частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
♭ музобоз ♭ эссе ♭ кино ♭ неблог ♭ форум ♭ поиск: внутри / снаружи ♭ нашлось |
|
Рижская рок-психотроника Pan sonic14.08.2002Примерно за полторы недели до этого события в Риге появились расклеенные на заборах и мусорных бачках темно-синие афиши с ядовитой, претенциозно режущей глаз желтой надписью "Pan sonic". Думаю, многие прохожие обратили внимание на то, что во всемирно известном брэнде не хватало буковки "а". У тех же, кто знал, в чем дело, при виде объявлений температура тела чуть-чуть повышалась... Эта была реальность - в Латвию, действительно, приехали респектабельные финские саунд-эксперименталисты.
На данный момент в группе только Mika и Ilpo, однако на двоих они соображают так же успешно. Возраст участников перевалил уже за отметку в 35 лет - столь долго продержавшихся на волне почетно именуют "старичками". Соответственно, и музыку их трудно причислить к "детской". Это очень непростой вариант звуковых акустических экспериментов, с трудом поддающихся пониманию, но зато если это доходит до сознания, все остальное кажется таким простым... Еще одна уникальная черта проекта - "фирменный" саунд. Особый своей уникальностью и неповторимостью во многом благодаря индивидуальным особенностям помещения, в котором проводится эксперимент. Устроители мероприятия - небольшая, но серьезная промоутерская группа NoRest, организаторы которой пока еще дают быстрые ответы даже по e-mail'у - подыскали очень неплохое место для подобных инноваций: рижский тир, звукоизолированный подземный бункер, тянущийся на несколько десятков метров. Зал, где выступали финны (всего было 2 зала - в другом крутили симпатичный deep-minimal в духе Monolake) представлял небольшую комнату метров тридцать на десять. По обыкновению ее наполнили сизым дымом, в итоге сгустившимся в виде капель на стенах и полу, и сиреневым цветом, из которого едва всплывали очертания сцены. Мне почему-то вспомнились времена underground'а - это, на самом деле, было что-то классически подпольное. Однако не будем искать в этом какую-либо концепцию. У Pan sonic концепция заключается в ее отсутствии. То, что они делают, просто интересно. Им самим и, видимо, потом уже слушателям. Они просто хохмят. Подумать только - так посмеяться над самой идеей брэнда! А взять то, что билет на мероприятие был дешевле, чем билет в кино - устроители тоже, видимо, решили просто приколоться. "Флайер" - вообще, отдельный разговор. В качестве "скидочных талонов" распечатали наклейки и распространили их в музыкальных магазинах. В каких - не сказали. Заходишь в не тот магазин и спрашиваешь: "Наклейки на панасоник есть?" Глаза широко открыты - продавец думает, есть ли у них что-то наклеиваемое, и продается ли у них что-то из аппаратуры. Потом следует ответ: "Вообще-то, есть только на "Тошибу""... Во всем сквозит ирония - и точно так же, видимо, надо воспринимать то, что Pan sonic выколдовывают на микшерном пульте. Но я-то уж точно прикалываться начал не сразу. Пока не понял, что это не тот прикол, к которому я привык. В производстве своих звуков музыканты не используют какой-либо специальной аппаратуры. Сэмплер, вошедший в состав этого конвейера совсем недавно - единственное "аристократичное" сооружение. В большинстве своем применяются сломанные осциллографы, перепаянные синтезаторы и прочие самодельные жужжалки, пищалки, скрипелки, порождающие неподдающиеся разуму звуковые комбинации. Однако в Риге дуэт обошелся и без этого. Два маленьких ящичка с ручками, плюс beat-box, из которого время от времени извлекались адреналиновые electro-паттерны. Само "живое" выступление Pan sonic трудно описать словами. Кратко - это, как и было заявлено в афише, "вибрации помещения и звука". Перед финнами крутили очень жесткое techno с более чем 150 ударов в минуту (это был dj deep-z сотоварищи). Я стоял где-то посередине зала, и временами казалось, что звуковой волной тело сейчас отнесет в самый его конец. Приходилось цепляться за пустые коробки от яиц, коими были обклеены стены, и время от времени зажимать трепещущие ноздри. Начало live - под крики "Шайбу, шайбу" (это был своеобразный прикол) - представляло собой весьма продолжительное приглушенное цоканье, которое внезапно оборвалось улетным низкочастотным ударом. На экране за сценой возникло два мужских силуэта и легендарная минималистичная "световая геометрия" - дрожащий белый квадрат, время от времени напоминающий поршень, размазанные белые линии. Все стало трансформироваться и дергаться в такт музыке. Если это можно назвать музыкой... Хотя почему бы и нет? Когда стоишь и всматриваешься в белый квадрат, либо в тень Мики, маячущую на экране - он время от времени глотает дешевое латвийское пиво из пластмассового стаканчика, - либо в свое собственное сознание, то начинаешь понимать, что весь визг, свист и скомпрессированные колотушки, отскакивающие от стен и головы, выражают ход мыслей, течение настроения. Музыканты настолько органично сменяют звуковые контрасты, что становится очевидным: они не слышат того, что производят. Просто следуют своим случайным всплескам эмоций. У этой структуры нет ритма - он рождается в сознании слушателя, а рассеивающийся скрип или укрюмый скрежет его только поддерживают. Он медленно карабкается в гору, как человек цепляется кончиками пальцев за спасительную лестницу, но в то же время его что-то угрожающе непонятное тянет вниз. Однако в конце концов процесс достигает пика. Сколько времени это занимает - неизвестно. Но в это мгновение Pan sonic резко меняют тему. И все несется по новой... Если музыка по определению должна способствовать эмоциональному состоянию, то такой вариант прочищает насквозь, чувствуешь себя ситом, из которого мощно выдувается пыль и сор. Почти же вся "музыка", которую нам дают слушать, редко претендует даже на слабые мурашки по спине. Выступление дуэта длилось около часа. Временами казалось, что в голову вбивают гвозди, а потом шлифуют их наждачной бумагой. Тело погружалось в звуковую мясорубку, крошилось на мелкие кусочки, под ногами ощущалось плавное вибрирование - как будто стоишь на досчатых качелях и раскачиваешься вверх-вниз. Это были моменты, когда я выплывал из каких-то подсознательных волн и снова начинал вникать в окружающее. Немногие дожили даже до половины акта: кто-то измученно закрывал уши, или тер лоб, пытаясь собраться с мыслями. Одиночки стремились словить ритм и дергаться - Pan sonic это желание обламывали. Трудно все-таки свыкнуться с мыслью, что это - концерт, на котором не танцуют, не орут и не хлопают в ладоши. Просто стоят и обреченно глохнут. Сейчас уже мне трудно вспомнить, что именно играли парни. Меньше всего хочется вникать в теорию звука, стилей и прочей философии. Однозначно, это не та музыка, которую Pan sonic выпустили на альбомах (хотя я не знаю, как их студийные работы слушаются на такой громкости). Это было что-то уникальное - кричащее, но совсем не убийственное. Если бы такую музыку можно было бы нарисовать, я бы просто вылил на холст несколько бочонков краски. Чтобы картина была толщиной этак в дюймов десять. Такой live бывает лишь в одном экземпляре и больше никогда не повторяется. Зато ощущаешь его еще очень долго... если не всегда. Закончилось выступление очень продолжительным лязгом, от которого все окончательно отупели. Мика попедоносно поднял свой небольшой агрегат с ручками - как это делают рок-музыканты со своей гитарой, пропиливая финальный риф... Да, это же, на самом деле, был рок-н-ролл! Это был самый настоящий рок-концерт, на котором герои сцены всем надирают задницу. Только пришедший к нам из будущего. Представьте себе такое: век 23-й, человечество придумало всевозможные технологии (даже технологию для придумывания технологии), торжество интеллекта на Земле и в космосе... На элитарной вечеринке, в маленьком подвальчике собирается человек 200, как сегодня и, словно обращая свои лики к ветру, в течение часа флегматично вникают в странные звуковые комбинации... Что ж, на концерте Pan Sonic это уже стало реальностью. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:Организация мероприятия: весьма неплохая; Отношение к публике: привычно нормальное; Качество, в т.ч. звук, свет, оформление: минимализм в действии; Охрана порядка: беспорядков замечено не было; Стоило ли побывать: само собой разумеется. КАРТИНКИ
Mr.Prolix, 04.08.2002
|