частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
Конёк ПроликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе неблог форум



Что сегодня слушают в Латвии?

Дата публикации: 24 мая 2005 г.

21 мая 2005 г. был опубликован мой материал на крупнейшем (и уважаемом мною) музыкальном сайте Рунета www.zvuki.ru, в рамках инфомационного проекта "Карта мира". Статья готовилась более двух месяцев, неоднократно переписывалась и согласовывалась с моими коллегами и друзьями. Наверное, это один из самых серьезных материалов, который мне доводилось писать когда-либо. Буду рад услышать ваше мнение. На моем сайте приводится авторский вариант.

Raimonds Pauls

Raimonds Pauls

Ainars Mielavs

Ainars Mielavs

Brainstorm

Brainstorm

Ozols

Ozols

Jumprava

Jumprava

Time After Time

Time After Time

Еще во времена существования СССР Латвия и, в частности, столица ее Рига, считались для советского человека неким европейским гектаром. Приезжаешь - вроде бы и по-русски все говорят, и молоко со сметаной те же самые продаются, но все равно - что-то другое. Уж целое поколение выросло с тех пор, но изменилось только одно - Латвия теперь официально считается европейским гектаром.

Однако сей факт вовсе не означает, что население быстро соскочило с прежних ценностей и перекинулось на новые. В музыкальном плане по-прежнему очень сильно влияние российского шоу-бизнеса, эстрады и прочего шлягерного шансона, что при пропорции латышей-русских в отношении 60%:40% весьма закономерно. Что сочиняет, пропагандирует Россия - то сразу становится занимательным в Риге (говоря о Латвии, подразумеваем Ригу - потому что здесь живет половина населения государства, а половина, которая живет в других городах, от Риги подпитывается). Занимательно, что русскую попсу слушают здесь не только русские, но и латыши, и другие народы тоже. Приезжие российские "звезды" по-прежнему имеют шанс неплохо заработать, потому что Латвия - уже заграница, и платят здесь уже так, как за границей.

Но на свои силы в плане сотворения глобальной поп-музыки Латвия пока рассчитывать не может. Легенда советской эстрады Маэстро Раймонд Паулс, информация о котором с любовью хранится в сердцах родившихся в СССР по сей день, уже давно не сочиняет достойных народных гимнов и занимается то депутатской, то продюсерской деятельностью, а также пишет что-то в свое удовольствие для театральных ансамблей и постановок, не забывая переиздавать классику своего имени в цифровом качестве. Подрастающее поколение уже вряд ли знает, что Паулс когда-то писал для Аллы Пугачевой. О Лайме Вайкуле, для которой писал Маэстро, в латвийских сердцах осталась только память; она окончательно затерялась в безбрежной России. Одна из последних протеже Паулса, образец ассимиляции Мария Наумова (Marie N), выигравшая для Риги первое место на Евровидении, аналогично залегла в тени и лишь изредка мелькает на каких-то светских тусовках, устраивая единичные выступления для элитарной публики. Конкурс "Новая волна", прогоняемый Паулсом на пару с Игорем Крутым, является помпезной пародией на выдающийся фестиваль "Юрмала", и призовые места там отдают все равно тем, кто больше заплатит.

Поп-музыканты, к Паулсу прямого отношения не имеющие, совершают лишь слабые попытки пробиться из недр Риги на поверхность. Linda Leen, "A-Eiropa", "Fors", Yana Key, Ladybird - те немногие, которым улыбнулся шанс быть надолго известными даже в 2-миллионном государстве, хотя в России их тоже кое-кто знает. Ситуация здесь такая же, как и в любой поп-музыке: для маленького рынка - маленькое содержимое. Да и конкурировать с законодателем моды на попсу - Россией - довольно сложно. Так и растут грибами после дождя поп-проекты один за другим, но быстро оказываются срезанными под корень. Тот же аналог "Фабрики звезд" - "Фабрика талантов" ("Talantu fabrika") - был создан уже после появления на ОРТ, но так же быстро себя исчерпал, поведав государству о том, что таланты у нас есть, однако взращивать их лень.

Довольно большой сегмент рынка - не менее процентов 30-ти - занимает латышская фолк-музыка, выполненная в облегченном виде кантри. Трудно назвать кантри попсой, тем не менее, кантри-шлягеры, заполняющие соответствующие программы на национальном телевидении, свидетельствуют о том, что спрос на данную музыку был и есть. Контингент слушателей, в основном, составляет взрослая, сугубо латышская аудитория. Исполнителей данного жанра весьма много (большинство из них находит нишу в недрах лейбла Gailitis G), однако поименно перечислить их могут только знатоки. Издаются фолкористы, преимущественно, только на таком архаичном носителе, как аудиокассета.

"Мостиком" между традиционной фолк- и рок-музыкой можно считать вокалиста группы "Новолуние" ("Jauns Meness") Айнарса Миелавса, некогда известному и российскому слушателю по записанному на русском альбому лирических баллад. Правда, в последнее время Миелавс занимается более продюсированием, нежели собственным творчеством. Под его опекой находится фолк-лейбл Upe, на котором издаются и поддерживаюся наиболее интересные, с глобальной точки зрения, музыканты, гибридизирующие древнюю и современную музыку (Agnese, "Ilgi", Имант Калныньш, Угис Праулиньш, Валдис Муктупавелс).

Marie N

Marie N

Ladybird

Ladybird

Linda Leen

Linda Leen

Agnese

Agnese

Nautilus Club

Nautilus Club

Что касается "чистой" рок-музыки, то ее определение в Латвии заложила группа "Мозгобурь", она же "Prata Vetra", она же "Brainstorm", хотя их творчество, на самом деле, пролегает гранью между той же фолк-, поп- и рок-музыкой. Во многом благодаря харизме ее лидера - Ренарса Кауперса - его команда добилась известности не только в Латвии или России, но и зарубежом. Однако трудно сказать, имеет ли вспахивание мейнстрим-борозды какое-то культурно-историческое значение в целом. Фонетическое безобразие "Скользкие улицы", записанное Кауперсом & Co. совместно с российскими зубрами жанра "Би-2", свидетельствует об обратном. Остается надеяться, что время "Brainstorm" пока еще по-настоящему не пришло, и они еще всколыхнут мировую общественность в обозримом будущем, благо все предпосылки, прорва таланта и даже деньги у них для этого имеются.

Рок-музыка же, в целом, всегда была и есть в большом почете в местных краях, чему способствуют просто какие-то магнитные потоки, не фиксируемые метеоприборами. Первым свидетельством тому является регулярное проведение различных рок-фестивалей, и тут уже Риге дают фору вовсе не столичные города (Валмиера, Мадона). Российские рок-музыканты наподобие "Мумий Тролля", "Машины времени", "Уматурмана", Гребенщикова & Co. холят своим вниманием Ригу, а Рига холит их в ответ. Посещают Ригу и забугорные рокеры, правда, зачастую только те, кто у себя на родине уже порядком выдохся (к примеру, недавно приезжал экс-"Dire Straits" Марк Нопфлер). Есть и местные легенды - одной из таковых считается рижская группа "Цемент", и ее лидер Андрей Яхимович один из немногих не стесняется своей национальной принадлежности, в то время как прочие русские рок-представители тихо тусуются по своим норам.

Однако латышская рок-сцена, еще совсем недавно переживавшая бум развития, все чаще уподобляется "Мозгобури" и уходит в мейнстрим, более не пропагандируя балтийские концепции в гитарном звуке и нордически философских текстах. Так поступают молодые команды наподобие "Бомжей" ("The Hobos"), "Тьмы" ("Tumsa"), "Regarding to public" (re:public) - и отнюдь не ошибаются, завоевывая хоть и небольшой, он зато постоянный круг слушателей рокапопса. Легенды латышской рок-музыки "Ливы" ("Livi"), "Железный волк" ("Dzelzs Vilks"), "Автобус в небесах" ("Autobuss Debesis"), "Благоприятный тип" ("Labveligais Tips"), "Но-но" ("Bet Bet"), "Credo" всплывают на поверхность посредством переделок старого, иногда - публичными выступлениями, но не очень активно стараются завоевать нового слушателя. Только новаторская команда ветеранов "Jumprava" совсем недавно удивила не только выпуском своих архивов на DVD, но и новым альбомом.

Многие мастера гитары находят в здешних краях не только признание, но и успокоение, например, на 35-м километре шоссе Слока-Талси находится место гибели культового лидера рок-группы "Кино" Виктора Цоя, память о котором по сей день живет в сердцах его поклонников и на заборах. А на 11-м километре шоссе Рига-Елгава также в трагичной автокатастрофе погиб басист "Prata Vetra" Гундар Маушевиц.

Где-то между тенью и светом находится творчество рэп-исполнителей. Хип-хоп-культура в Латвии, пожалуй, является единственным ответвлением поп-музыки, которое успешно развивается со времени самого своего зарождения. Каждый район любого города можно охарактеризовать маленьким "гетто", в нем свои законы, свои люди - соответственно, тот, кто умеет сочинить рифму с заложенным в нее глубочайшим смыслом, спешит сделать ее достоянием окружающих. К чему явно незримо приложили руку "House Of Pain", Eminem и "Мальчишник" с Дельфином. Главным рэппером Латвии себя считает Дуб (Ozols) - именно он наиболее мощно вложился в рекламу своего кичливого имиджа от Риги до самых до окраин. Да к тому же внес весомый вклад в интеграцию, выпустив, например, пластинку под названием "Latvieshi / Русские" и поддержав, тем самым, мультилингвальный рэп-проект "Восточный блок" ("Austrumbloks"). Ранее Ozols рэпповал в проекте F.A.C.T., и совершенно разочаровал другого участника данного проекта, Gustavo, создавшего свою версию угрюмого безысходного и бескомпромиссного, латышского рэпа, каким он и должен быть в своей идеологии. В ногу с ним идут и такие далеко небездарные исполнители, как Armands, R-Viss или же дуэт S'T'A'. Из русских представителей рэпа, темы у которых более оптимистичные, хотя подчас и замешанные на политической почве, выделяется команда "Неплагиат". А вот латвийская группа, которая так и называется - "R.A.P." - как ни странно, играет традиционный альтернативный рок.

Помимо замечаемого оком, в Риге бурлит и затихаренная подпольная музыкальная жизнь. Стоит отметить почитателей джаза (в частности, самых ярких представителей "нового" джаза Time After Time) или же металла: несмотря на то, что данные жанры в последнее время не афишируются повсеместно, как это было совсем недавно, существует довольно широкий и постоянный контингент их поклонников; правда, творят ли они что-то своими силами - доподлинно неизвестно. Современная электронная музыка занимает почти такую же нишу: проекты наподобие "Selffish", Kriipis Tulo или "Gas of Latvia", по качеству не уступающие западным аналогам, работают, в основном, только для себя. Неформалов и альтернативщиков сближают клубы по интересам, одно из альтернативных мест отдыха-долгожителей - клуб "Депо", пытающиеся за ним угнаться - "Salamandra", "Pulse".

Вообще же, клубную жизнь в Риге и диджеизм можно охарактеризовать как самое сильное молодежное движение за последние годы. Понятие "модная тусовка" для нового поколения пришло сюда прямиком с тлетворного Запада и получила успешное развитие. В столице имеются десятки клубов различной направленности, объема, забитости, откровенности и проч. - на любой вкус и цвет. Самые большие заведения ("Roxy", "Nautilus", "La Rocca", "Vegas", "Essential") содержат в себе по нескольку залов: в одном играют ыц-ыц, в другом - русское, в третьем - медляки или ретро, хип-хоп или r'n'b... Свою нишу имеют также drum'n'bass, house, в небольшом количестве - funk. Однако сцена эта так же невелика, как и остальные, "громкие" имена звучат громко только для тех, кто их хочет слышать. Тот, кто пробивается на западный рынок, делает это тоже только для себя, афишируясь весьма скромно. Музыка и музыкальные концепции, в этом случае, все равно особого значения не имеют: приток иностранного туриста ориентирован в клубной жизни совсем на другие задачи.

А вот чем Рига могла бы, действительно, похвастаться перед мировой общественностью - так это этническими корнями, фольклором, который, по своей природе, весьма уникален и интересен. Регулярно проводимый национальный праздник песни и танца, на который стекаются фольклорные проекты и ансамбли со всей Латвии, пожалуй, является единственным достойным показателем латвийской музыкальной культуры. Его концепция интересна тем, что ее НЕ СКОПИРОВАЛИ с чего-то чужого, как это в музыке происходит сплошь и рядом. В недрах Латвии таится много музыкальных идей, но эта - единственная, поддерживаемая государством на глобальном уровне. Однако, по аналогии со всеми остальными, латвийские музыканты, работающие в академическом жанре, добиваются успеха за рубежом на различных фестивалях и конкурсах, но на Родине о них имеется весьма смутное представление.

Виной этому ни в коем случае не является информационный вакуум. В Латвии весьма активно развиваются информационные технологии, и всякий, имеющий доступ в Интернет, в частности - к локальной сети файлообмена, скорость в которой подчас достигает скорости копирования с одного носителя на другой, - при желании может себя просветить на все сто. Более десятка радиостанций в одной только Риге несут в массы различный музпросвет как на русском, так и на латышском языках, охватывая практически все вкусы и интересы. Пройдите по центру Риги - и если вам интересна музыкальная жизнь, в конце недели или даже в будничный день всегда найдется мероприятие, которое интересно посетить. Вопрос авторских прав и пиратской продукции поставлен на широкую ногу: крупные западные лейблы озадачили местных чиновников настолько, что был введен даже специальный налог на пустые носители - DVD- и CD-матрицы. Публичное проигрывание MP3-дисков трактуется как нарушение закона и время от времени преследуется. Еще немножко - и у латвийских музыкантов появится хорошая основа для оплаты своего творчества.

Так что для того, кто может творить, практически нет никаких преград, но, как всегда, все упирается в личный финансовый вопрос: жизнь в целом дорожает, жизнь индивидуума - нет. В основном, деньги у музыкантов пока что только отбирают, а не дают. Но традиционный умеренный прогресс в рамках закона - это, скорее, хорошо, чем плохо. К чему-то положительному приходят все.

Mr.Prolix, специально для "Звуков.ру"

Комментарии 30 комментариев добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

тудым-сюдым
Предыдущая статьяЕще одна Microstraava"Четыре берега" Brainstorm в ЕлгавеСледующая статья

© 1998—2020, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх