частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



На экране окна vol.29: Straume. Поток между строк.

02.09.2024

Когда я впервые увидел трейлер к этому полнометражному анимацинному фильму (по-латышски он называется "Straume", по-английски — "Flow"), он сразу, до мурашек по коже, запал мне в душу. 29-го августа открылся его премьерный показ в Латвии, и я незамедлительно сходил на него в кино, потому что такую графику для глубины ощущений нужно смотреть только на большом экране.

Афиша для проката в Латвии

На Каннском кинофестивале мультфильм получил награду в категории "Особый взгляд" и семиминутные овации. Собрал несколько призов на фестивале анимационных фильмов Annecy. И ещё — приз симпатий жюри Bright Horizons Special Jury Award с 15 тыс. долларов впридачу на Мельбурнском международном кинофестивале. На премьере в рижском кинотеатре "Splendid palace" сорвал аплодисменты стоя от более чем 1700 посетителей. Его выдвинули на "Оскар".

В Интернете мне не попадались негативные о нём отзывы. За малым исключением, зрители от него в восторге. И я — среди них.

Поразительно здесь то, что автором и режиссёром является мой земляк, гражданин Латвии Гинт Зилбалодис (Gints Zilbalodis). Международное признание авторского таланта настигло его в возрасте 30-ти лет.

Режиссёр Зилбалодис и продюсер Кажа на награждении Miff Awards Аншлаг в Splendid Palace

Я уже и не припомню, когда у латышей выходило что-то осязаемо значимое не только в анимации, но и в большом кино. Что бы ни снимали латыши, получается только про вековую боль да оккупацию. Рижская киностудия давно уже закрыта, и то, что иногда выбивается в мир, в основном, инди-авторское-фестивальное, созданное с минимум вложений на уровне, близком к любительскому.

Зилбалодис тоже начинал с авторского кино — пять лет назад он в одиночку выпустил свою первую полнометражку "Away" ("Projām" - лат., "Обратно" — рус.), которая весьма неплохо "прокатилась" по нескольким тематическим фестивалям и открыла автору двери в мир большого кино, где к серьёзному проекту можно привлечь немалые инвестиции и солидную раскрутку ("Straume" получил финансирование в €400 тыс. от фонда Eurimages).

Кино стало главным увлечением Гинта с малых лет, но выбор встал за анимацией, так как она, по сравнению с кинопостановкой, была более доступной и малобюджетной. Первую свою "дипломную" короткометражку Зилбалодис сдал, окончив художественную школу имени Яниса Розенталя, но учиться на "вышку" не пошёл, выбрав практику. И в "Потоке" стало очевидно, что не зря.

Графика, здесь представленная, даже близко не стоит с тем, что было в "Away" — потому что над ней, помимо Гинта, работала большая команда высочайшего уровня мастеров из Франции и Бельгии.

Команда создателей мультфильма

Работа эта продолжалась целых ПЯТЬ лет — терпению и выдержке создателей можно, в хорошем смысле, позавидовать!.. Для Зилбалодиса это был первый опыт работы в команде, и по сюжетной линии его мультфильм — о том же. О работе в команде и поиске взаимопонимания с теми, от кого бы ты предпочёл держаться подальше. О компромиссе как единственной возможности движения вперёд. А Кот — главный персонаж мульфильма — аватар самого режиссёра.

Кадр из мультфильма Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма Кадр из мультфильма

Но если рассмотреть происходящее в мультфильме поглубже, как в некоторых сценах (кстати, здесь нет идентичных сцен погружения под воду - в каждой всегда происходит что-то другое), то невозможно однозначно сказать, о чём он. Философски-созерцательный, медитативный, и в нём есть два слоя — то, что происходит на экране, и то, что происходит за ним. Место действия — предположительно, Южная Америка, так как среди персонажей есть Капибара, а в ключевой сцене — отсылки к Мачу-Пикчу и площадям инков. Здесь сплелись road movie, "кото-видосики" и библейский сюжет о Ноевем ковчеге, но без Ноя. В нём не звучит ни одного человеческого слова и вообще нету людей, но это и не про пост-апокалипсис, а скорее, аналогию потока как жизни на Земле, и про то, что судьба может занести тебя неизвестно куда, хочешь ты этого или нет. Подъёмы и спуски, взлёты и падения, взаимовыручка и предательство... Нет никакого морализаторства, нет чёткого деления на плохое и хорошее, а поговорка "не делай добра — не получишь зла" подвергается осмысленному сомнению, но без должных выводов. И ещё это про вещи, которые ты можешь и подчас должен изменить, и про то, что изменить нельзя, — только принять. О том же - жизнеутверждающая сцена после титров.

Скриншот программы Blender, в которой монтировался мультфильм

Помимо тонкой, филигранной работы по части сюжета мультфильм выделяется среди своих "конкурентов" и превосходной технической составляющей. В первую очередь, это графика — потрясающие прорисовки пейзажей и водных поверхностей со вниманием к мельчайшим деталям, подчас с трудом отличимые от реальности; ультра-точная передача света и тени; ювелирная работа по части движений и мимики животных, несомненно "схваченная" с натуры; движения и пролёты "камеры", на 110% имитирующие реальную подвижную камеру так, что зритель словно сам находится в постоянном с ней движении. Отдельно стоит упомянуть самобытную прорисовку персонажей "вручную" — это совсем не так, как у современных голливудских студий, они не гладко вылизаны или нарочито выпуклы, здесь не видно шерсти до ворсинок, но и однотонности тоже нет. Не виданный мной ранее графический приём, с непривычки напоминающий не до конца завершённый рендеринг пикселей, но придающий фигурам персонажей чёткий объём. Так что если пойдёте в кино, выбирайте места оптимально поближе к экрану, чтобы расмотреть эту замысловатую подробность. Наверняка неслучайно выбран и формат экрана 2:1, а не "стандартные" зачастую нынче 16:9.

Кадр из мультфильма Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма Кадр из мультфильма

Где-то наравне с графикой находится и кропотливая работа звукорежиссёра — им является француз Gurwal Coïc-Gallas (говорят по-французски — прим. Гаврилов), известный по работе над саунд-дизайном фильмов Люка Бессона. Озвучка голосов животных записывалась с натуры, даже к каждой собаке подобрано своё личное "гавканье". Отсутствие диалогов дало возможность дополнить визуал более насыщенной аудио-составляющей. И помимо лаконичного, но точного подбора звуков, в неё вносит свой особый шарм атмосферный саундтрек.

Как и к предыдущей своей короткометражке, музыку к "Потоку" Зилбалодис сочинил сам. Музыка здесь очень тесно связана с сюжетом, так как работа над ней началась ещё до начала работы над сценарием. И во многом, она повлияла на сценарий. Тоже своеобразный подход, а не т.н. "temp score", когда фильм монтируется с музыкой из других фильмов, а затем композитору даётся задача: сымитировать это, но вместе с тем и написать что-то оригинальное.

На этот раз замыслы пошли дальше записи простеньких электронных мелодий. В ре-аранжировке идей автору помогал профессиональный музыкант Рихард Залюпе (Rihards Zaļupe), а часть партий была записана симфоническим оркестром "Simfonietta Riga". В итоге, из примерно 8 часов аудио-материала в фильм вошло лишь около часа. Но зато каких!.. Без провисаний, неточностей, обрывов; музыка эта настолько плавуча и органична, что не замечаешь её присутствия, как это, например, проявляется в назойливом и нудном звукооформлении фильмов Нолана.

Кадр из мультфильма Кадр из мультфильма
Кадр из мультфильма Кадр из мультфильма

Для меня "Поток" стал кино-открытием 2024-го года. В нём удачно срослись все составляющие магии большого кино, которая нынче на большом экране встречается крайне редко. Это кино вне времени и пространства, предназначенное для любого зрителя, вне зависимости от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания. Кино о вещах, понятных каждому, о вечных ценностях и непрописных истинах, привносящее в душу любовь и созерцательность, а не агрессию и злобу. Не зря и Бенисио Дель Торо назвал его "дух захватывающим началом будущего анимации". Надеюсь, это произведение искусства выпустят в цифре, чтобы в моменты тягостных раздумий его можно было бы пересматривать дома, попивая под одеялком чаёк в бесконечные зимние вечера.

Да, и помимо всего вышеперечисленного, это также один из тех редких фильмов, которые сразу хочется посмотреть ещё раз, а не сожалеть о потраченном на него времени.

Mr.Prolix
29.08.-02.09 2024

Комментарии посетителей (2)
Комментарии Балбес
4 сентября 2024 15:06 ·
Уговорил! Всей семьёй завтра идём в кино ))
Ты был на премьере в Splendid palace??

Комментарии MrProlix
6 сентября 2024 15:45 ·
Балбес:
Ты был на премьере в Splendid palace?
Нет, я ходил в кино в Двинске. Причём два раза 😊 во второй раз сел поближе, рассмотрел несколько деталей, которые не заметил в первый раз. И дождался сцены после титров.

По стоимости билетов, в Двинске можно сходить в кино два раза, тогда как в Риге — один. И то не всегда. Бывает и дороже.

Билеты в кино в Даугавпилсском ДК

Кино на большом экране в Даугавпилсе нынче происходит не в центре города, а в микрорайоне Химия, в т.н. "Дворце культуры". Кинотеатра в городе не было несколько лет, с частной компанией что-то не срослось. Экран чисто условно можно назвать "большим", он величиной примерно в половину от того, что есть, например, в больших залах Forum Cinemas. Но так даже прикольней — глаза несильно устают и в стороны разъезжаются. И ещё на входе не продают традиционные попкорн и колу. Точнее, их можно купить в кафе на 1-м этаже (кинозал на 2-м), но ведёрко стоит 3 евро, при такой же цене билета для школьников, оттого сие не пользуется спросом. Точнее, я его не заметил, но и публики было не сказать, чтобы много. Человек 25 в пятницу и примерно 10 в понедельник.

Как по мне, удовольствия больше, когда не слышно весь этот хруст и чавканье. Прям в детство окунулся, когда в кинотеатр приходили посмотреть кино, а не пожрать.

В ДДК буквально выдающимся является металлическое панно метров 10 в длину и 3 в высоту. Автор — B.Cēsnieks, производство 1972-го года, называется "Uguns un nakts" ("Огонь и ночь"). Судя по всему, оформление к одноимённой пьесе Райниса. Оно с трудом помещается в объектив и представляет образец дорогого, во всех смыслах, латышского советского изобразительного модерна. Даже не представляю, сколько оно весит и сколько может нынче стоить. Полагаю, тысяч 50 в евро, не меньше. Уникальная конструкция.

Uguns un nakts, Cesnieks, DKP

Uguns un nakts, Cesnieks, DKP

Uguns un nakts, Cesnieks, DKP

Нынче избранные латыши утверждают, что при Советах ущемляли их культуру. Ну вот же пример. Наоборот, предоставляли для неё металл, во всех смыслах. Это не то что нынешняя лепнина, непонятная и по масштабу микроскопическая.

Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

⇐ тудым-сюдым ⇒
Предыдущая статьяТреугольник Карпмана в современной политике  


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх