частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♪ музобоз ♪ эссе ♪ кино ♪ неблог ♪ форум ♪ поиск: внутри / снаружи ♪ нашлось |
|
На экране окна vol.29: Straume. Поток между строк.02.09.2024Когда я впервые увидел трейлер к этому полнометражному анимацинному фильму (по-латышски он называется "Straume", по-английски — "Flow"), он сразу, до мурашек по коже, запал мне в душу. 29-го августа открылся его премьерный показ в Латвии, и я незамедлительно сходил на него в кино, потому что такую графику для глубины ощущений нужно смотреть только на большом экране. На Каннском кинофестивале мультфильм получил награду в категории "Особый взгляд" и семиминутные овации. Собрал несколько призов на фестивале анимационных фильмов Annecy. И ещё — приз симпатий жюри Bright Horizons Special Jury Award с 15 тыс. долларов впридачу на Мельбурнском международном кинофестивале. На премьере в рижском кинотеатре "Splendid palace" сорвал аплодисменты стоя от более чем 1700 посетителей. Его выдвинули на "Оскар". В Интернете мне не попадались негативные о нём отзывы. За малым исключением, зрители от него в восторге. И я — среди них. Поразительно здесь то, что автором и режиссёром является мой земляк, гражданин Латвии Гинт Зилбалодис (Gints Zilbalodis). Международное признание авторского таланта настигло его в возрасте 30-ти лет. Я уже и не припомню, когда у латышей выходило что-то осязаемо значимое не только в анимации, но и в большом кино. Что бы ни снимали латыши, получается только про вековую боль да оккупацию. Рижская киностудия давно уже закрыта, и то, что иногда выбивается в мир, в основном, инди-авторское-фестивальное, созданное с минимум вложений на уровне, близком к любительскому. Зилбалодис тоже начинал с авторского кино — пять лет назад он в одиночку выпустил свою первую полнометражку "Away" ("Projām" - лат., "Обратно" — рус.), которая весьма неплохо "прокатилась" по нескольким тематическим фестивалям и открыла автору двери в мир большого кино, где к серьёзному проекту можно привлечь немалые инвестиции и солидную раскрутку ("Straume" получил финансирование в €400 тыс. от фонда Eurimages). Кино стало главным увлечением Гинта с малых лет, но выбор встал за анимацией, так как она, по сравнению с кинопостановкой, была более доступной и малобюджетной. Первую свою "дипломную" короткометражку Зилбалодис сдал, окончив художественную школу имени Яниса Розенталя, но учиться на "вышку" не пошёл, выбрав практику. И в "Потоке" стало очевидно, что не зря. Графика, здесь представленная, даже близко не стоит с тем, что было в "Away" — потому что над ней, помимо Гинта, работала большая команда высочайшего уровня мастеров из Франции и Бельгии. Работа эта продолжалась целых ПЯТЬ лет — терпению и выдержке создателей можно, в хорошем смысле, позавидовать!.. Для Зилбалодиса это был первый опыт работы в команде, и по сюжетной линии его мультфильм — о том же. О работе в команде и поиске взаимопонимания с теми, от кого бы ты предпочёл держаться подальше. О компромиссе как единственной возможности движения вперёд. А Кот — главный персонаж мульфильма — аватар самого режиссёра. Но если рассмотреть происходящее в мультфильме поглубже, как в некоторых сценах (кстати, здесь нет идентичных сцен погружения под воду - в каждой всегда происходит что-то другое), то невозможно однозначно сказать, о чём он. Философски-созерцательный, медитативный, и в нём есть два слоя — то, что происходит на экране, и то, что происходит за ним. Место действия — предположительно, Южная Америка, так как среди персонажей есть Капибара, а в ключевой сцене — отсылки к Мачу-Пикчу и площадям инков. Здесь сплелись road movie, "кото-видосики" и библейский сюжет о Ноевем ковчеге, но без Ноя. В нём не звучит ни одного человеческого слова и вообще нету людей, но это и не про пост-апокалипсис, а скорее, аналогию потока как жизни на Земле, и про то, что судьба может занести тебя неизвестно куда, хочешь ты этого или нет. Подъёмы и спуски, взлёты и падения, взаимовыручка и предательство... Нет никакого морализаторства, нет чёткого деления на плохое и хорошее, а поговорка "не делай добра — не получишь зла" подвергается осмысленному сомнению, но без должных выводов. И ещё это про вещи, которые ты можешь и подчас должен изменить, и про то, что изменить нельзя, — только принять. О том же - жизнеутверждающая сцена после титров. Помимо тонкой, филигранной работы по части сюжета мультфильм выделяется среди своих "конкурентов" и превосходной технической составляющей. В первую очередь, это графика — потрясающие прорисовки пейзажей и водных поверхностей со вниманием к мельчайшим деталям, подчас с трудом отличимые от реальности; ультра-точная передача света и тени; ювелирная работа по части движений и мимики животных, несомненно "схваченная" с натуры; движения и пролёты "камеры", на 110% имитирующие реальную подвижную камеру так, что зритель словно сам находится в постоянном с ней движении. Отдельно стоит упомянуть самобытную прорисовку персонажей "вручную" — это совсем не так, как у современных голливудских студий, они не гладко вылизаны или нарочито выпуклы, здесь не видно шерсти до ворсинок, но и однотонности тоже нет. Не виданный мной ранее графический приём, с непривычки напоминающий не до конца завершённый рендеринг пикселей, но придающий фигурам персонажей чёткий объём. Так что если пойдёте в кино, выбирайте места оптимально поближе к экрану, чтобы расмотреть эту замысловатую подробность. Наверняка неслучайно выбран и формат экрана 2:1, а не "стандартные" зачастую нынче 16:9. Где-то наравне с графикой находится и кропотливая работа звукорежиссёра — им является француз Gurwal Coïc-Gallas (говорят по-французски — прим. Гаврилов), известный по работе над саунд-дизайном фильмов Люка Бессона. Озвучка голосов животных записывалась с натуры, даже к каждой собаке подобрано своё личное "гавканье". Отсутствие диалогов дало возможность дополнить визуал более насыщенной аудио-составляющей. И помимо лаконичного, но точного подбора звуков, в неё вносит свой особый шарм атмосферный саундтрек. Как и к предыдущей своей короткометражке, музыку к "Потоку" Зилбалодис сочинил сам. Музыка здесь очень тесно связана с сюжетом, так как работа над ней началась ещё до начала работы над сценарием. И во многом, она повлияла на сценарий. Тоже своеобразный подход, а не т.н. "temp score", когда фильм монтируется с музыкой из других фильмов, а затем композитору даётся задача: сымитировать это, но вместе с тем и написать что-то оригинальное. На этот раз замыслы пошли дальше записи простеньких электронных мелодий. В ре-аранжировке идей автору помогал профессиональный музыкант Рихард Залюпе (Rihards Zaļupe), а часть партий была записана симфоническим оркестром "Simfonietta Riga". В итоге, из примерно 8 часов аудио-материала в фильм вошло лишь около часа. Но зато каких!.. Без провисаний, неточностей, обрывов; музыка эта настолько плавуча и органична, что не замечаешь её присутствия, как это, например, проявляется в назойливом и нудном звукооформлении фильмов Нолана. Для меня "Поток" стал кино-открытием 2024-го года. В нём удачно срослись все составляющие магии большого кино, которая нынче на большом экране встречается крайне редко. Это кино вне времени и пространства, предназначенное для любого зрителя, вне зависимости от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания. Кино о вещах, понятных каждому, о вечных ценностях и непрописных истинах, привносящее в душу любовь и созерцательность, а не агрессию и злобу. Не зря оскароносец Гильермо Дель Торо назвал его "дух захватывающим началом будущего анимации" — а он знает в ней толк... Надеюсь, это произведение искусства выпустят в цифре, чтобы в моменты тягостных раздумий его можно было бы пересматривать дома, попивая под одеялком чаёк в бесконечные зимние вечера. Да, и помимо всего вышеперечисленного, это также один из тех редких фильмов, которые сразу хочется посмотреть ещё раз, а не сожалеть о потраченном на него времени. Mr.Prolix
29.08.-02.09 2024
|