частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♪ старт ♪ музобоз ♪ эссе ♪ кино ♪ неблог ♪ форум ♪ поиск: внутри / снаружи ♪ нашлось |
|
Forte Futura Riga04.06.2001Реклама фестиваля Forte Futura, в 3-й раз прошедшего в минувшие выходные на Кипсале, была скудной и неэффективной. Наверное, вследствие этого число посетителей оставляло желать лучшего, и организаторам явно не повезло с выручкой. Тем не менее, посетив это мероприятие, я убедился, что на этот раз публика проигнорировала мероприятие зря. В прошедшие годы программа фестиваля была довольно интересной, на землю латвийскую ступали ноги таких величин как DJ Kubikoff, Karl Bartos, Mad Professor; в этом из выступавших в выставочном павильоне взор народа, прежде всего, привлекали "Deadушки" - старая-престарая industrial/punk/rock группа из России, в последнее время активно прибегающая к электронным экспериментам. Выступать "дедушки" должны были в субботу, т.е. во второй день фестиваля, в тот же день, как гласила афиша, программа обещала быть интересной. Куча неизвестных мне команд, играющих "eclectic electro, etno d'n'b, trip hop, chemical beats", выглядела в одном месте интересно, поэтому расставание с тремя латами было довольно безмятежным. Уже на входе меня несколько насторожило полнейшее отсутствие народа. За полчаса до начала вечеринки у входа тусовалось от силы человек 20. К ее началу набралось еще столько же. Чем это было обусловлено, я понял только потом, и только потом заметил, что в среде прибывших не было полуголых хихикающих малолеток и новомодных хипхопперов со штанами-флагами и кроссовками до подмышек, каковые обычно наполняют "Pepsi Forums" и "Вернисаж". Публика собралась довольно взрослая и солидная, временами наблюдались волосатые личности, пришедшие сюда понятно зачем. В итоге набралось, возможно, человек 200, что в огромном выставочном павильоне было, как сказал мой знакомый, в стиле "китайцев - на каждого человека по 10 квадратных метров". Но почему-то так было еще лучше - больше воздуха и меньше свинства. Собрались, в общем, только те, кто хотел послушать качественную музыку. Правда, наблюдались и такие личности, которые, видимо, по-старинке ждали дискотеки и "колбасы"... но об этом позже. С самого же первого выступления я понял, что пришел сюда не зря. Открыла мероприятие немецкая группа с жутко безличностным названием "Shank" (лейбл United One), которая на самом деле в афишах была заявлена днем раньше. Почему такой яркий коллектив выбрал себе столь заурядный псевдоним - непонятно. Вообще-то "Shank" - слово довольно забавное, так называется самодельный резак, с помощью которого заключенные роют себе выход на свободу. Т.е. на нашем жаргоне - "киларез". Однако групп с таким названием уже и так выше крыши. Музыку же ребята играют очень интересную, такой ambient/groove с примесью funk-jazz, trip hop и d'n'b, а вживую их исполнение вообще достойно всякой похвалы. Я-то, развалившийся на скамейке со стаканом пива, при их виде подумал: ну вот, опять джаз, которым и так уже сыт по горло, ан не тут-то было. Насколько я также понял, половина выступления команды была чистой импровизацией, но импровизацией очень качественной и мелодичной. В итоге получился такой crossover-jazz-modern, особенно мне понравились интересные ambient-эксперименты с deep'овыми синтезаторными паттернами и, конечно, забойные ударные партии. В итоге про пиво пришлось забыть. Под конец своего выступления лидер группы, басист Andreas Advocado предложил всем, кому интересно, приобрести "за сценой" их запись. Мне подумалось - вот тут-то народ и повалит. Но народ какой-то не тот у нас стал. Из подваливших оказались только мы двое. Один из организаторов - девушка, рассекавшая вокруг на самокате, даже сначала не поняла, чего мы от нее хотим. Видимо, она совсем не прислушивалась к тому, о чем говорили со сцены :) Но мы все же добились выноса к нам заветного CD. Преподнес его весьма приятный улыбающийся молодой человек (вылитый немец, к слову), который и оказался Андреасом Адвокадо. Наверное, все же ему было приятно, что выступление в неизвестно каком городе на кого-то оказало впечатление :) Но это и на самом деле было так, о чем мы и поведали Андреасу (типа "Your live was very cool" и все такое). Диск оказался альбомом группы, называющимся "Soundtrack". Он был записан вживую в топовом Берлинском клубе "Quasimodo" 21 мая предыдущего года, и вышел в неотредактированном виде, разве что с добавлением парочки ambient-семплов. Диск не такой, конечно, как live in Riga, но тоже довольно интересный, и как-нибудь я поведаю о нем в CD-обзорах. За Shankом последовало выступление немецкой группы с серым названьицем Recorder. Группа произвела на меня странное впечатление. Начали они с этакой industrial-версии попсовой песенки "Around the World" группы ATC (помните "Руки вверх" с их "Ля-ля ля-ля ля"?). Начали неизвестно почему; cover-версия представляла из себя такое кошмарище, как если б KMFDM спели бы "калинку-малинку". Публика мгновенно отреагировала отрыжкой в виде жидких аплодисментов. Тогда, видимо, команда поняла, что сразу у них что-то не заладилось, и последующее получасовое выступление состояло из trip-hop'овых вещей, сыгранных на рок-инструментах, вещей красивых, даже временами попсовых (к примеру, cover вещи PJ Harvey), но совершенно не к месту. Очень колоритно смотрелся барабанщик, постоянно вскакивающий со своего места, махающий палочкой и руками - видимо, он отчаянно пытался вызвать публику на компромисс, но это у него не вышло. В итоге выступление показалось мне каким-то сбитым, неровным и положительного впечатления не оставило. А вот выступление дуэта Tronthaim из Германии после Recorder'а стало, пожалуй, кульминацией мероприятия и самым интересным выступлением, которое я видел за последние пару лет. Tronthaim - коллаборация профессиональных музыкантов Даниеля Дорша (Daniel Dorsch) и Саши Мозера (Sascha Moser). Обоим музыкантам уже более 30 лет; Дорш окончил курсы по классическому пианино, с 1998-го года играет клавишником и программистом в том же, как ни странно, Recorder'е, Мозер - аранжировщик и клавишник в германской поп-группе Alaska. Их колоссальная работа "Berlin - Die Simfonie der Grosstadt" является звуковой дорожкой к одноименному фильму немецкого режиссера Валтера Рутмана, снятого аж в 1927 году. Черно-белые кадры и вырезки представляют из себя пульсирующую жизнь огромного метрополиса в конце 20-х годов, за которой режиссер наблюдает с движущего по магистралям поезда. В фильме представлены самые разные области человеческой жизнедеятельности тех лет - индустрия (заводы, типографии), отдых (цирк, театр), армия (строй солдат, марширующих по площади) и проч. Например, мне запомнилось довольно много кадров о том, как люди выливают на улицы помои. Наверно, помои были непременным атрибутом тогдашней жизни. Немой фильм представляет из себя только исторический интерес (кстати, пленка неизвестно почему либо очень хорошо сохранилась, либо ее реставрировали специально для перформанса Tronthaim - качество довольно приличное). Но вот звуковая дорожка к нему, трансформирующая Берлин начала века в Берлин конца века, совершенно потрясающая и инновативная. По стилю это психоделический ambient/electro/transe. По духу - очень близко находящийся к культовым работам Saafi Brothers, идеально согласованный с происходящим на экране и, насколько я понимаю, сыгранный музыкантами вживую. По сути, live представляет из себя несколько композиций, довольно быстро чередующихся и развивающих одна другую, связанных одной общей темой, которая наиграна в разных вариациях на пианино. В итоге получается весьма продолжительный видеоклип-коллаж, смотрящийся на одном дыхании. Целый час я просидел, уставившись в экран, вслушиваясь во все эти глубокие, разношерстные, но и гармоничные, комбинации звуков, а когда действо закончилось, публика просто взорвалась аплодисментами. Это действительно было нечто новое и интересное не только для Риги, но и вообще для Европы. С программой дуэт с 2000-го года выступал в Берлине, Париже, Каннах (на "Мидеме"). Так что действо оказалось стоящее - рискну предположить, что такие киносеансы войдут в моду, и нас ожидает еще немало похожих выступлений со стороны других команд. Жаль, что ребята не уподобились своим коллегам и не объявили со сцены, где можно купить этот потрясающий саундтрек. Где его вообще можно приобрести, мне до сих пор неясно. После на сцену взобралась также малоизвестная в наших кругах команда "Zohar" из Британии, названная в честь арабского проповедника истин из книги "Exodus". Группа играет довольно симпатичный этнический рок с резким креном в индийские чанты и прочие сакраментальные настроения Среднего Востока, смешивая все это дело с довольно интересной вариацией drum'n'bass и ambient groove. В течение часа участники группы месили в тамтамы, запиливали на гитарах и оттягивались на барабанах, причем все это дело своим мощным голосом а-ля "индийская мелодрама 80-х годов" разбавляла хрупкая маленькая вокалистка. К сожалению, ничего толкового о группе я узнать не смог - уж больно редкий вид. То, что они играли, было музыкой "на любителя", но музыкой весьма качественной и интересной. Это наверняка могло бы послужить, опять же, саундтреком к какому-нибудь новому индийскому кино, например "Танцор Диско: На игле". Наконец, венчала мероприятие команда достаточно известная и пережившая множество катаклизмов - "Deadушки" ("Мертвые ушки", так сказать), и здесь все, кто жаждал "мяса", наконец-то полностью смогли его откушать. Правда, мне выступление группы не понравилось совершенно. Что-то они явно перекрутили громкость, и от первых же аккордов гитары мне мгновенно заложило уши (ха-ха, вот они, мертвые). Заткнув их пальцами, я по-прежнему (и даже в более лучшем качестве) слушал то, что творили участники группы на сцене. Громкость при этом была такой, как если бы я смотрел дома телевизор. С заткнутыми ушами я прекрасно слышал неординарные тексты песен по мотивам русских народных сказок и баек наркоманов, однако, убрав пальцы, в этой мешанине я абсолютно ничего не понял. Колоритно смотрелся лишь вокалист, прыгающий по сцене в такт бешеным punk'овским и даже metall'ическим ритмам. И авторитетно орущий в микрофон. Студийная работа группы мне показалась намного интереснее, и при чем тут "chemical beats", заявленные в рекламе, я не догнал совершенно. После этого (было уже около полпятого утра) я решил, что на сегодня впечатлений хватит, и отправился домой спать. Итог вечеринки: как всегда, самыми интересными оказались выступления малоизвестных команд. Те, кого готовили "на десерт", вкуса десерта не имели. Из объявленных в рекламе стилей истине не соответствовал ни один. Но в целом мероприятие оказалось очень интересным и неординарным. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:Организация мероприятия: не совсем хорошо, но и не катастрофично; Отношение к публике: замечательное; Качество, в т.ч. звук, свет, оформление: бывает и лучше, но в целом жить можно; Охрана порядка: жесткая; Стоило ли сходить: обязательно. Mr.Prolix, 04.06.2001
7 декабря 2002 01:11 ·
|