоминает Агафонов. В связи с этим в творческих кругах Ижевска негласно был объявлен поиск вокалистки, знавшей (хотя бы в рамках школьной программы) французский язык. Петь на русском музыканты побаивались, хотя сам текст композиции Лошадь моей жизни , написанный Багаевым, откровенно интриговал: Лошадь моей жизни / Однажды вышла на берег / Вышла на берег из моря / Она жила там давно / Еще до моего рождения / Глубоко под водой / Ела тростник...

Вокалистка Таня Ерохина всплыла неожиданно - прямо из бассейна. Тогда казалось, что у нее мало общего с этими оторванными от жизни мечтателями. Бывшая манекенщица с огромными серыми глазами, мастер спорта по пулевой стрельбе, тренировки по плаванию, академическое образование в музыкальной школе и специальность экономист. Тем не менее она сразу попала в струю.

Моим первым впечатлением от ребят было удивление от обилия идей и степени свободы в выборе их воплощения, - вспоминает она. - Когда я начала петь, они сразу же заставили меня забыть обо всем, чему я училась в музшколе. Я пыталась петь оформленным звуком, но мне сказали: Пой, как будто мурлычешь колыбельную. Без напряжений голоса, легко и свободно .

Подстрочно переведенный на французский язык текст Лошади был воплощен эротическим шепотом - на фоне медитативной электронной психоделии, диссонансных звуков гитары и нарочито упрощенного баса. Пространство для аналогий практически отсутствовало, и этот факт вскоре получил вполне материальное подтверждение. Снятый в университетском подвале черно-белый видеоклип Лошади занял первое место во всесоюзном конкурсе Программы А . После этого они окончательно поверили в собственные силы. Шел девяностый год.

Одна за другой стали создаваться невеселые медитативные композиции Белый черт ландыш , Лоскуток , Слабый тигр . Тексты писали Багаев и Носков - писали весьма оригинальным образом, как, впрочем, и все, что они делали. Я включал инструментальную часть мелодии, записанную несколько раз подряд на часовую пленку, - вспоминает Багаев. - Музыка диктовала тему. Затем я брал огромный англо-русский словарь и из нескольких вариантов перевода память выхватывала отдельные слова, которые затем превращались в фразы . Большая часть текстов посвящалась животным или растениям - в откровенно сюрреалистическом видении: Слабый тигр, раненный в кровь / С глазами немого мальчика / Связался с луной по чуткой радиостанции / И жаловался, глупый, на пулю .

После рождения подобных опусов начиналась кропотливая работа с вокальными интонациями и произношением каждого слова. Текст изрисовывался графиками темпоритма: паузы, крещендо, пиано. На создание каждой композиции уходило не менее месяца, что, похоже, никого сильно не волновало. Процесс был для них важнее, чем результат.

Вполне возможно, что альбом Легкое дело холод так бы никогда и не появился на свет, не объяви Дима Носков о своем уходе из группы. В тот момент он окончательно решил, что в дальнейшем совмещать репетиции и бизнес будет, по меньшей мере, нечестно.

Сообщение Носкова об уходе было для всех нас как гром среди ясного неба, - вспоминает Багаев. - К тому моменту у нас была готова половина композиций и мы мобилизовали все силы, чтобы доделать альбом .

Запись протекала в течение всего 91-го года на квартире у Багаева. На начальном этапе в ней приняли участие еще два человека: Андрей Гостев и Дима Лекомцев (гитара и бас в Береговой осени ). В остальных композициях звуковой рисунок осуществляло трио Багаев-Агафонов-Носков по каким-то своим, подчиненным ощущениям, законам.

Гармоничного звучания мы добивались внутренним чутьем, - вспоминает Агафонов. - Играть по правилам мы так и не научились, да и особого желания не было. Мы слушали много хорошей музыки - от Ино до Throbbing Gristle и понимали, что играть как все недостаточно. Для общей гармонии и завершенности нужно играть очень хорошо. Считая это безнадежным занятием, мы продолжали играть очень плохо.

В подобной ситуации нередко выручали технические фокусы и мастерски подобранные шумы. Записанная на 19-й скорости пленка крутилась в обратную сторону в два раза медленнее. Раскаты грома брали с театральных пластинок, человеческие вздохи извлекали из баяна с дырявыми мехами. Записывали звуки во время прогулок по Луна-парку и плач ребенка во дворе. В двух песнях фрагментарно использовалось разбитое пианино производства 1885 года, стоявшее дома у Багаева. Игра щетками на пионерском барабане органично вписывалась в общую картину. Не подозревая о существовании сэмплера, они пытались создать его ручной аналог, пропуская сигнал через три последовательно подключенных друг к другу магнитофона.

Нами двигала техническая невозможность самовыражения, - вспоминает Багаев. - В этом была одновременно беда и обида на то, что у нас связаны руки. После этой записи нам стало казаться, что если художнику дать все, что он захочет (в плане инструментов), у него начнется кризис .

Однако ближе к концу сессии кризис начался внутри самой группы. Можно допустить, что слишком мучительным оказался уход Носкова в собственные коммерческие проекты. Инструментальную композицию Хрупко двух Багаев и Агафонов записывали фактически вдвоем.

Это была одна из последних композиций, - вспоминает Агафонов. - Думаю, в ней присутствует настроение чего-то приближающегося, не совсем хорошего .

В группе сложилась ситуация, противоречившая всем законам физики, когда одноименные заряды со страшной силой притянулись, а потом с не меньшей силой оттолкнулись, - считает Таня Ерохина. - Если бы тогда у нас в жизни все было хорошо, то ничего в результате не получилось. Над нами властвовало душевное неспокойствие, смятение, атмосфера фабричного индустриального города, черные энергетические дыры. Людям должно было быть очень плохо и тревожно, чтобы такой альбом получился .

Финальную композицию Снежный мед Таня записывала в ожидании рождения ребенка. Песня получилась как колыбельная - с рефреном смерть - не худший грех и партией клавиш, впервые наложенных в профессиональной студии. Снятая на цветную кинопленку видеоверсия Снежного меда (с Ерохиной в главной роли) заняла спустя год первое место в конкурсе видеоклипов программы Экзотика .

Но группы в тот момент уже не существовало. Заглядывать в будущее было для них безнадежным занятием. После ухода Ерохиной музыкантами была честно замучена добрая дюжина претенденток, однако ни одной из них не удалось приблизиться к загадочности и нежности Татьяниного голоса.

...Объединенные очевидной драматургией песня - инструментальная композиция, все девять треков Стука бамбука в 11 часов вышли в виде магнитоальбома в ноябре 91-го года под названием Легкое дело холод . Впоследствии музыканты объясняли это название отражением состояния, близкого по ощущениям с холодом. Будь то пустота, смерть или что-то еще, с этим связанное. Современники восприняли альбом как звуковую дорожку к несуществующему фильму, проект которого был отменен, а песни остались.

В оформлении обложки был использован реальный фотосюжет: глупый мокрый котенок сидит на снегу, печально смотрит на небо и мечтает о чем-то своем - незримом, недосягаемом и, увы, несбыточном.

Автор MrProlix
raw paw
#3 | Дата: 3 Авг 2006 16:46 
Да, разумеется, за рекомендацию - большое спасибо! Оригиальное настроение альбома меня весьма зацепило.

Полагаю, книгу "100 магнитоальбомов советского рока" тоже будет интересно почитать.

Автор db
Аноним
#4 | Дата: 1 Ноя 2006 18:09 
Картинка с обложки оригинального альбома (сюда не влезла)

Это не совсем так - приведенное изображение - это вкладыш в оригинальный релиз магнитоальбома. Кавер и оборот магнитоальбома (275 метровая катушка) выглядели абсолютно так же, как и на CD релизе - и еще присутствовал корешок. Сделано это было на фотобумаге, тираж был несколько экземпляров.

Говорю это как первоисточник той картинки, ссылку на которую вы дали - я сканировал ее сам с магнитоальбома для друга, которому посылал запись на кассете в г. Мэдисон, США (Борода, салют). Мой экземпляр магнитоальбома принадлежал моей жене, которой в свою очередь подарил его Костя Багаев - у нее еще, помнится, был и оригинал магнитосингла :) "Белый чёрт ландыш" на маленькой катушке (не помню уж, сколько там было метров).

Дмитрий
http://users.mark-itt.ru/dbender/

Recommend! проликсир-форум / Recommend! /

 Стук бамбука в XI часов

Ваш ответ Нажмите эту иконку для возврата на цитируемое сообщение


 ?
Анонимные посетители могут ввести просто Логин (никнейм) без указания пароля, если он еще не зарегистрирован другим пользователем; либо оставить оба поля пустыми (в этом случае, сообщение будет опубликовано от имени "Аноним").

 



© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Движок форумов: miniBB ®
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх