частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♬ старт ♬ музобоз ♬ эссе ♬ кино ♬ неблог ♬ форум ♬ поиск: внутри / снаружи ♬ нашлось |
|
Еще одна Microstraava11.01.2005Фестиваль электронной акустической музыки, впервые организованный в Риге более чем полгода назад энтузиастами местной сцены подобного рода, похоже, набирает обороты. Ходят мысли, что заниматься устройством подобных мероприятий в клубе Depo будут впредь регулярно, чуть ли не каждый месяц, однако логичность подобных заключений до конца неясна. По умолчанию, представляемой подобной музыки не может быть много, как не может быть много хорошего вина многолетней выдержки. С другой стороны, подобная направленность может выливаться и в популяризацию музыки, на которую, опять же по умолчанию, не может быть навешен ярлык "популярной". Оставим этот вопрос на усмотрение авторов; слушатель, подобный мне, да и я сам, наверняка не находится в физическом состоянии, чтобы внимать музыкальным экспериментам (и/или только им) с завидной частотой. Подобный фестиваль все-таки должен быть неким праздником, для души и мозга, которым можно насладиться, пребывая только в нужном состоянии сознания и настроении. Наверное, все это было присуще и мне, когда я в очередной раз очутился внутри "МикроТока". В последнее время с новизной в музыке получается категорический облом. Такое ощущение, что вокруг творится только звуковой, давно уже изученный хаос, не внушающий особой симпатии. Даже предположить было трудно, что меня зацепит нечто новое, и так оно, по сути, и произошло. Многие представленные на фестивале музыканты перекочевали сюда из первой серии, и учитывая временнОй период, можно было догадаться, что их собственное творческое развитие не ушло слишком далеко. Однако на этот раз у фестивального образа, в целом, нарисовались довольно четкие грани - там звучала музыка, или звуковые эксперименты, которые ОПРЕДЕЛЕННО вписывались в одну и ту же струю. Несмотря на то, что составляющие этих потоков были, по сути, различны. Теоретическое описание такой музыки представляется довольно сложным. В заявленном проспекте многие музыканты позиционировались как авторы "clicks & cuts", однако данный жанр можно было приписать им весьма поверхностно. Cuts пребывали во множестве, а вот clicks - весьма расплывчато. И они наверняка при этом не играли основной роли, я бы даже сказал - вообще никакой роли не играли, да и лучше уж вообще бы их не было. Я уже давно подозревал, что сам такой термин и построение хаотичной музыки придумали просто от бессилия. Типа - ну так надоела нам эта гармония, что хочется реальной какофоничной встряски. И эта встряска какое-то время существовала, как приход. А когда приход кончился и начало отпускать, вдруг все увидели, что гармония все равно должна существовать. Она может быть неуловимой, и должна быть неуловимой в музыке, а присыпка всяким шумом сверху - на любителя. И основной на этот раз была именно какая-то неуловимая звуковая атмосфера, составляющие которой туманились, наслаиваясь одна на другу. Можно предположить, что на этот раз мероприятие было посвящено каким-то новым видам химико-биологического ambient, очень "неправильного" ambient. Путешествие по которому напоминает путешествие по лабиринту без карты и всякого намека на поиски выхода, даже клубочек за собой не распутываешь. Просто идешь и идешь прямо, и вдруг - тупик. Или же - поворот налево там, где предполагался поворот направо. А может случиться и так, что зашел - и сразу вышел. Что-то такое подобное жило в данной музыке, хотя тут мог иметь место и фокус - может быть, так просто казалось? Хотя вряд ли. Такие очевидные вещи не могут казаться. Началось мероприятие с выступления латвийского проекта "my-ym" (заодно с i_bo Johansson), и их подачу можно было бы оценить как "beep & go". Один из авторов, в соответствующем прикиде и шапочке, отдаленно навевающим шаманские темы, сидел посреди зала, погруженный в непонятные программы компьютера, располагавшегося на интересном постаменте в окружении свечей. Наверное, из этого колдовского нотбука проливался в зал дождь микроскопических, случайно организованных звуков в настроении, схожем с musique concrete, периодически то хлеставщих по ушным раковинам, то их обволакивающих. В это время другой соучастник, проассоциировавшийся у меня с учителем физики, заплутавшим глубоко в горах, ходил по залу и держал в руках некий агрегат, напоминающий радиоприемник или миноискатель. Наводя торчащую антенну на различные предметы обстановки (лампы, стены, выступы, колонны, розетки, кресла, даже гомо сапиенсов), исследователь задумчиво прислушивался к видоизменяющемуся писку или скрипу, словно игнорируя своего коллегу. Фонил забавно. Следующим открытием стал булькающий замес "blip & swim" в исполнении Evgeniy Droomoff & Sound Meccano (он же Rostislav Rekuta). Я уже не впервые заметил, что играть спиной к публике в "Depo" становится доброй традицией; в этом есть определенный прикол - видеть, как музыканты вращают всякие ручки и поворачивают рычажки. Дуэту латвийских электронных импровизаторов со стажем вид со спины вполне подошел. Для их выступления не подготовили никакого видеоряда, но сами авторы при этом вполне его замещали. Они производили впечатления реально крутых перцев, для которых выдавить в воздух несколько непринужденных звуковых вибраций не составляет особого напряга. При этом их озабоченный, молчаливый и серьезный вид располагал к совершенно другому восприятию музыки. От нее перло как от капли воды, попавшей в огромный водоем с неба и нагнавшей в результате шквальные волны на прибрежные территории; но вряд ли подобная динамичность была бы возможна без наблюдения за самим процессом ее зарождения. Наконец, весьма неожиданным для меня оказалось впечатление от проекта Kriipis Tulo, за которым скрывается вездесущий рижский саунд-дизайнер Кирилл Ломунов. Выступление в духе "dream & fly" не обошлось на этот раз без видеоподдержки, автором которой выступил не менее небезызвестный VJ Mutal. Он почти в точности соответствовал музыке, корни написания которой, по словам автора, лежат в самой природе и окружающей среде: какие-то клонирующиеся растения, волны, космические коллажи, слепленные из непонятных компонентов. Сама же музыка лично на меня повеяла каким-то приятным ретро-холодом; ее синтетические составляющие располагали одновременно и к ностальгии, и к благочувствию. Однажды мне показалось, что звук идет прямиком из фильмов Жака Кусто, так много в нем было зеленых кораллов и фиолетовых рыбок. Памятуя о нечеловеческих экспериментах Кирилла в рамках электронного гестапо "Oloolo", было большим и положительным удивлением услышать с его стороны подобную гуманную точку зрения. Звездой шоу был шведский минималист Andreas Tilliander. Точнее, он позиционировался устроителями фестиваля как "гвоздь". Устроители подобных мероприятий всегда делают кого-то гвоздем, вопрос тут только в подношении информации и доверия слушателя. По моему мнению, в нынешнее время на подобной музыкальной арене, вообще, не может быть "гвоздей". Есть люди, в которых вложили деньги, и есть люди, которые сами вкладывают деньги. Латвийские музыканты относятся пока ко вторым, но играют они ничуть не хуже, а иногда даже и превосходят западные "аналоги". Признаться, я сам раньше даже не слышал, что есть такой Tilliander, ведь в мире, и в мире glitch-электроники, много кто есть. Да и сейчас его существование для меня весьма абстрактно, музыка - тем более. Tilliander, судя по всему, весьма одаренный исполнитель и продюсер, если сумел заварить такую кашу со своей популярностью, но умолчать при этом, на чем она основана. На microstraav'е Tilliander - долговязый норд с традиционной скандинавской прической а-ля "хожу в дорогие парикмахерские, но не стригусь" - отличился от остальных лишь тем, что на него подали звук большей мощности. И музыкант закономерно накачал стены мощным гулом, от которого по телу бежала легкая дрожь. В центре гула периодически фигурировали какие-то шумовые движки и петли, иногда возникала псевдоритмика, но в целом, музыка была настолько громогласная и пугающая, что мне хватило совсем немного времени, чтобы ею насладиться по полной. Было весьма загрузно и вовсе не dub-tech, как следовало из афиши. Такое "звездное" выступление, однако, полагалось бы запланировать в самом начале. Публика на мероприятии тоже наблюдалась какая-то "другая". В большинстве была слышна, как ни странно, русская речь, но на каком языке говорили, было неважно. Важно было то, что все опять говорили. Говорили и говорили, будто пришли вот так специально в "подпольный" клуб поговорить, попить пивка, несмотря на то, что речь глушится транзисторными психоволнами и галлюциногенными щелчками. Может, это фишка какая-то у публики сейчас? А может, всех просто тянуло на "поговорить". Например, в течение около полутора часов я наблюдал картину, как передо мной на импровизированной кровати в виде "сидячего места" отдыхала некая молодежь - две девушки, юноша-школьник, немного, на полметра в высоту переросший своих сверстников, и молодая мама на каком-то непервом месяце беременности. Из всей компании, на кровать которой регулярно перемещались другие посетители, видимо, их знакомые или друзья, только порочная девушка время от времени внимала звуку, что происходил в зале. Или мне так показалось... Вообще, если бы я был беременным, то предпочитал бы для внутриутробного взращивания потомства другие места. С одной стороны, конечно, спокойнее обстановки не найти - никаких явных звуковых ударов в область паха, никакой агрессии, только небольшое давление на уши и вибрация области таза, если находитесь в сидячем положении. С другой - риск для сознания ребенка неоправданный. Родиться может гений: научился еще в зачаточном состоянии находить гармонию в хаосе и - бац - нашел способ решения задачи Пуанкаре. А если не научился?.. Там уже обратный эффект, причем вряд ли обратимый. Вот люди слушают рок и джаз, "Тату" и Стинга. Или же clicks&cuts, glitch и IDM. В первом случае они слушают мелодику, которую сочинил профессиональный композитор, во втором - свое подсознание, на которое воздействуют личности совершенно загадочные. Откуда, вообще, это идет? Почему одни к этому могут прислушаться, а другие просто видят в этом хаотичный набор звуков? Как вариант - причина кроется в окружающей атмосфере, которая окружала вас, пока вы дышали водой под материнской кожей; что-то есть в этой музыке внутривенное. В атмосфере шума машин, заводов, пылесосов, унитазов. Тотальной дисгармонии, за которой, на самом деле, скрываются вполне закономерные вещи. И такая музыка должна иметь полное право на существование; однако то, с чем знакомят слушателя на фестивалях "microstraava" - на мой взгляд, только начальное звено в ее зарождении. Было бы неплохо в процессе проведения подобных мероприятий наблюдать за ее становлением; у латвийских музыкантов и организаторов в этом плане есть мощный потенциал. Mr.Prolix, 7.01.2005
|