проликсир частная фанатека, её осмысление и проч. отсебятина
~ПРОЛИКСИР~

~ Начал ось ~ музобоз ~ проза ек ~ былое бездум ~
~ форум ~ другие ~ рупор ~ поклон
~ для купцов ~ для воров ~ для потерянных ~ english-мэнам ~


 
ищу  нашлось

Класс 2-й: "РЕШАЙ!"

Продолжаем по-русски учиться в латышской школе, начался класс 2-й. Как и раньше, самое пристальное внимание, во-первых, уделяем математике. Набор заданий развивает фантазию с первых страниц. Есть и "нормальные" задачки, например:

"В саду работало 18 девочек. Потом 6 девочек ушло. Сколько девочек осталось в саду?"

"В ведре было 16 морковок. Марис в него положил ещё 4 морковки. Сколько морковок теперь в ведре?"

Есть задачки и с подковыром, например:

"В классе было 32 человека. На перемене 17 детей вышли во двор, а затем вернулись в класс. Сколько детей теперь в классе?"

Это всё из разряда "нормального", т.е. сугубо математического. Есть конкретные числа, есть конкретная постановка задачи и есть конкретное решение.

Сюрпризы начались после задачки про грибы:

"Девочка собрала 12 сыроежек и 7 маслят. РЕШАЙ!"

Cледом:

"Из 20-ти боровиков 4 оказались червивыми. Сколько годных грибов?"

Тут возникает двусмыслие. Годных - для кого? Если для червей, так все они годные. Если для приготовления на сковородке, то зависит от того, сколько там червей: вымочить в солёной воде их, и можно кушать все. Особо брезгливые могут оставить себе 16... А вообще, покажите мне место, где можно столько боровиков нашкандыбать!..

С постановкой же задачи "решай!" начинается философский консилиум. Решать - что? Нести эти грибы домой или оставить на съедение червям? Или же решать, что значит слово "beka"? В литературном латышском нет такого гриба в чистом виде. Есть apšu beka - подосиновик, bērzu beka - подберёзовик, priežu beka - моховик, sviesta beka - маслёнок. Как решить, что значит "beka"? Съедобен ли он?

Подобной нематематической постановки задачи в последующих примерах полно.

"На стоянке стояло 38 машин. Уехало 7 машин. Что можно вычислить?"

Да что угодно можно вычислить! Кто какой штраф заплатит, сколько красных машин, а сколько белых, сколько здоровых идиотов встало на парковку для инвалидов и т.п. В последнюю очередь я бы стал вычислять, сколько машин осталось. Зачем мне это?..

"Автобус из Лиепаи до Риги ехал 4 часа, в Риге стоял 6 часов, а от Риги до Алуксне ехал 5 часов. Решай!"

Решать - что?? Какого рожна этот автобус 200 километров плёлся целых 5 часов и, в итоге, приехал глубокой ночью в деревенскую глушь, куда хороший хозяин и собаку не выпустит? Решать, что выгоднее - ехать на таком автобусе или взять такси? Я не понимаю постановки задачи.

А вот ещё про морковку:

"В корзине было 20 морковок. Сестра 3 морковки отдала кроликам. Решай!"

Что опять решать-то? Из какого кролика эта счастливая семья сделает рагу? А может быть, сколько морковок осталось в корзине, ведь не сказано же, откуда сестра взяла эти морковки - может, с грядки сорвала?..

Вот примеры на контрасте:

"В пруду плавало 24 утки и 5 гусей. Сколько всего птиц в пруду?"

OK, тут вопросов нет. Математика.

"В озере плавало 20 лебедей и 9 гусей. Улетело 7 птиц. Решай!"

Каких птиц? Куда улетело, почему улетело, зачем улетело? В каком именно озере они плавали? Был ли выстрел? Тут много чего нарешать можно.

Это сродни таким задачкам:

"В зоопарк привезли 15 розовых фламинго, а лев на завтрак съел 10 кусков мяса. Сколько показывала большая стрелка часов, когда электрик вкрутил лампочку?"

По горам, по долам, закудрявились рога!

Но самую отчаянную непохожесть на математику открывает первая задача в разделе №5 - "Математические выражения":

От ребёнка требуется пояснение знаков дорожного движения! При чём тут "математические выражения"? Где логика? И что означает знак посередине для второклассника, у которого нет водительских прав и который вряд ли видел его в реальной жизни? Да и зачем, кроме знака "Пешеходный переход", ему вдалбливать значение знаков для автомобилистов?

Раньше ПДД для детей печатали на обороте тетрадок. И оно представляло собой краткий, но чёткий набор сведений поведения на дороге именно для ребёнка. К слову, это одно из доказательств для тех упоротых, кто с пеной у рта орёт об "русификации" латышей во времена СССР. Не было никакой русификации, и латышские, и русские дети изучали памятки ПДД на латышском языке. И одна тетрадь стоила 3 копейки, а не столько же, сколько кекс с изюмом.

Но судя по количеству ежегодно сбиваемых во всех мыслимых местах на проезжей части школьников, на обороте современных тетрадок нынче печатают Гимн Латвии и Слово Божие, а основы ПДД изучают в одной из математических глав.

Mr.Prolix,
16 октября 2018
Предыдущая статья Класс первый: "Наша страна большая!"  



Пришла мысль? Запиши её, пока не убежала!   За это не нужно платить и расплачиваться, и она будет опубликована сразу после отправления, без дополнительной регистрации. После нажатия кнопки отправления введи цифровой код - пароль для Матрицы. Благодарю за мнение!

"Любой человек имеет право говорить то, что он считает нужным, а любой другой человек имеет право бить его за это". С.Джонсон
Тэг жирного шрифта Тэг курсива Тэг подчеркивания Тэг изображения online Тэг ссылки YouTube video 
ваша точка зрения *:
за свои слова отвечаю, подпись*: 


© 1998-2018, Mr.Prolix. Все права и обязанности соблюдены. Кто не спрятался, сам виноват.
Производство данного сайта является экологически чистым, а отходы подлежат вторичной обработке.