частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
♭ музобоз ♭ эссе ♭ кино ♭ неблог ♭ форум ♭ поиск: внутри / снаружи ♭ нашлось |
|
На экране окна vol.11: российский фильм "Папа"28.10.2004Российское кино нынче в большой моде. В Риге постоянно устраиваются фестивали, большие показы, премьеры, кинофорумы с участием деятелей российского кинобизнеса. Значит ли это, что оно находится в очередном зените своего развития? Скорее, кино в России сейчас лишь набирает обороты большой бизнес-машины, в которую уже давно превратилось кино американское, ныне от этого уже страдающее, тем не менее, на финансовую круговерть которого стремится ориентироваться практически весь продюсерский киномир. Правда, если голливудцы зарабатывают на кино о будущем, в России зарабатывают на кино о прошлом. Просто русский человек охотнее томится ностальгией, нежели строит планы. И за видимостью отображения русской духовности на экране, благодаря чему настоящее российское кино всегда было в большом почете, подчас скрывается очередной, только искусно замаскированный блокбастер, ориентированный на вышибание ностальгической слезы. Такова специфика не только современного российского кино как такового - такова специфика зрителя, охотно на такой крючок клюющего, особенно - латвийского зрителя, чье восприятие, в том числе, основано и на политическом фундаменте. Русские в Латвии кем-то вынуждены чувствовать себя людьми третьего сорта и воспринимать современную русскую культуру во много раз неправильнее, чем местную, в силу навязанных им обстоятельств, хотя именно от личности человека должно зависеть, каким образом он относится к окружающим, а не от окружающих должно зависеть, как к ним будет относиться личность. В этом плане и в Латвии, и где либо в другом месте разумный человек останется таковым, а не будет воспринимать подачки за настоящую еду. Для меня лично российское кино представляет не больший интерес, чем латышское, американское, мексиканское или любое другое. В кино интересно само кино, а не то, на каком языке говорят его герои: почерк режиссера, индивидуальности актеров, тонкости сценария. А политический момент - мнимый. Кино о политике или же политика в кино, или даже политика вокруг кино - понятие очень скользкое, ибо сама политика - глобальна по сути. Пока ты сам не станешь президентом или не будешь принимать решения наподобие - на какую территорию сбросить бомбу, а какой народ вытравить газом - изменить политический ход тебе не под силу, а зачем тогда прилагать к его изменению какие-то усилия, что-то кому-то доказывать с пеной у рта? В жизни есть более интересные вещи, на которые стоит потратить время. Поэтому ничего, кроме отвращения, у меня не возникает, когда то, на что я рассчитывал, оказывается тем, от чего я все время пытался убежать. Российскому фильму "Папа" обеспечили хорошую рекламу. Не знаю, как в России, но в Риге - хорошую. При этом ему обеспечили насквозь лживую рекламу. Фильм - вовсе не об отношениях отцов и детей, как это старается пропагандировать реклама и как бы эта тема ни казалась неисчерпаемо захватывающей. Те, кто во время просмотра рассчитывает на утонченную психологическую повесть, берущую за душу (как, например, рассчитывал я), глубоко в фильме разочаруются. Потому что кино это - исключительно политическое. Причем я бы испытал меньшее отвращение, если бы в нем пропагандировались какие-то истины современной российской политики, внешней или внутренней. Глубоко можно копать бездонную русскую духовность в любом виде искусства, но на этот раз русские сняли фильм про духовность еврейскую. Поставил кино практически дебютант в области режиссуры Владимир Машков, до этого только посредственно снявший фильм "Сирота казанская", он же исполнил главную роль. Я бы никогда не предположил, что секс-символ российского кино - еврей. Впрочем, кто из известных людей является кем, не мое дело и мне это даже неинтересно. Но если уж такие вещи предаются явной огласке, они оказывают впечатление. Даже если Машков и не еврей, к тяготам еврейского народа он слишком сильно небезразличен. Иначе зачем в фильме, якобы задающемся целью разгадать конфликт поколений, так сильно акцентировать внимание на еврейской тематике?.. Я не могу поверить, что подобная цель режиссером изначально не ставилась, ибо как-то слишком выразительно у него получилось. А отношение к евреям во всем мире, как ни закрывай глаза, по сей день весьма противоречивое. Потому что сам народ в своей духовности весьма противоречив. Здесь мы наблюдаем первый авторский риск, однако он заключается вовсе не в том, что фильм - про евреев. Все дело в том, что русский фильм в эпоху тотальной обособленности - НЕ ПРО РУССКИХ. А про нацию, которая, хотя и тесно связана с русскими, все равно воспринимается ими предвзято (как и наоборот). Полагаю, это практически то же самое, как если бы в Латвии латышский режиссер снял фильм по мотивам советских фельетонов. Снят фильм по пьесе, опять же, еврейского поэта, драматурга Александра Галича "Матросская тишина". Самой пьесы я не читал, театральной ее постановки не видел и сравнить с фильмом не могу. Да и незачем - если уж я пришел в кино, извините, предварительными знаниями обладать никак не обязан. Я пришел оценить самостоятельный творческий продукт, а сопутствующее ему только мешает этому восприятию. Однако у меня складывается подозрение, что и в литературной основе фильма речь, скорее, идет о политических репрессиях 40-х годов прошлого века, а именно - в отношении еврейского народа. Сюжет крутится, по сути, вокруг того, как евреям было плохо - и при коммунистах, и при фашистах, и в России плохо, и в Израиле плохо. В общем, везде - плохо. Я лично не понимаю, почему горю еврейского народа в мировой культуре уделено так особенно много внимания. Мое личное отношение к данной нации строится как отношение к людям, а евреи по строению своего тела, мозга, степени развития стоят на такой же ступеньке, как и все остальные. В этом плане русские, латыши, американцы, поляки, да кто угодно - страдал и страдает не меньше. Там, где политика - там страдает любой народ. Если уже дело пошло на то, почему до сих пор никто не снял "оскароносного" фильма о том, как фашисты расстреляли целую латвийскую деревушку Аудрини? Об этом никто не хочет снимать кино. Потому что в Аудрини, наверное, было мало евреев.
Это со стороны Машкова уже не просто шаг рискованный - он очень дерзкий. Если бы он написал - "моему папе посвящается" - в фильме многое бы стало на свои места, и постоянно присутствующий сумбур режиссеру вполне можно было бы простить, тем более что повествование ведется от лица Давида. Но этим штрихом режиссер окончательно добил веру в свой талант со стороны зрителя. Во-первых, такому выводу "в лоб", откровенному, безошибочному, НАПИСАННОМУ, а не сделанному, должно предшествовать, действительно, трогательное жизненное кино; фильм Машкова настолько противоречив, что мысли, им вызываемые, нейтрализуют друг друга и оставляют исключительную пустоту. Уж если снимали фильм об отношениях в семье, то при чем тут особый акцент на политическом материале? Какой моде дань?.. А если снимали фильм о политике, почему тогда "нашим папам" он посвящается? Может, под словом "папа" здесь совсем другое подразумевается?.. Во-вторых, при слове "наши" Машков ручается за КАЖДОГО зрителя, но, опираясь на жизненные факты, я лично знаю немногих людей, действительно восхищяющихся своими отцами и способными разделить данный вывод, тем более на основе персонажа, которого в пример уж точно не поставишь. Все-таки мужчины чаще, намного чаще оставляют своих детей, чем женщины. Я и по себе знаю, что все мужчины - подонки. Если бы мне было плохо, если бы мне в семье постоянно капали на нервы, в чем-то упрекали, кого-то другого постоянно ставили бы в пример, или же наоборот - если бы я был настолько слаб и беспомощен, что в примеры не годился бы - я бы тоже предпочел эту затею оставить. Не виню отцов, которые беспробудно бухают и оставляют своих жен и детей на попечение их судьбы - уж лучше никого, чем вечно нарытый алкоголик рядом. Для ребенка это лучше. И для матери это тоже лучше. Полагаю Машков, которого тоже, наверняка, делали не пальцем, в курсе всего этого, и как мужчина, воспринимает подобные вещи адекватно. Однако зачем, в таком случае, лгать в своем собственном фильме? Ради кого лгать? Кому и зачем его посвящать? Уж не является ли это простым популизмом? И, наконец, в третьих - почему же все-таки ЕВРЕИ?.. Как ни крути, основной мысли фильма я не уловил. И не понимаю тех, кто им искренне восхищается, находя в нем большой объем сентиментальности и чувственности. В том числе самого режиссера. Даже если все это заложено в пьесе либо же планировалось быть заложенным в фильме, результат оказался противоположным, и в данном случае противоречивость жизни на экране смотрится как-то, скорее, убого, нежели правдиво. А очередной рекламный трюк российских киноделов в том, что они это от зрителя пытаются отдалить. Если вы, действительно, намерены оценить позицию настоящего российского современного кино в области взаимоотношения отцов и их детей - посмотрите очень тонкий, чуткий, изумительно поставленный фильм Андрея Звягинцева "Возвращение". А "Папа" - кино не российское, не душевное и даже не коммерческое. По-моему, это все-таки просто банальный, скучный и бездарный фильм. Mr.Prolix
26.10.2004
|