частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♩ старт ♩ музобоз ♩ эссе ♩ кино ♩ неблог ♩ форум ♩ поиск: внутри / снаружи ♩ нашлось |
|
На экране окна vol. 22: Бархатная Бензопила24.02.2020Об этом фильме сложно было узнать до его выхода, да и после выхода тоже: рекламы в наших краях никакой, "из уст в уста" не передаётся, проката на большом экране нет. Постер с Джейком Джилленхолом (милым актёром с дьявольской внешностью) я увидел случайно. "Это должно быть что-то крутое", - подумалось при взгляде на название. Редкий случай, но так оно и оказалось. Ещё более редкий случай, когда я один и тот же фильм пересмотрел во второй раз на следующий же день, уж очень хотелось поймать ещё несколько невидимых кадров. И вовсе немыслимо, чтобы мне настолько сильно понравилось то, что вышло под патронажем Netflix. Забирает уже со вступительной заставки. Помимо яркого и звёздного Джилленхола, в съёмках задействовано ещё несколько актёров, которые в наше время все вместе редки до невозможности: Рене Руссо, Тони Коллетт, Джон Малкович... Хотя благодаря буквально братской режиссуре (Дэн Гилрой) и операторской съёмке (Джон Гилрой) ВСЕ актёры, даже "эпизодники", образуют монолитный состав и играют с таким удовольствием, что смотреть на них тоже одно удовольствие; а окружающая обстановка создана с большим вкусом и трепетом, насыщена множеством подробностей, мелочей, отсылок и символизма, и всё это на своих местах, переплетается и взаимодействует без лишних деталей; покадрово можно изучать. Забавен даже продакт-плейсмент. С жанром сложнее... кажется, это глубокая сатира, высмеивание современных нравов и "поп-арта", о котором все так много говорят, но определение которого даже не встроено в распознавание голосового набора. Если бы Оскар Уайльд жил в наше время, он мог бы попробовать совместить "Кентервильское привидение" и "Портрет Дориана Грея" в едином сюжете, подобно этому. Однажды даже показалось, что в фильме присутствует видоизменённая цитата из предисловия к "Портрету". Но это лишь отсылка к оригинальному сценарию и вымышленному персонажу: Dependency murders creativity. Creativity plays with the unknown. No strategies exist that can enclose the endless realm of the new. Only trust in yourself can carry you past your fears and the already known. Зависимость убивает творчество. Творчество играет с неизвестностью. Не существует стратегий, которые могли бы охватить бесконечное царство нового. Только вера в себя может уберечь от страха и возвращения к старому.
В фильме эти слова приписываются некой "Поли Энн" (Polly Anna), якобы художнице, скончавшейся от передозировки. Один из многочисленных ироничных моментов тут в том, что в английском языке "Pollyanna" - существительное, характеризующее "человека с неудержимым оптимизмом и стремлением найти добро во всем". Можно назвать фильм "хоррором новой волны". Кровищи тут много. И много как бы ужаса. Но ужас этот больше похож на пародию на ужас. Такую, например, как в серии "Очень страшное кино". От которого хочется "орать в голос". И когда кого-то убивают, не дрожишь от страха и не испытываешь нервного напряжения, а размышляешь с удовольствием: "Шельмецы авторы, как креативненько завалили. Так вот и надо, поделом ведь!" Интересное ощущение - вроде бы экранный саспенс и превосходный звукоряд созданы по классическим схемам триллера, но они не пробирают до жути, а наоборот - ублажают взор и слух. "Философско-язвительный арт-хаус с элементами мистики" - так вот точнее всего. Причём самый свеженький, ВКУСсный, с пылу с жару, как будто вчера снимали, наполненный бытовыми подробностями современности: тут вам и смартфоны, и беспроводные наушники, и Фейсбук, и Инстаграм, и прочий интернет, а ГГ (главный герой), весь такой на стиле и статусе, пользуется "телефоном-раскладушкой" LG. Мне нравятся кинофильмы, которые делают слепок времени. Формат очень удобен для этого. Такие фильмы особенно интересно смотреть через 20-30 лет и умиляться тому, как изменилась жизнь. Ведь она всегда меняется, и чем дальше, тем ускореннее. В это сейчас трудно поверить, но сменится пара поколений, и ничего из того, что показано в этом фильме, практически не останется. В старых фильмах всегда снято то, чего уже нет. "Бархатную бензопилу" придерживали до её выхода в массы на кинофестивале "Сандэнс", и в прокат выпустили ограниченным тиражом. Этому, полагаю, есть объяснение. Присутствует-таки в фильме нечто невидимое, что нежно и на больших оборотах расслаивает череп. А ведь опасно, если у многих солидных зрителей вскроется, что в их головах ничего нет. Оттого мультимиллиардный бизнес "Netflix" щепетилен в уведомлениях - массового потребителя оскорблять нельзя. Mr.Prolix
Февраль 2020
7 марта 2020 00:22 ·
Quanthe 7 марта 2020 00:43 ·
|