частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



Категоризация музыки

Категоризация музыки - дурная вещь. Обычно разбиение музыки по категориям, стилям, направлениям служит для того, чтобы причесать определенную группу исполнителей под одну гребенку. И слушатель мог в этом сориентироваться, купить запись какого-либо исполнителя той же гребенки, которой он на днях очень неплохо причесался. Это все шоу-бизнес, детка, как говорил кто-то.

Однако в последнее время музыки появляется так много, что категоризация становится применимой уже к отдельному исполнителю. Про него говорят: он изобрел стиль! Спешите покупать, такого еще не было! В результате этого музыкальные каталоги и издания постепенно наводняются определениями, в которых становится все труднее разобраться. К тому же, авторы любого издания, которые пишут о музыке, имеют свои представления на этот счет. Они могут запросто навесить ярлык "колбаса" на то, что ранее лежало на прилавке как творожный рулет, и "туалетная бумага" на листки post-it, которыми трудно подтереться хотя бы по той причине, что они прилипают к заднице.

Сами музыканты и артисты не любят категоризировать свою музыку. Вернее, они весьма редко делают это прилюдно. "Это дело журналистов и критиков", - говорят они, - "определить, в каком стиле мы играем. Сами мы затрудняемся сказать". Тут мы наблюдаем огромное лукавство и хитрость. На самом деле, любой уважающий себя исполнитель сперва послушает, чем занимаются другие, поштудирует парочку энциклопедий, выяснит, не было ли чего-нибудь подобного до него. Очень редко оказывается, что чего-нибудь подобного, действительно, не было. Поэтому, чтобы не было упреков в затхлости и даже плагиате, музыкант добавляет в уже известный рецепт парочку новых компонентов. А потом об этом лукаво хитрит.

Получается, например, такой сценарий: вначале были просто гитары, барабаны и голос, это назвали роком. Потом кто-то подумал: хмм, а вот мне нравится, как звучит орган, - и добавил орган, получился готический рок. Появились драм-машинки, кто-то добавил синтетических ударов, и получился синт-поп. Появились компьютеры, кто-то добавил пространственных эффектов - и получился спэйс-рок. Кто-то посмотрел на синт-поп, убыстрил ритм, добавил эффектов - и получился танцевальный индастриал. Из спэйс-рока, в свою очередь, выкинули вокал, и получился пост-рок... И так, думаю, до бесконечности. Это эволюционный процесс, но не надо уклоняться от мысли, что подобная категоризация музыкальной индустрии вредит. Наоборот - без нее этой индустрии вообще бы не существовало.

В среде современных почитателей музыки модно говорить: я музыку по стилям не делю. Не только потому, что уже перестал в этом разбираться - просто не нравится навешивать бирки на то, где их быть не может. С одной стороны, это верно. Я тоже не очень люблю категоризировать музыку. Во-первых, если даже и разбираться в общепринятых понятиях, очертить в двух-трех скупых определениях музыкальное произведение подчас очень сложно. Во-вторых, мне нравится все новое, то, что еще, действительно, мало кто слышал - а тут уж всеобщая категоризация и вовсе теряет свою силу.

Есть еще расхожее модное мнение - "я музыку делю только на то, что мне нравится, и то, что не нравится". Но это вовсе даже никакое не деление. Это просто оценочный критерий, во многом зависящий от личности человека, обстоятельств, социальных факторов. Если уж так подходить к делу, то мне, в определенное время и в определенном месте, может понравится всё. Пошел на дискотеку, выпил водки - нравятся "Руки вверх", колбасные ребята, заводят каждого. Пошел в клуб, познакомился с девчонкой - нравится Chris Rea, очень уж задушевно поет мужик, да и даму пригласить можно. День рождения у братана - Scooter торкает, такая простая и такая доступная музыка, особенно когда пива много. В машине едешь - штырит Oakenfold со своим последним альбомом. И так далее. Я бы даже сказал, такого рода "деление" невежественно выглядит.

Если уж и сортировать музыку по каким-то признакам, то, в моем понимании, это должны быть вовсе не ярлыки. Не какие-то термины, значения которых нужно искать в словаре. Не примитивное "любит-не любит". Сперва я бы разделил всю музыку по следующим трем большим критериям:

  • Музыка, которую необходимо слушать в наушниках
  • Музыка, которую нужно слышать из динамиков на повышенной громкости
  • Музыка, которую все равно на какой аппаратуре и каким образом слушать

Это первоначальное разделение охарактеризовывает тип музыки - слышим ли мы ее ушами либо телом. Как мы воспринимаем музыку - на уровне мозга, подсознания, мышления или на физическом уровне, на котором также находятся секс, еда, выпивка и другие плотские удовольствия.

Я бы сразу заметил, что подавляющее большинство слушателей самой разной музыки, на мой взгляд, воспринимают ее телом, а не мозгом. Если ваша категоризация распространяется только на "нравится - не нравится" - то вы умеете воспринимать музыку только телом. Если вы способны завестись от одной песни по радио - тут тоже виновато тело и животный рефлекс. Но в этом вовсе нет никакого отрицательного фактора - мозговая деятельность невозможна без телесного удовольствия.

Далее я бы условно разделил музыку по следующим признакам:

  • Музыка, идеально подходящая в качестве фона (работа, общественный транпорт, кухня, ресторан, пляж)
  • Музыка, которую можно слушать в автомобиле
  • Музыка, под которую можно энергично танцевать
  • Музыка, под которую можно заниматься любовью
  • Музыка, под которую можно курить марихуану
  • Музыка, под которую можно расслабиться
  • Музыка, с которой приятно находиться в одиночестве
  • Музыка, с которой приятно находиться вдвоем
  • Музыка, располагающая к новым идеям и расширяющая горизонты
  • Музыка-нейтралка, не производящая никакого сильного впечатления

Любой альбом, который мне удается прослушать, "входит" в один из видов подобной категоризации. Последний пункт сильно смахивает на "нравится - не нравится", ибо у каждого человека впечатление о музыке остается свое. Вышестоящие пункты тоже зависят от индивидуума. Может, кому-то нравится секс под Вангелиса, а кому-то под Rammstein. Может, кому-то приятно побыть в одиночестве под Моцарта, а кому-то под Clannad. В подобной системе, если вводить ее в качестве категоризации, есть палка о двух концах - она одновременно зависит от одной личности и убивает другую.

Именно поэтому я подумал, что сайт и моя фонотека каким-то образом все-таки должны быть общепринято категоризированы, раздроблены хотя бы примитивным отделением зерен от плевел. Поэтому на сайте существует некая система официальной категоризации музыки, однако она более ориентирована на мои старые консервативные теоретические знания. К сожалению, уследить за всеми новаторствами не успеваю, да и не вижу смысла - по-новому, чаще всего, обзывают хорошо забытое старое, чтобы... продать побольше. Тем, кто хочет всегда быть модным, советую поштудировать раздел "music styles" в Википедии - там можно найти много интересного. Например, стили по типу "Bongo flava" или "Skiffle". Одного блюза - почти тридцать подкатегорий.

За несколько лет существования сайта у меня накопился довольно небольшой список категорий и направлений, по которым я условно могу отделить альбом какого-либо исполнителя. Повторюсь - список очень субъективный, согласованный, конечно, с какими-то общепринятыми ГОСТами, но зачастую весьма поверхностный. За это заранее прошу прощения. Но вот насчет чего я могу быть уверен - в соответствии с этим списком, я весьма редко путаю колбасные и творожные бирки. Мне вполне хватает и одного этого положительного факта; а вот краткий перечень самих ярлыков (по моей классификации).

Acid - электронная техно-бензо-пила конца 80-х - начала 90-х. Если на ярлыке означено это слово, значит, в альбоме что-то энергично-синтетично пилит мозги.

Acid Jazz - как ни странно, это не бензопильный джаз. Под этот ярлык попадает весь новомодный джаз, сыгранный, зачастую, лишь на одних синтезаторах и сэмплерах. Но может быть сыгран также и на "живых" инструментах с большой порцией синтетики.

Acoustic - определение для пространственной, акустической музыки. Которую лучше всего слушать в замкнутом помещении и путешествовать вместе с ней в отрыве от земли. ОДНОВРЕМЕННО служит для определения т.н. "акустических" живых концертов. Попробуйте разобраться!

Adult - что-то наподобие "взрослой" музыки, в основном, применительно к року или поп-музыке, которую играют на радио в недетское время.

Alternative - по-моему, в наше время это применимо практически к любому произведению. Все они какие-то альтернативные. Так что подобный термин можно вставить, если альбом как-то не вписывается ни в какие рамки, это самое простое.

Alternative Rock - то же, что и Alternative, только применительно к року. Чаще всего - стандартные гитары, барабаны плюс необычные звуковые находки.

Ambient - музыка фона. Акустические завалы с полным отсутствием ритмики. Одна-две ноты, растянутые на час. Подвидов эмбиента ныне очень много, и под него зачастую причесывают то, что эмбиентом не является. Мною термин используется, в основном, для определения тягучей, мелодичной, нейтральной музыки.

Art Rock - какой-то более красочный и подвижный подвид рок-музыки. Гитары-барабаны, плюс парочка сумасшедших накрашенных исполнителей, несущих веселую ахинею.

Avantgarde - не самый лестный термин, означающий очень резкий крен от общепринятых норм. Органичность нащупывается там весьма приближенно, в основном, она покрыта авторской тайной. Очень часто используется в определении "новой" академической музыки.

Ballad - баллады под гитару, "очи черные" и т.п.

Bebop - подвид джаза. Как-то пытался понять, что это такое, - просто надо уметь чувствовать, какие-то отличия от классического джаза, действительно, есть. Более такое что-то ритмичное, заводное.

Big Beat - от слова "большой бит", т.е. мощно накачанная техно-бочка, из щелей которой сочится адреналин.

Blues - ну что такое "блюз", наверное, вы и сами в курсе.

Bossanova - это пришло к нам из Бразилии и прочей латиноамерики. Танцы-шманцы, карнавал. Из этого впоследствии вырос easy listening.

Breakbeat - "ломаный бит". Разницы между им и "большим битом" особой не ощущаю, качает только менее зажигательно и более механично. Близко стоит к drum-n-bass.

Brit Pop - есть такая специальная бирка - "британская музыка". Трудно сказать, что это. Неамериканская, в общем. Сразу просматриваются недра маленького вонючего островка.

Celtic - музыка с использованием традионных кельтских инструментов. Флейт там и прочего.

Classic - классическая музыка. Т.е. в прямом смысле классическая, на все времена. Это даже не ярлык, это общепризнанный факт. Классическая - необязательно академическая, т.е. которую проходят в музыкальных училищах и играют с помощью огромных оркестров, выдавая ее за классическую. Хотя чаще всего приходится идти на компромисс и по поводу любой музыки, в которой много скрипок, говорить - "классическая".

Club - самое простой ярлык для клубной музыки. Бум-ца, бум-оц, аайе.

D'N'B - drum-and-bass, барабан плюс бас. Очень жесткая музыка ломаных ритмов и бескомпромиссных наигрышей. Думаю, объяснять много не надо, в конце 20-го века это было самое популярное течение после британского рока и хауса.

Dance - еще один примитивный ярлык, когда в голову ничего больше не приходит - просто музыка, под которую обычно дрыгаются и трясут головой, т.е. танцуют.

Dark - что-то мрачное. Настолько мрачное, что об этом можно лишь сказать - "мрачное".

Dark Ambient - мрачный эмбиент.

Darkwave - что-то такое мрачное, протяжное, в готическом духе.

Deep - ярлык можно повесить туда, где задушевно играет прозрачный синтезатор, из-за которого, собственно, музыку и окрестили "глубокой". Те, кто слышал, поймут.

Disco - танцевальная музыка 80-х, плавно перекочевавшая в новый век.

Downtempo - упрощенное определение для неспешной электронной музыки с пониженным количеством ударов в минуту. Что-то такое расслабляющее и одновременно держащее тонус.

Dream - по-моему, этот термин в свое время приписали Роберту Майлзу. Точно - посмотрел в фонотеке, только Майлз под ним и стоит. Такая вот "мечталка".

Dream Pop - легкая, ненапряжная попсоватая музычка с гитарно-барабанными элементами, под которую весьма приятно расслабиться и ни о чем не думать.

Dub - традиционная музыка для курильщиков травки. Огромная басовая бочка плюс характерный ямайкский удар, плюс множество глюков наверх. Иногда - с вокалом главного растамана. Даб - вроде как главный родитель всей современной электроники.

Easy Listening - "для простого прослушивания", непредвзятая мелодичная музыка, из которой торчат корни босса-новы и рока. Вызывает очень сильные ассоциации с французским шансоном годов 70-80-х.

EBM - это что-то из разряда новой танцевальной музыки, смешанной с роком.

Electro - классический электронный бит, изобретателями которого являются Kraftwerk. В основном, очень минималистичная, но зажигательная музыка.

Electronic - если вам в руки попался альбом какого-нибудь электроника, и на него трудно навесить какой-то ярлык, просто назовите - "электроника". Самое универсальное и правильное, никто не обидится, и понятно все сразу тоже.

Environmental - что-то из "окружающей среды". Звуки, фрагменты, сэмплы, взятые прямо от матушки природы и использованные в записи.

Epic - нечто эпическое, возвышенное.

Ethnic - этническая музыка, музыка народов мира. Точнее сказать - инструментов мира. Всяких там беримбау и диджериду. Зачастую любима электронщиками, создающими медитатив.

Experimental - в основном, ярлык используется мной для определения "немузыки". В таких произведениях больше звуковых находок, авторских идей, нежели привычной всем гармоничной музыкальной идиллии.

Flamenco - что-то из разряда, опять же, зажигательной музыки южных континетов, вроде Мексики и Бразилии.

Folk - народная музыка с традиционными народными песнями, загадками, хороводами.

Freestyle - некая развязная, ломаная техно-электроника без всяких потугов на претензии.

Funk - очень многогранный ярлык. По сути, танцевальная музыка, но с множеством заимстований - тут и рэп, и техно, и электроника, и хаус.

Garage - разновидность хауса. В чем отличие от просто хауса, понять сложно.

Glitch - музыка, состоящая из щелчков и зацепин, зачастую дисорганизованных.

Goa - разновидность трэнса - трэнс с некими этническими вставками, ритмичный и однообразный.

Gothic - готика: храмы, кресты, могилы, некрофилы, трупоядство.

Hardcore - неоднозначный термин. С одной стороны, хардкором называли разновидность похабного рока (и аналогично похабных фильмов). С другой, это определение для техноидного молотилова под 150 ударов в минуту и выше.

Hip Hop - тот же рэп. "Yeah, yeah, c'mon".

House - хаус, наверное, единственно достойная танцевальная музыка ушедшего и вновь пришедшего столетия. По своему идеологическому развитию напоминает рок, но только идеологическому... Кстати, слово "дом" тут вовсе некстати.

IDM - "интеллигентная танцевальная музыка", под которую, однако, танцует лишь рассудок. Что-то такое глючное, подчас трудноперевариваемое.

Indie - определение для альтернативного, "нового" рока, смешанного с электроникой и когда-то, вроде бы, свершившего революцию. Это, наверное, единственное подразделение рока, которое я лично могу почувствовать в индивидуальном порядке.

Industrial - очень размытое определение. Под индустриальной музыкой ныне понимают практически любую экспериментальную электронику. Мною этот термин, в основном, используется для определения агрессивной электроники, иногда ритмичной.

Instrumental - простая инструментальная музыка без слов.

Irish - ирландская музыка. Как и бразильскую, ее тоже всегда можно различить.

Jazz - джаз. Саксофоны, трубы, контрабасы, куча культовых темнокожих личностей в кепках.

Jungle - тот же drum-n-bass, только побыстрее да порезвее.

Krautrock - рок-музыка с отклонениями.

Live - просто ярлык для определения "живого" выступления.

Lo-Fi - еще одно туманное определение для непонятного рода музыки. Тут вам и рок, и трип-хоп, и фанк, и джаз... Наслоение и пересечение самых разных плоскостей, в основном, под неспешный ритм и прозрачные атмосферные мелодии.

Mainstream - "основной поток", рок-музыка для масс.

Meditative - звуки, под которые можно предаться релаксации, медитации, а заодно и коньки отбросить.

Minimal - электроника с минимумом использованных звуков, которые, однако, идеально звучат на большой громкости.

Misc - от могучего слова "miscellaneous" - всяко-разное.

New Age - электронные дудки, синтезаторы, возвышенно-приторные мелодии.

Noise - шумовая агрессия.

Oldies - сюда одним махом можно отнести всяких старичков, отыгравших свое в середине прошлого века.

Orchestral - оркестровое.

Pop - то, чего очень много, оно везде, всегда и нравится большинству.

Post Rock - то, во что вылился рок. Остались сопутствующие инструменты, однако вокал более не играет должной роли. Много электроники.

Prog Rock - еще один подвид ляповатого рока, зародившегося и умершего в Британии.

Progressive - термин, в основном, сопутствующий напористой, энергичной музыке.

Psychedelic - что-то из разряда психоделии, LSD, поверхностных глюков.

Punk - гитарно-волосатое безобразие.

R'N'B - "ритм и блюз", подразделение соул-музыки: темнокожие дивы поют о брошенных детях и застреленных отцах, а темнокожие джазмены скрашивают все это пессимистичными наигрышами на саксофонах да контрабасах. И все это, зачастую, в наложении на электронные ритмы.

Rap - рэп. Те, у кого нет голоса, читают тексты, а те, кто не умеет танцевать, изображает телодвижения.

Reggae - тот же даб, только со словами наверх.

Retro - еще одно простое определение того, что было, да прошло.

Rock - музыка 20-го века, изначально сыгранная на четырех музинструментах и спетая одним голосом.

Russian - на мой взгляд, самое бестолковое определение в моей фонотеке, означающее то, что данный альбом принадлежит русскому исполнителю. Русскую музыку все-таки ни с чем не спутаешь; гнусновато звучит, конечно, зато всем все понятно.

Shoegazing - одно из продолжений традиционной рок-музыки, размытые гитары, с трудом нащупывающийся звук.

Soul - "душевное". Песни о любви, красоте, мире. Ненавязчивый и менее энергичный pop.

Soundtrack - одно из самых лучших определений во всей истории классификации музыки. "Саундтрек" - звуковая дорожка к какому-то фильму, не больше и не меньше. О чем там дальше - сами догадайтесь.

Space Rock - "космический рок". Что тут еще добавить?

Swing - подвид джаза, свободная, расхлябанная манера импровизационной игры.

Synth - синтезаторная музыка.

Synth Pop - "синтетическая попса", или, как еще это называют, "техно-романтизм". Depeche Mode, Camouflage, De/Vision, Технология.

Techno - еще одно весьма размытое определение, точно так же, как и "industrial". Под техно ныне можно отнести все, что угодно; у меня этот термин используется для сугубо сэмплерной музыки, основой которой является узнаваемый техно-ритм.

Trance - подвид танцевальной техно-музыки, более мелодичной и структурированной

Trash - ревущие гитары, волосатые панки. Металл.

Tribal - электронная танцевальная музыка, ритм которой заимствован у племен и народов, населяющих африканский континент.

Trip Hop - из рэпа ушли рэпперы, а основную роль стали играть вокалистки, исполнявшие доселе только припев. Получилось весьма меланхолично и кое-где суицидально.

Turntablism - диджейская музыка, основным элементом которой является выворачивание пластинки.

World - наверное, то же самое, что и "ethnic" - музыка с традиционными элементами произведений народов мира.


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх