частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
музобоз эссе кино неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



На экране окна vol.7: Десять маленьких негров

27.09.2002

Недавно по LNT показали еще одну версию "Десяти негритят" Агаты Кристи, называется она "Десять маленьких индейцев". Это самая чудовищная экранизация, которую я видел (и вообще, среди экранизаций). Если верить IMDB, немногие брались за столь нелегкую задачу. Версия британского режиссера Alan Birkinshaw - самая последняя (1989-й год). Но британцы, на мой взгляд, чудовищно облажались - особенно в сравнении с Говорухиным, который снял просто гениальную экранизацию, которую можно пересматривать по нескольку раз, пусть даже заранее зная, кто убийца. Еще в детстве, помнится, я смотрел фильм Станислава Говорухина в кино, а потом мне всю ночь снились кошмары. Это, действительно, был очень жуткий, страшный детектив.

А что же мы обнаруживаем у британцев? Детскую сказочку, что-то вроде легкого детектива с канала "Discovery". Действие, вообще, происходит не на острове, как у Кристи, а на африканском САФАРИ. Страхом здесь и не пахнет. Десять тупоголовых, ветреных персонажей (тупой и еще тупее - по виду) собираются по приглашению того самого Оуэна. Загадкам места нет - слуга Роджерс сразу ставит пластинку, послушав которую, герои весело вспоминают о своих убийствах. Именно весело! Герой Энтони Мэрстон вообще начал смеяться - причем довольно искренне. Умер он, как известно, первым, приняв дозу цианистого калия из бокала. В фильме Говорухина это - один из самых страшных и неожиданных моментов (очень напоминает аналогичный момент из "Чужого"), игра Абдулова - вне всяких комментариев. В британском посмешище это - самый быстротечный момент. Если бы впоследствии доктор не обронил реплику "Он мертв", я бы так и не понял, что Энтони умер. Если Абдулов изобразил нечеловеческие, страшные муки, добивающие зрителя черной вытекающей струйкой крови, то Neil McCarthy просто нелепо кашлянул и упал на пол.

Последующие смерти вызывают такое же легкое недомогание. Полковника просто так столкнули со скалы. Служанка просто умерла во сне. Старую деву быстро пырнули шприцем. В череп повара незаметно воткнули топор. Где тут хоть какой элемент неожиданности - я не понял. Конечно, плохо, когда смотришь детектив и заранее знаешь, кто убийца... но все-таки это все получилось очень, очень далеко от мистики самого романа, и уж тем более - фильма Говорухина.

Но самый большой и окончательный цинус наступает в конце. В фильме Говорухина этот момент настолько уникален, что я, помнится, в первый раз чуть в штаны не наложил, когда увидел разъезжающиеся руки мертвого судьи. В фильме Биркиншоу судья просто так подходит к своей последней жертве, Вере, которая минутой раньше просто так, незаметно, прикончила капитана Ломбарда (его абсолютно бездарно играет Фрэнк Сталлоне, особенно в сравнении с неподражаемой игрой Кайдановского). Судья Уоргрейв изображает веселого старичка, которому вдруг ни с того, ни с сего захотелось поиграть в прятки с подсудимыми. Кто не спрятался - тот мертв. Это судья вежливо объясняет Вере, а потом, приставляя к ее виску пистолет (вот бред-то, а!), говорит: "А ну-ка, давай, вешайся, не то я тебя прикончу". Все должно быть по правилам, описанным в романе - за это режиссера хочется путь ногой в живот. После этого судья отрешенно и быстро рассказывает о том, зачем он все это сделал. Вообще, все важные моменты в фильме происходят очень быстро. Никакого психологического напряжения - сидим и жуем поп-корн. Зато всякая тягомотина наподобие героини в символическом африканском душе (ну как же можно в кино обойтись без душа и подсматривающего туда мужчины!) занимает достаточно времени. Режиссер, видимо, не понимает, что зрителю на героиню в душе начхать, если ее там же и не замочат.

Если вы помните, в фильме Говорухина (думаю, с судьей режиссер во многом олицетворял себя, бескомпромиссного карателя) судья в атмосфере тотального мрака и жути стреляет себе в череп - причем стреляет так, что при выходе из кинотеатра этот мерзкий хлопок долго звенит в ушах. А в этом фильме в завершении судья с чистой совестью принимает яд, как какой-то педик.

Но и это еще далеко не все. Собственно, почему фильм у меня вызвал такое негодование - это потому, что в нем есть ХЭППИ-ЭНД. Как у каких-то американцев! Никогда бы не подумал, что британские аристократы-кинематографисты способны на такую подлость. Итак, в конце в живых остается Вера, из под которой судья не успел вовремя выбить табуретку (я понимаю, что погружаюсь здесь в жуткую паранойю, но именно так все происходит в этом кино!) - а также молодой самец Ломбард. Целясь ему В ГОЛОВУ, Вера ПРОМАХНУЛАСЬ. Такое возможно только в Голливуде - тем не менее, это британское кино! И за молодой, счастливой парой, наконец-то, прилетает самолет, который-таки удалось вызвать по неисправной рации.

Как мне подумалось, одной из причин того, что фильм совершенно не кажется страшным, но комичным, является музыкальное сопровождение. У Говорухина зрителя сопровождает зловещая тишина, в которой одинокие реплики героев звучат набатом. У британцев - полупафосные мелодии наподобие как из любовных сцен в "Джеймсе Бонде". Второй момент - Говорухин ориентировался, прежде всего, на настоящее кино в кинотеатре (в свое время "Десять негритят" были лидером проката в СССР). Биркиншоу сделал свою версию, скорее, для ТВ, для бюргеров, попивающих чаек. Зачем стращать ленивых телезрителей?

Но я, знаете ли, хотел бы увидеть увидеть НАСТОЯЩУЮ американскую версию этого произведения Агаты. Что могут придумать американцы? а) Запустить своих героев в космос на необитаемую планету (по приглашению какого-нибудь неизвестного никому астронавта) б) Изощренно убивать персонажей по одному - но даже если герой отравлен, обязательно должно быть много крови на десятерых; в) Непременно включить в сюжет пару откровенных постельных сцен (Веру должна сыграть либо Джоули, либо Дженнифер Лопез, а полковника - какой-нибудь Пирс Броснан); д) Конечно же, сделать эффектный хэппи-энд - планета должна взорваться вместе с судьей, а парочка должна в последний момент улететь на звездолете, прихватив с собой еще кого-нибудь полумертвого - например, служанку, которая просто заснула летаргическим сном. Самое главное при этом - в качестве исчезающих фигурок - никаких негритят, негров, и тем более индейцев, запомните!!! - использовать китайских слонов или русских матрешек.

Mr.Prolix


Комментарии посетителей (1)
Комментарии doggman
19 сентября 2006 20:57 ·
Отличная и веселая рецензия на отличный фильм (естесно где режиссер Говорухин)!
Особенно угорал над фразами: «А в этом фильме в завершении судья с чистой совестью принимает яд, как КАКОЙ-ТО ПЕДИК»(!!!),а также «Веру должна сыграть либо Джоули, либо Дженнифер Лопез, а полковника - КАКОЙ-НИБУДЬ Пирс Броснан».
Кстати похожий фильм снят не так давно как раз в США, называется «Идентификация» играет там какой-то Рэй Лиотта, Джон Кьюсак (тоже какой-нибудь).

Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

⇐ тудым-сюдым ⇒
Предыдущая статьяРижская рок-психотроника Pan sonicНа экране окна vol.8: "Королевская битва", в которой убивают детейСледующая статья


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Always Recycled


⇑ Вверх