частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♬ старт ♬ музобоз ♬ эссе ♬ кино ♬ неблог ♬ форум ♬ поиск: внутри / снаружи ♬ нашлось |
|
Что сегодня слушают в Латвии?24.05.200521 мая 2005 г. был опубликован мой материал на крупнейшем (и уважаемом мною) музыкальном сайте Рунета www.zvuki.ru, в рамках инфомационного проекта "Карта мира". Статья готовилась более двух месяцев, неоднократно переписывалась и согласовывалась с моими коллегами и друзьями. Наверное, это один из самых серьезных материалов, который мне доводилось писать когда-либо. Буду рад услышать ваше мнение. На моем сайте приводится авторский вариант.
Что касается "чистой" рок-музыки, то ее определение в Латвии заложила группа "Мозгобурь", она же "Prata Vetra", она же "Brainstorm", хотя их творчество, на самом деле, пролегает гранью между той же фолк-, поп- и рок-музыкой. Во многом благодаря харизме ее лидера - Ренарса Кауперса - его команда добилась известности не только в Латвии или России, но и зарубежом. Однако трудно сказать, имеет ли вспахивание мейнстрим-борозды какое-то культурно-историческое значение в целом. Фонетическое безобразие "Скользкие улицы", записанное Кауперсом & Co. совместно с российскими зубрами жанра "Би-2", свидетельствует об обратном. Остается надеяться, что время "Brainstorm" пока еще по-настоящему не пришло, и они еще всколыхнут мировую общественность в обозримом будущем, благо все предпосылки, прорва таланта и даже деньги у них для этого имеются. Рок-музыка же, в целом, всегда была и есть в большом почете в местных краях, чему способствуют просто какие-то магнитные потоки, не фиксируемые метеоприборами. Первым свидетельством тому является регулярное проведение различных рок-фестивалей, и тут уже Риге дают фору вовсе не столичные города (Валмиера, Мадона). Российские рок-музыканты наподобие "Мумий Тролля", "Машины времени", "Уматурмана", Гребенщикова & Co. холят своим вниманием Ригу, а Рига холит их в ответ. Посещают Ригу и забугорные рокеры, правда, зачастую только те, кто у себя на родине уже порядком выдохся (к примеру, недавно приезжал экс-"Dire Straits" Марк Нопфлер). Есть и местные легенды - одной из таковых считается рижская группа "Цемент", и ее лидер Андрей Яхимович один из немногих не стесняется своей национальной принадлежности, в то время как прочие русские рок-представители тихо тусуются по своим норам. Однако латышская рок-сцена, еще совсем недавно переживавшая бум развития, все чаще уподобляется "Мозгобури" и уходит в мейнстрим, более не пропагандируя балтийские концепции в гитарном звуке и нордически философских текстах. Так поступают молодые команды наподобие "Бомжей" ("The Hobos"), "Тьмы" ("Tumsa"), "Regarding to public" (re:public) - и отнюдь не ошибаются, завоевывая хоть и небольшой, он зато постоянный круг слушателей рокапопса. Легенды латышской рок-музыки "Ливы" ("Livi"), "Железный волк" ("Dzelzs Vilks"), "Автобус в небесах" ("Autobuss Debesis"), "Благоприятный тип" ("Labveligais Tips"), "Но-но" ("Bet Bet"), "Credo" всплывают на поверхность посредством переделок старого, иногда - публичными выступлениями, но не очень активно стараются завоевать нового слушателя. Только новаторская команда ветеранов "Jumprava" совсем недавно удивила не только выпуском своих архивов на DVD, но и новым альбомом. Многие мастера гитары находят в здешних краях не только признание, но и успокоение, например, на 35-м километре шоссе Слока-Талси находится место гибели культового лидера рок-группы "Кино" Виктора Цоя, память о котором по сей день живет в сердцах его поклонников и на заборах. А на 11-м километре шоссе Рига-Елгава также в трагичной автокатастрофе погиб басист "Prata Vetra" Гундар Маушевиц. Где-то между тенью и светом находится творчество рэп-исполнителей. Хип-хоп-культура в Латвии, пожалуй, является единственным ответвлением поп-музыки, которое успешно развивается со времени самого своего зарождения. Каждый район любого города можно охарактеризовать маленьким "гетто", в нем свои законы, свои люди - соответственно, тот, кто умеет сочинить рифму с заложенным в нее глубочайшим смыслом, спешит сделать ее достоянием окружающих. К чему явно незримо приложили руку "House Of Pain", Eminem и "Мальчишник" с Дельфином. Главным рэппером Латвии себя считает Дуб (Ozols) - именно он наиболее мощно вложился в рекламу своего кичливого имиджа от Риги до самых до окраин. Да к тому же внес весомый вклад в интеграцию, выпустив, например, пластинку под названием "Latvieshi / Русские" и поддержав, тем самым, мультилингвальный рэп-проект "Восточный блок" ("Austrumbloks"). Ранее Ozols рэпповал в проекте F.A.C.T., и совершенно разочаровал другого участника данного проекта, Gustavo, создавшего свою версию угрюмого безысходного и бескомпромиссного, латышского рэпа, каким он и должен быть в своей идеологии. В ногу с ним идут и такие далеко небездарные исполнители, как Armands, R-Viss или же дуэт S'T'A'. Из русских представителей рэпа, темы у которых более оптимистичные, хотя подчас и замешанные на политической почве, выделяется команда "Неплагиат". А вот латвийская группа, которая так и называется - "R.A.P." - как ни странно, играет традиционный альтернативный рок. Помимо замечаемого оком, в Риге бурлит и затихаренная подпольная музыкальная жизнь. Стоит отметить почитателей джаза (в частности, самых ярких представителей "нового" джаза Time After Time) или же металла: несмотря на то, что данные жанры в последнее время не афишируются повсеместно, как это было совсем недавно, существует довольно широкий и постоянный контингент их поклонников; правда, творят ли они что-то своими силами - доподлинно неизвестно. Современная электронная музыка занимает почти такую же нишу: проекты наподобие "Selffish", Kriipis Tulo или "Gas of Latvia", по качеству не уступающие западным аналогам, работают, в основном, только для себя. Неформалов и альтернативщиков сближают клубы по интересам, одно из альтернативных мест отдыха-долгожителей - клуб "Депо", пытающиеся за ним угнаться - "Salamandra", "Pulse". Вообще же, клубную жизнь в Риге и диджеизм можно охарактеризовать как самое сильное молодежное движение за последние годы. Понятие "модная тусовка" для нового поколения пришло сюда прямиком с тлетворного Запада и получила успешное развитие. В столице имеются десятки клубов различной направленности, объема, забитости, откровенности и проч. - на любой вкус и цвет. Самые большие заведения ("Roxy", "Nautilus", "La Rocca", "Vegas", "Essential") содержат в себе по нескольку залов: в одном играют ыц-ыц, в другом - русское, в третьем - медляки или ретро, хип-хоп или r'n'b... Свою нишу имеют также drum'n'bass, house, в небольшом количестве - funk. Однако сцена эта так же невелика, как и остальные, "громкие" имена звучат громко только для тех, кто их хочет слышать. Тот, кто пробивается на западный рынок, делает это тоже только для себя, афишируясь весьма скромно. Музыка и музыкальные концепции, в этом случае, все равно особого значения не имеют: приток иностранного туриста ориентирован в клубной жизни совсем на другие задачи. А вот чем Рига могла бы, действительно, похвастаться перед мировой общественностью - так это этническими корнями, фольклором, который, по своей природе, весьма уникален и интересен. Регулярно проводимый национальный праздник песни и танца, на который стекаются фольклорные проекты и ансамбли со всей Латвии, пожалуй, является единственным достойным показателем латвийской музыкальной культуры. Его концепция интересна тем, что ее НЕ СКОПИРОВАЛИ с чего-то чужого, как это в музыке происходит сплошь и рядом. В недрах Латвии таится много музыкальных идей, но эта - единственная, поддерживаемая государством на глобальном уровне. Однако, по аналогии со всеми остальными, латвийские музыканты, работающие в академическом жанре, добиваются успеха за рубежом на различных фестивалях и конкурсах, но на Родине о них имеется весьма смутное представление. Виной этому ни в коем случае не является информационный вакуум. В Латвии весьма активно развиваются информационные технологии, и всякий, имеющий доступ в Интернет, в частности - к локальной сети файлообмена, скорость в которой подчас достигает скорости копирования с одного носителя на другой, - при желании может себя просветить на все сто. Более десятка радиостанций в одной только Риге несут в массы различный музпросвет как на русском, так и на латышском языках, охватывая практически все вкусы и интересы. Пройдите по центру Риги - и если вам интересна музыкальная жизнь, в конце недели или даже в будничный день всегда найдется мероприятие, которое интересно посетить. Вопрос авторских прав и пиратской продукции поставлен на широкую ногу: крупные западные лейблы озадачили местных чиновников настолько, что был введен даже специальный налог на пустые носители - DVD- и CD-матрицы. Публичное проигрывание MP3-дисков трактуется как нарушение закона и время от времени преследуется. Еще немножко - и у латвийских музыкантов появится хорошая основа для оплаты своего творчества. Так что для того, кто может творить, практически нет никаких преград, но, как всегда, все упирается в личный финансовый вопрос: жизнь в целом дорожает, жизнь индивидуума - нет. В основном, деньги у музыкантов пока что только отбирают, а не дают. Но традиционный умеренный прогресс в рамках закона - это, скорее, хорошо, чем плохо. К чему-то положительному приходят все. Mr.Prolix, специально для "Звуков.ру"
|