частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе кино неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



Андрей Дергачев: неизвестное интервью

Андрей Дергачев

Многие считают, что твоя музыкальная карьера началась с Ежи и Петруччо, так ли это? (Если сейчас оглянуться назад, то где та самая засечка, от которой можно начать отсчитывать музыкального Дергачева? Что послужило, так сказать, основополагающим толчком в эту атмосферу?)

Не думаю, что существует такая вещь как музыкальная карьера Дергачева, так что никакой засечки и не было.

Как в твоей жизни появился Андрей Андрианов?

Именно первую встречу не помню. Как-то это произошло. Подробности можно посмотреть в ответах Андрианова.

Есть ли желание сделать ещё какие-то экспериментальные проекты, вроде Ежи и Петруччо или, может быть, продлить жизнь этих героев третьей пластинкой? Или сейчас "избыток сил и времени" больше не появляется на горизонте?

Желание есть, но не сильное. Так что пока работа берёт верх.

"Не могу сказать, что я "вкладываю душу" в ЕиП". Во что же всё-таки вложена душа Дергачева?

Душа не деньги, чтобы её во что-то вкладывать. Всё хорошо и так, само по себе, зачем же одно приносить в жертву другому.

Какой аппаратурой ты пользуешься? Сейчас всех очень волнует вопрос, что же лучше, аналог или цифровое оборудование? Что ты думаешь на этот счет?

Ммм… с компьютером легко получить разнообразие возможностей, это дешёвый и доступный инструмент в противоположность дорогим железным синтезаторам... но когда мне грустно, я предпочитаю побренчать на гитаре или подудеть или попеть...

В конце концов, какая разница, цифра или аналог. Если у вас есть средства, вы пишете в дорогой микрофон на дорогой аппаратуре, если нет - обходитесь тем, что есть. В обоих случаях может получится плохо.

Какими из виртуальных музыкальных инструментов ты пользуешься и как часто?

За последние полтора года я не пользовался ни одним VST инструментом.

Ты когда-нибудь играл свою музыку со сцены? Как ощущения?

Очень давно, в армии, пел песню, волновался, не понравилось, Думаю, я не любитель подобных переживаний.

Какое у тебя образование? Как считаешь, нужно ли непременно получить специальное образование?

Был отчислен с первого курса Бауманского, тогда ещё, училища. Музыкальное образование сильно облегчает жизнь, как мне кажется, если вы планируете зарабатывать на жизнь музыкой. Хотя, на что указывает пример многих людей, и это не является обязательным. Зависит от того, как именно вы собираетесь это делать.

Музыка в кино - особый жанр, законы целостного музыкального произведения вряд ли для неё подходят, есть ли какие-то каноны создания саундтрека?

Если честно, я не очень люблю музыку в кино. Обычно ей пользуются как кетчупом, заливая фильм, чтобы склеить то, что не клеится, или прикрыть обман. Есть ли каноны? Не знаю. Есть стереотипы восприятия у зрителя, и пристрастия и склонности у композитора.

Очень много вопросов, касающихся твоей работы в кино. В "Изгнании" ты не только сочинил музыку, но и выступил уже как звукорежиссер. Вообще, звук в кино - что входит в это понятие?

"Изгнание" - мой первый фильм в качестве звукорежиссёра и второй как композитора, а вы задаёте мне вопросы, словно я обладаю опытом десятилетней работы в кинематографе. На самом деле, мне удивительно, отчего всех в такой степени интересует кино? Я не хочу умалять способности людей, затраченных усилий и значение некоторых произведений кинематографа, но если бы вы видели, какая пропасть зачастую лежит между процессом создания фильма и конечным результатом, то, думаю, интереса было бы меньше. В конце-концов, это всего лишь один из видов деятельности человека, пускай самый зрелищный и насыщенный, способный вместить в себя почти все остальные виды искусства, но это результат усилий человека, со всеми вытекающими последствиями и присущими атрибутами: "хорошо" - "плохо", "интересно" - "скучно", "красиво" - "безобразно". Я не могу до конца разобраться в своём отношении к кино, но иногда я думаю, например, о том, что не представляю, чтобы кто-то, посмотрев на небо сказал: "Посмотри, какое безобразное облако" или "Этой туче недостаёт тёмных тонов".

Пожалуй, мне следует перейти ко второй части вопроса . Что входит в понятие "звук в кино"?

Всё что вы слышите с экрана.

В чем заключается особенность работы композитора-звукорежиссера, создающего музыку для кино, от просто композитора? Как вообще выглядит сам процесс? Ты просматриваешь уже смонтированный видеоряд, читаешь сценарий, или может быть вместе со всеми присуствуешь съемочной площадке?

По-моему, ничем не отличается. Когда я занят звуком – я то, что называется звукорежиссёр, когда я занят музыкой – я то, что называется композитор.

Как определяется каким будет звучание (картинка, реплики). Где обычно кроется зацепка для музыкального материала?

Есть вещи, которые мне нравятся независимо от моей профессии или необходимости работать на каком-либо проекте. А вообще, как сказал один человек, "в плохом кино хорошего звука не бывает". Это, конечно, утрированно, тем паче, что "плохо" и "хорошо" у каждого своё, но иногда в звуке появляется некое качество, которое я бы назвал вниманием. Тем вниманием, когда вы вдруг видите и слышите всё целиком, не упускаете деталей и при этом не прилагаете к этому усилий... Не во многих фильмах есть возможность подобного воплощения. В "Изгнании" была такая возможность... В недавно ещё раз увиденном по ТВ турецком фильме "Отчуждение", это качество звука и изображения я обнаружил в полной мере. Грустно... Столкнутся с подобным проектом сейчас практически невозможно. Мне кажется существующее полно само по себе, но зачастую оно погребено под развлекающим нас сюжетом и придуманными смыслами.

Где кроется зацепка для музыкального материала? Во мне. По этой причине я и не стремлюсь выступать в качестве композитора.

Ты интересуешься музыкой, которая звучит в "чужом" кино? Можешь назвать нескольких любимых композиторов и пояснить, чем именно они тебя заинтересовали?

Не интересуюсь. Есть пара саунд-треков, которые мне понравились, но если есть возможность выбора: слушать или не слушать музыку; то обычно я её не слушаю. На случай когда у меня всё же появляется такое желание, у меня есть два CD.

В самые первые минуты фильма, когда толком ещё зритель не разобрался в сюжете и героях, музыка, звучащая с экрана помогает ему разобраться в происходящим, задает нужный тон. По саундтреку можно угадать примерное настроение и жанр картины. Судя по трейлеру, в "Изгнании" вообще актёры не очень-то разговорчивы и вся основная нагрузка лежит на картинке и на саунде в целом. Чувствуешь ли ты всю ответственность перед зрителем, когда начинаешь работать над звуком кинокартины?

Ответственность я почувствовал только за два месяца до окончания работы над фильмом в связи с тем, что отпущенного нам времени катастрофически не хватало для того, чтобы всё сделать спокойно и хорошо. И ответственность эта была не перед зрителем (который, кстати сказать, многое воспринимает как данность, и в этом ему повезло), а перед компанией, выпускающей фильм. Я, честно говоря, не очень понимаю оборот "ответственность перед зрителем". Разве зритель знает, как должно выглядеть и звучать то, что он увидит и услышит (я не имею ввиду технический аспект)? А если знает, то для чего он идёт в кино?

Что занимает львиную долю времени при работе над картиной? Какие моменты кажутся Вам самыми сложными в этом процессе?

Организация и запуск всего процесса. Если соотношение отпущенного времени и человеческих ресурсов правильное, то всё проходит достаточно спокойно. Если нет, то сложным становится всё. Все устают, начинают недолюбливать проект, качество падает и т.д.

Говорят, что при озвучивании "Изгнания" вы столкнулись с проблемой - главная героиня слишком сильно артикулировала и из-за этого произносила слова довольно медленно. Как решили проблему?

Всё как раз наоборот. Мария хорошо произносила слова и по артикуляции сложно догадаться, что она шведка (а точнее норвежка). А некоторые проблемы с ритмом речи... ну как-то справились, это же не корабль на луну запускать.

Есть ли какие-то забавные секреты записи звуков для кино? Ведь, подчас там для озвучания используются совсем не те предметы, что мы видим на экране.

Должен разочаровать - чаще всего хорошо звучит именно оригинальный предмет. А в саунд-дизайне иногда используется тот приём, о котором вы говорите.

В чем особенность работы для Dolby Digital?

Всё что я знаю о Dolby Digital - это то, что он не любит высоких частот и то, что коэффициент сжатия звука в Dolby Digital больше, чем в МР3.

В "Изгнании" звучит музыка эстонского композитора Арво Пярта. Как он там появился? Вы работали совместно или просто тебе пришел готовый материал?

Музыка Арво Пярта привлекала Андрея (Звягинцева) ещё до "Изгнания", и два его произведения были выбраны и взяты с обычного компакт-диска и использованы c разрешения, насколько я помню, компаний ECM и UNIVERSAL EDITION. Несмотря на то, что права на его музыку принадлежат этим компаниям, мы решили связаться с Арво Пяртом (благо, что однажды мы это уже делали, когда хотели использовать его музыку в фильме о фильме "Возвращение") и спросить его о возможности представления его в качестве композитора фильма. Таким образом, в фильме два композитора.

А кто исполняет музыку к фильму, кто делает аранжировки?

Фортепианное произведение Арво Пярта "Fur Alina " звучит в фильме в дважды в исполнении двух разных пианистов – Любимова и Malter'а. "Kanon pokajanen" (музыка на финальных титрах) звучит в исполнении Эстонского Филармонического хора под управлением Tonu Kaljuste. Оригинальная музыка была полностью собрана на компьютере из различных сэмплов (у меня отсутствует так называемое предслышание произведения, и я не могу придумать музыку в голове, мне нужно её слышать). После того как музыка была собрана, я отдал её своим друзьям, Тане Михеевой и помогал ей Дима Чеглаков, чтобы они перевели всё в ноты.

После партитура была отдана Андрею Котову, руководителю ансамбля древнерусской духовной музыки "СИРИН". Запись бала произведена в храме Крутицкого подворья.

Говорят, с Андреем Звягинцевым вы познакомились тогда, когда он получил от тебя кассету. Что за треки были на ней? Как давно это было? И если сейчас в руках у тебя был бы этот материал, стал бы ты его посылать кому-то для ознакомления?

Это была кассета с попытками написать музыку для современного балета. Что-то мне оттуда нравилось. Так что, может быть, и сейчас я проделал бы тоже самое.

Почему фильм получил название "Изгнание", ведь в начале предполагалось совсем другое название - "Запах камня"?

Были и другие названия. "Запах камня" - это название первоначального варианта сценария написанного Артёмом Мелкумяном по повести Уильяма Сарояна "Laughing matter".

Вокруг Вас очень много Андреев, как Вы считаете, в этом кроется какой-то магический смысл?

Не думаю.

Откуда этот псевдоним - "Пафнутий"?

В 89-м (кажется) с друзьями ездили в Боровск. Местный монастырь находился на ремонте и при осмотре его достопримечательностей я нашёл оставленную кем-то из строителей кожаную кепку. Монастырь назывался - монастырь Пафнутия Боровского.

Кепку я носил ещё долго, а друзья стали называть меня Пафнутием.

Верите ли вы в счастливые совпадения и случайности или считаете всё происходящее результатом человеческой деятельности и только?

Я вижу, что когда появляются "хорошо" и "плохо", то вместе с ними появляются удача и неудача, усилия и результаты.

Что для тебя восточная философия и поэзия?

Не понимаю, что вам даст мой ответ.

По-твоему большая часть жизни Дергачева посвящена?

По большей части я решаю насущные проблемы.

Acme A


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх