частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе кино неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



На экране окна vol.9: "Final Destination 2" - пятнадцать человек на сундук мертвеца

23.07.2003
"Сценаристы додумались просто до невероятных и порой фантастических способов того, как можно отправлять людей на тот свет."
Craig Perry, продюсер

Фильм, конечно, не совсем новый, вышедший этой весной или что-то типа того. И очень многие его ругали. Да практически все, кто посмотрел. Но я ругать фильм не буду. Пожалуй, за последние несколько месяцев это единственный фильм, от которого я получил удовольствие.

Как помним, в первой части "Пункта назначения" присутствовал весьма завораживающий мистический сюжет: один из тинейджеров, летящих на самолете, увидел знамение катастрофы и успел спасти нескольких своих корешей и корешек. Правда, потом оказия приключилась, от смерти все равно никто не ушел. Причем от смерти весьма вычурной и неординарной. Все в первом фильме было обставлено со вкусом, а местами даже было страшно. Мне он понравился, хотя, конечно, более серьезной подоплеки вещам можно было бы придать, если бы главные герои были зрелыми взрослыми людьми, разум которых сковывает Непостижимое. Но и в качестве молодежного триллера вполне сошло.

Во второй части на мистику все полностью забили. Конечно, есть еще какие-то объяснения по типу: "Смерть все равно найдет вас. Если Смерть положила на вас глаз, то от нее не убежишь и не скроешься. Если вы находитесь в списке Смерти, то оттуда уже не вычеркнешься." Но в них не верят даже сами герои. Над этими тезисами они постоянно стебутся. Причем более всего стебутся сценаристы и режиссер - David R. Ellis, который доселе, практиковался, в основном, на постановке спецэффектов и трюков. Собственно, весь фильм как раз из них и состоит. Наверное, Эллис решил так: зачем нам все эти гамлеты и простомарии, сюжет - это для слабых. Так, приправим маленько здравым смыслом, чтобы все не выглядело как один большой спецэффект. Поэтому сюжет - даже не вкратце, а как есть - заключается в том, что люди просто мрут, причем очень смешной и веселой смертью, мрут, несмотря на то, что главные герои пытаются это предотвратить. Но мрут очень красиво и эффектно. Фантазия в этом плане у авторов кино работает на полную катушку.

Создается такое ощущение, что для придумывания всей этой радуги смерти не обошлось без наркотического вмешательства. Каждый кадр сей черной комедии Эллис, видимо, создавал с косячком в зубах, протягивая по конвейеру все штампы ужасников, художественных фильмов для детей старшего школьного возраста и философии Стивена Кинга вкупе с Паоло Коэльо. Начинается фильм с титров, которые по шрифтовой гарнитуре очень похожи на сериал X-files, да что там похожи - это и начинается какая-то внеочередная серия X-files, ибо в это время на экране телевизора какие-то пердуны в каком-то ток-шоу возвышенно грузят не тему гибели рейса 180 и о том, что там явно не обошлось без Непостижимого. Чисто наркоманская передача "Гордон".

Практически все герои у режиссера - наркоманы, скрытые или явные. Девчонка по имени Кимберли (ее играет A.J. Cook, и ее мы имели честь видеть в "Девственницах-самоубийцах" - кстати, что-то в этом есть) - самая отъявленная наркоманка. Ее постоянно пучат какие-то видения смерти, причем они настолько реальные, что когда Кимберли выходит из ломки, сама уже не может разобраться, где реалка, а где матрица. Она очень боится смерти и все время вспоминает о загадочной катастрофе авиарейса из первой серии, а также о не менее неправдоподобных смертях всех, кто остался в живых. И когда Кимберли куда-то уезжает с тремя своими друзьями на новеньком красном Chevrolet Suburban за сорок с лишним тысяч долларов, отец вежливо предупреждает ее: не сиди, доченька, возле вентилятора, а то простудишься и умрешь. Подруга Кимберли уже до того затарилась антрацитом, что с весьма характерным безразличием и очень недвусмысленным взглядом уверяет, что все будет ромашкой; в дороге ее постоянно мучает апатия. Два дружка Кимберли, вообще, открыто затариваются травкой и ловят традиционные глюки наподобие обнаженной женской груди, проезжающей мимо на мотоцикле.

Но это все не имеет особого значения, т.к. друзья Кимбрели все равно умерли еще на первых минутах фильма. Зато Кимберли удалось спасти кучу народа, ибо ей опять чего-то стукнуло в башку, привиделась катастрофа, и она остановила свой бусик посреди дороги, чтоб не дать погибнуть участникам ее супер-видения. И среди этого народа - опять какие-то подозрительно нездоровые личности: офицер полиции, своими повадкам напоминающий тормознутого Нео (он ищет в Интернете факты о катастрофах и находит различные web-адреса с загадочными расширениями srv), закоренелый кокаинщик, который унюхивается порошком, как только представится случай, чернокожий учитель, по правилам кварталов носящий с собой заряженную пушку. Еще какая-то бабенка, постоянно подкуривающая из тонкой сигаретки, какая-то беременная женщина (при взгляде на ее официальное фото в архивах полиции становится ясно, что и она из той же компашки). Есть и кадр, выигравший в лотерею сколько-то там тысяч баксов, но у него уже отходняк, как только он приходит домой, то сразу бросается на кухню готовить, на жрачку его тянет. Из предыдущей серии авторы вытащили девчушку Клир Риверс, которая единственная из всей самолетной своры осталась в живых; теперича она, заметно постаревшая и недоспавшая, лечится в наркологической клинике. Конечно, по сценарию утверждается, что она спряталась там от страха, дабы избежать смерти и, вообще, всего, что может ее вызвать, и это вовсе не наркология, а психбольница. Но зрителю-то понятно, что в таком случае замкнутое помещение должно быть идеально пустым, а не с заполнением телевизора (может взорваться), скальпеля (может вонзиться) и фотографий (могут застрять в глотке).

Есть еще укуренные спасатели (из отряда "Monthy Python"), которые как-то очень неумело спасают, прямо до смерти. В лифте мне понравился т.н. "человек с крючками", из разряда нюхачей, который обнюхивал зашедшую туда женщину и от этого тащился. Но самый большой цинус - это прибитый малолетний пацан, который от потери сил даже не смог вытащить из машины застрявшое бревно, да и вообще едва сам не попал под машину. Но с ним режиссер аппетитно сводит счеты в самом конце фильма - так, что у меня челюсти свело от смеха.

Вот такая компания подобралась в фильме, и все они озабочены одной целью - избежать смерти, но выжить.

Основной мрак фильма состоит в нахождении неких знаков (привет "Алхимику") и их дальнейшей расшифровке. Причем эти знаки могут быть где угодно - то ли в матричном видении Кимберли, то ли наяву. На теорию о знаках героев, пытающихся избежать смерти да другим помочь, натолкнул некий Оракул - огромный негр, служащий в морге. По словам Клир, "он знает о смерти больше всех нас". Тут все логично. А более всего симпатичен знак с победителем лотереи. Когда он заходит на свою кухню и начинает приготовления к наполнению желудка, на холодильнике у него висят четыре стикера в форме букв "HEYE". Потом первая буква отклеивается и падает в пакет с макаронами, остается "eye", то бишь - "глаз". Везунчик мог бы быть более внимательным и предупредить свою смерть, и не искать ее причину во взорвавшейся микроволновке или же падении с лестницы. А так его смерть, наверное, запомнилась многим, кто смотрел фильм, очень уж все натуралистично выглядит, я слышал, при просмотре фильма на этом месте какая-то сударыня в кино даже облевалась.

Комбинация всех "знаков", которые проходят по фильму, с действиями, которые наступают после них, вообще, заслуживает самых громких аплодисментов. Во-первых, не всегда они означают то, что хотелось бы узнать, а иногда даже служат очередным знамением смерти. Иногда они вовсе ничего не означают. После одного из своих глюков на вопрос о том, что такое необычное видела Кимберли в своем сне, она ответила: "Ну там был человек, который ехал за рулем и пил пиво". Конечно, когда кругом одни наркоманы, сей факт кажется странным. И я весь фильм ждал, когда же выяснится, при чем тут был человек, который пил пиво за рулем. Но оказалось, что это просто так - ну ехал чувак, наслаждался жизнью. Чего странного-то?

Но зато проясненные и сбывшиеся знаки рассчитаны не очень неслабонервного зрителя. В числе особо извращенных смертей крупным планом числятся: отрезанная голова; голова, пробитая осколком металлической трубы; расплющенное тело; тело, разрезанное на несколько кусков в стоячем положении; тело, сожженное в результате взрыва кислорода. Не премину опять же заметить, что финальная смерть прибитого пацана - номер один в списке хитов. Все очень натуралистично, но в то же время как-то не особо отвратительно. Даже сами герои морщатся от подобных штучек весьма поверхностно. Но вот от чего передернуло даже меня - это когда очередной жертве Смерти СВЕРЛЯТ ЗУБ. Причем это показано очень крупным планом, с подобающей позиции стоматолога. Этот момент фильма я прокрутил. Еще довольно неприятный момент - когда из соска выдирают серьгу. Но он длится недолго, хотя все равно после него мне часа три не хотелось кушать.

Все это, впрочем, опять же не имеет смысла, ибо самое главное в фильме - его неповторимая атмосфера. У очень немногих фильмов есть такая. Например, что-то подобно тонкое я заметил в комедии "Марс атакует!". Атмосферу невозможно уловить физически, да и почувствовать тоже, а нащупывать какие-то логические связки, почему и откуда это происходит, тем более не стоит. В общем-то, прелесть в том, что фильм просто легко и с интересом смотрится. И даже не один раз.

Так что, если не видели и если у вас все в порядке с нервами - рекомендую.

Mr.Prolix

P.S. Секса и любовных перипетий, к счастью, в фильме нет ВООБЩЕ.


Комментарии 4 комментария добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

⇐ тудым-сюдым ⇒
Предыдущая статьяMassive Attack в наших краях: повеяло холодком"Философские сказки": Евангелие по Козлову для взрослых детейСледующая статья


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх