частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♪ старт ♪ музобоз ♪ эссе ♪ кино ♪ неблог ♪ форум ♪ поиск: внутри / снаружи ♪ нашлось |
|
U2: Elevation в Мюнхене01.08.2001В этом году мне посчастливилось достать билеты на на концерт моей любимой ирландской банды - абсолютно нереальным способом, потому что официально практически на все концерты в мире билеты раскупались за пару часов. Свой SOS я опубликовал в U2-newsgroups WIRE и получил ответ от порядочного человека по имени Jens Oppitz (за что ему просто большое человеческое спасибо); он прислал мне билеты по оригинальной цене, чему я был несказанно удивлен. Естественно, Мюнхен был не самым ближайшим местом от Риги, где выступали U2, но на ближайшие места в Стокгольме и Копенгагене билетов мне достать не удалось, поэтому принятие решения ехать в Германию было моментальным и вполне естественным. Думалось мне, что по прибытии в Мюнхен повсюду будут развешаны афиши, что вот, мол, U2 будут в Мюнхене, приходите все - как это происходит, например, у нас с концертом Depeche Mode или Элтона Джона. Любая афишная тумба напоминает, что такого-то и такого-то числа до нас снизойдут звезды, причем афиши порядочно отпечатаны на качественной бумаге, красочные, сверкающие, а в изданиях прессы можно найти не менее огромные цветные рекламы. В Мюнхене первую афишу про концерт U2 я обнаружил только в самом Олимпийском городе, недалеко от спортивного холла Olympiahalle, где должно было состояться выступление. Афишка оранжевого цвета формата A3, совершенно неприглядная, на которой только и напечатано "U2" да дата концерта (15 июля); но в глаза она бросалась сразу, по сравнению с теми же Eagles, которые должны были выступать на следующий день. Из прессы стоит упомянуть самый большой бесплатный каталог развелечений на неделю "In Munchen" (75 страниц мелким шрифтом о всяких мероприятиях, музеях и прочем, что можно посмотреть в Мюнхене), однако и в нем о концерте я нашел только одну строчку - "Irische Gitarrenrocker um Mastermind Bono auf ihrer 'Elevation-Tour'". Исходя из этого, можно судить что группа в рекламе абсолютно не нуждалась. В этом и заключается самый большой феномен U2 - больше я не знаю ни одной группы с более чем 20-летней историей, билеты на концерт которой без какой-либо рекламы раскупались бы менее чем за 2 часа. В этом году у группы нет какого-либо шоу, как это было во времена Zoo TV или Popmart, они просто поют свои новые и - в основном - старые песни, цена билета тоже довольно высокая. Тем не менее, народ ломится на концерты с десятикратной силой. Явление необъяснимое. Кстати, о билетах. С ними в этом году случилась целая история. Мало того, что их официальная стоимость на этот раз превышает ту, что была ранее (мне, например, достался билет примерно за 140 DM, или 65$ - правда, это было "сидячее" место, т.н. "sit", а не "стоячее" - "general admission", GA, которое стоило примерно 100 DM), их успешно перепродают по двойной и даже тройной цене. А еще - успешно подделывают. Когда я впервые взял в руки заветный билет в Мюнхен, то не особо сильно поверил в его подлинность - разве что голографическая плямба свидетельствовала об обратном. При самом поверхностном рассмотрении бросалась в глаза некачественная полиграфия, можно было разглядеть даже характерные для компьютерной печати "точечки". Уже потом я еще нашарил на билете желтые "волоски", присущие обыкновенно денежным банкнотам. Но на входе билет на подлинность проверяли только по голограмме. Так что вероятность поделок, несмотря на то, что для каждого шоу они имеют различный вид, весьма велика. Когда я впервые увидел место, где будет проходить концерт, то долго прикидывал, как может такой маленький с виду холл вместить в себя 14000 зрителей, заявленных в информационном буклете. Снаружи Olympiahalle выглядит как оригинальная конструкция, хаотично покрытая то ли подобием тентов, то ли еще чем. В высоту - не более 3-хэтажного дома. Однако при заходе внутрь обнаружилось, что эта махина ВЫКОПАНА ВГЛУБЬ еще на метров 50 и в итоге представляет собой гигантскую арену, в которую вполне реально может влезть те самые 14000. В длину холл занимает около 150 метров, а по окружности - около километра, обошел я его всего по кругу за примерно 10 минут. Как и все у немцев, конструкция холла тщательно спланирована - сцену и то место, где группа должна была выступать, было видно практически с любой точки трибун. Синдрома "голов в кинотеатре" не наблюдалось. Организация мероприятия была проведена на высочайшем уровне. Думается, у нас такое воплотить в жизнь невозможно. Народ начали запускать внутрь с 4-х разных входов, при этом тот, у кого был sit, не мог войти с той стороны, где толкались жаждущие попасть на арену с билетами GA. Около 5 тысяч фанатов были впущены вовнутрь буквально в течение получаса. Давки и очередь в течение первых минут наблюдалась только со стороны входа на арену - оттуда первых 100 фанатов могли попасть внутрь огромного "сердца", места, самого близкого к сцене и кумирам. Затем все наладилось. Я подошел к небольшой очереди за 20 минут до начала концерта и в течение 10 минут попал внутрь. Обыскивали очень быстро, в карманах не копались. Видимо, там просто не допускают мысли, что какой-то фанат может проникнуть с серной кислотой в банке из-под колы или дробовиком в носке. В общем-то, публика и люди там тоже от наших отличаются. Но особенно мне понравилось то, что на концерт можно проносить любую любительскую аппаратуру - фотоаппараты, камеры, диктофоны, дабы оставить себе память о шоу. Вспомните, как это происходит у нас - на любой концерт супергруппы или исполнителя нельзя пронести обыкновенную "мыльницу", не говоря уже об остальном. Хотя внутри запросто продаются бутылки и банки с пивом, которыми можно запустить в кумира. На концерте U2 пиво, естественно, тоже продавалось, а также много еще чего - бутерброды, сосиски, салаты и, конечно, все, что принадлежит U2, т.н. "official merchandise" - маечки, кепки, брелки и прочий мусор. Цены - как и в Интернете; t-shirt - 55-60 DM, кепка - 35 DM, куртка "mofo" - 100 DM, брелок - около 15 DM, плакат - 15 DM. На еду и питье - выше, чем в городе на 10-20%. Вообще, цены и уровень жизни в Мюнхене я описал здесь, поэтому коротко могу сообщить: для Германии это не такие уж и высокие цены. Можно сказать, вообще копейки. И цена на билет, к слову, тоже - я был несказанно удивлен, когда в немецкой прессе почитал мнения о том, что 140 DM за концерт - это шибко дорого даже для самого дорого города Германии. Также на концерте спекулировало и наваривалось множество посторонних людей; раздавали, к примеру, купоны со скидками на проявку фотографий какого-то салона, а также какие-то открытки для заказа какой-то книги. После концерта откуда-то вылезли спекулянты пива и лимонадов. В общем, бизнес на толпе фанатов делали сильно. В турне этого года U2 не дают концертов на открытых стадионах, в основном в закрытых холлах и аренах - только побывав на концерте, я понял, почему. Помнится, когда-то давно Боно в одном из интервью говорил, что им надоело играть для публики, которая давится около сцены, плескается в грязи, если идет дождь, и подпрыгивает на другом конце стадиона, чтобы увидеть происходящее. "Время дискомфорта прошло, и чтобы посетить рок-концерт, люди не должны рисковать жизнью". В предыдущих турне группа давала возможность увидеть все, что происходит на сцене, при помощи самых больших в мире телевизоров. На этот раз немаленькие мониторы тоже были, но закрытое помещение окончательно довершило начатое дело. Придя на концерт, я на самом деле чувствовал себя весьма комфортно. Не знаю, возможно, столь удобное место есть только в Мюнхене (в Стокгольме, я слышал, присутствующим не хватало воздуха, было ужасно душно - в отличие от этого, с кондиционерами здесь все было ОК), но, имея на руках билет, мне больше не надо было заботиться ни о чем. Место оказалось довольно неплохим, "высоким", но сверху было видно абсолютно все. Возник, правда, момент, когда впереди на лестнице вдруг оказались какие-то особы женского пола и заслонили происходящее; я даже подумывал подойти и пнуть их оттуда, чтобы не мешали наслаждаться, но вместо меня это сделал охранник. Во время концерта охранники, вообще, стояли на каждом входе в определенную секцию трибуны (их было около 100), благодаря чему каждый мог зайти только в свою секцию. На лестницах и перилах никто не стоял и не сидел, а желающих моментально сметали. В общем, порядок был кристалльно немецкий. А крытое помещение в конце концов спасло от проливного дождя - аккурат перед началом концерта разразилась очень сильная гроза, хляби небесные разверзлись на часа 2-3, моросить продолжало еще и после щоу. Однако внутри этого абсолютно не было заметно, и внимание публики приковывалось лишь к происходящему на сцене, а не на окружающие условия. Сцена представляла собой огромное "сердце" с огоньками по бокам; внутри его размещались те самые 100 счастливчиков-фанатов. На самой сцене внутри "сердца" - довольно небольшой, или, по крайней мере, так казалось, место было только для самих участников группы. Над сценой висело по все стороны от арены несколько больших мониторов; головные четыре размешались аккурат по центру. Во время концерта, как оказалось позже, на них отражались действия каждого из участников группы. Остальной внешний вид при свете не заслуживал особо пристального внимания; никаких вам наворотов, летающих лимонов и склада телевизоров, как это было во времена Zoo TV или PopMart. Сам концерт начался, опять же, с немецкой пунктуальностью вовремя, в 20.05 (в билете было заявлено 20.00). Сначала народ разогревала немецкая группа Die Soehne Mannheims. О такой я раньше ничего не слышал, да и от их выступления не пребываю в восторге. Состав группы довольно разношерстный - там и темнокожие ребята участвуют, и, как говорится, арийцы, и поют они то по-немецки, то по-английски. Стиль музыки - некий исконно немецкий рок, в котором намешано регги, индастриала и металла. Ничего примечательного, и почему именно эту группу U2 выбрали себе для разогрева в Германии, непонятно. Mannheims сами это наверняка чувствовали, потому что публика встречала их довольно прохладно и поаплодировала только в одном месте, когда один из вокалистов сказал что-то про "ю-ту". Отыграв менее 40 минут, команда освободила помещение. Примерно до 21.40, то есть около часа, шла подотовка собственно к выступению U2. По сцене бродили всякие личности с половыми щетками; потом пару раз появился Ларри Маллен и постучал в свои барабаны, чем вызвал необычайный восторг. Затем вышел Edge и немножко поднастроил гитару. И, наконец, свет погас, и тут все поняли: ща начнется. Такой ревущей толпы фанатов, скажу я вам, я еще нигде не видел. Как только за "сердцем" появились участники группы, толпа взорвалась криками, визгами и очень бурными аплодисментами. С непривычки я даже вначале чуточку оглох. После кратенького intro версии вещи "Elevation" команда моментально взялась на работу. Edge, Adam Clayton и Mullen заняли свои места у станков, т.е. соло- и бас-гитары и ударных, а Боно вырвал из стойки микрофон и с криками "Elevation!!!" бросился в толпу фанатов. Композиция "Elevation" очень удачно выбрана в качестве вступительной - мощный гитарный драйв моментально завели толпу, и все мы оказались как бы внутри шоу. Правда, в течение intro звучала "фанера", поверх которой группа, постепенно пробуя звук, вводила уже живую игру, а Боно пел дуэтом с самим собой. Далее последовал "Beautiful Day" - хит, которым уже никого не удивишь, но его live-версия звучала несколько по иному. На протяжении выступления Боно успел несколько раз побывать на руках у фанатов (представьте себе, что немногие это осмеливаются это сделать даже в самый горячий момент выступления - но тут можно было не беспокоиться, на концерт собрались отъявленные поклонники) и полежать на каком-то покрывале на границе "сердца". После новых вещей последовало две вещи не новых - "Until The End Of The World" и "New Year's Day". В этом месте поменялись световые эффекты, все заблестело в других красках и расширило границы арены - мне даже показалось, раза в полтора. С вершины все смотрелось так, как будто мы пребывали на огромном стадионе. Под "Until The End..." по сердцу вышел погулять Edge, и все окончилось тем, что Боно и гитарист устроили что-то типа потасовки; Боно напрыгивал с микрофоном на своего коллегу, а тот отмахивался смачными риффами и запилами. Под "New Year's Day" уже активно запели сами поклонники, перебивая голос Боно. Вообще, привыкнув к атмосфере, я бы сказал, что звук был немножко громковат - и если бы не тот факт, что я знаю все песни наизусть, то мне было бы довольно трудно въехать в манеру игры и исполнения. Затем последовали еще две композиции, общие по настроению и аранжировке - "Kite" и "Gone" (единственная вещь, которую U2 играли из репертуара Pop). Это, в принципе, довольно спокойные вещи, и при их исполнении Боно не буянил, я просто тренькал на гитаре и пел на сцене. Далее были сыграны 3 забойные вещи - "New York" из нового альбома - соотношение звука и световых эффектов на уровне и существенно подбавляет адреналинчика; "I Will Follow" с дебютного альбома и "Sunday Bloody Sunday", благодаря которой U2 и стали известны. Естественно, под "Sunday Bloody Sunday" толпа орала даже тогда, когда музыка уже кончилась. Насколько я знаю, в Германии с ее отношением к насилию это одна из самых популярных вещей U2, особенно в среде старшего поколения. Коего на концерте было предостаточно. При исполнении Боно постоянно бегал туда-сюда, чем приводил публику в состояние легкой прострации. Особенно сильный момент наступил, когда команда повернулась спиной к основной публике и лицом к тем, кто сидел "за сценой". Кстати, все места там тоже были забиты, хотя места ЗА сценой традиционно считаются не самыми лучшими - но с них удобно наблюдать абсолютно все, что происходит на концерте, как будто с позиции камеры, в том числе работу звукооператоров и световиков. Боно разбавил свою песню припевом из другой - вещи Боба Марли "Get up, Stand Up". Естественно, вся трибуна за сценой поднялась на ноги и перекричала остальной стадион. После этого Боно опять ударился в спокойную лирику - группа сыграла вещи "Stuck In A Moment" и "In A Little While" с нового альбома. Посвящены они были какому-то другу Боно, который на днях скончался в Швеции, где группа только что дала концерт. Из-за того, что все встречали каждое слово бурными криками, я слабо понял, кому именно и тем более не расслышал имени, но это было неважно. На протяжении последних композиций на "сердце" стал также регулярно выходить Edge и дразнить публику своими гитарным колдовством. А также к нему постоянно приставал Боно и просил подпеть в один микрофон. Окончилось это тем, что куплет одной из вещей гитарист допел самостоятельно (и, кстати, довольно сносно), чем, несомненно, поверг толпу в состояние экстаза. Однако вот Боно взял микрофон, все затихло в ожидании того, что он скажет... и тут прозвучало слово: "THE EDGE!" Это была команда к оглушительному реву и ору. Однако я б не удивился, если б Боно сказал что-либо другое, например, "Курение вредит вашему здоровью" или "Уходя, гасите свет" - любое слово встречалось бурными овациями и приветствиями. Особенные последующая речь Боно о том, кто на чем играет в команде - то бишь, представление группы. Думаю, что в зале не было ни одного человека, который не знал бы, как зовут участников, и тем не менее, это вызвало оглушительный восторг. Потом группа в полном составе вышла на "острие" сердца, Ларри Маллен подкатил какой-то барарабан на колесиках, и в такой необычной обстановке, своеобразном передыхе, знакомом нам уже по Zoo TV, были отыграны "Desire" и "Stay (Faraway, So Close)". Боно сыграл на губной гармошке, чего уже давно не делал (сами понимаете - взрыв эмоций в зале) - и на музыку "Desire" в конце напел также кусочек старой вещи "Gloria". Акустическая версия "Stay" была сыграна только Боно и Edge'м и посвящалась где-то, видимо, присутствующему в зале режиссеру Виму Вендерсу - большому немецкому корешу Боно. После легких акустическо-гитарных композиций снова начались драйвовые вещи - "Bad", "Where The Streets Have No Name", "Mysterious Ways" и "The Fly". Во время "Bad" Боно, видимо, уже порядком подуставший, ходил туда-сюда по "сердцу", осматривал людей в зале, а в конце почему-то напел кусочек из "40" - "How long to sing this song" и т.д., типа, надоело мне уже, сколько еще раз мне петь песню эту? После такого меланхоличного выступления началась, по сути, кульминация шоу - самая сильная live-версия "Where The Streets Have No Name", как всегда, была обрамлена в очень мощные световые инсталляции и заставила расслабившуюся было толпу опять скакать выше головы. Был крохотный момент, который, оказывается, заметили все - при исполнении песни Боно поднял вверх руку, сложив пальцы буквой "V", потом плавно добавил к двум пальцам остальные, и в финале его знак превратился в "хайль", отчего толпа на коротенькое время совсем взбесилась. В течение "Mysterious Ways" откуда-то из бэксцены начали вылезать столбики, на которых рисовалась опять же знакомая по Zoo TV танцовщица живота. Боно постоянно примыкал к ней и расстилался перед ней ковриком. Но самое мощный акт Боно совершил при исполнении заключительной "Fly" - во время гитарных риффов Edge'а он стал носиться на бешеной скорости по всему "сердцу" вокруг, и закончилось это тем, что с разбегу он врезался в один из проекционных столбиков и "прилип" к нему, как самая настоящая муха. Во всяком случае, позиции света создавали полное ощущение расплющенного Боно. Это был, наверно, самый эффектный момент концерта. После этого состоялась небольшая пауза, минут на 5, так называемый "encore", на протяжении которого фанаты должны звать кумиров выступить еще хоть сколечко. Т.к. encore у U2 уже принятое дело, все и так понимают, что первый выход команды со сцены - не последний. Во время encore на всплывших проекционных столбах отразилось лицо какого-то политика, вещавшего, что оружие в руках хорошего человека безопасно тем, что оно направлено только на плохих людей. Одновременно всплыли кадры какого-то негритянского пацаненка, нашедшего на улице парабеллум. Начался политический момент шоу. Команда незримо возникла на сцене, а Боно бешено выскочил из "сердца", вырвал микрофон из стойки, саму стойку отбросил далеко в сторону и понесся в толпу фанатов. "Bullet The Blue Sky" - самая политизированная композиция группы. Следовало ожидать мощного запила, и такой имел место быть, Edge постарался. Но еще больше постарался Боно - он схватил прожектор и стал светить им по темным трибунам арены, необычайно возбуждая фанатов, которых касался лучик света. При этом вокалист нес какую-то традиционную околесицу про жертв войны, американские нарушения прав человека и известного оружейного лоббиста Чарлтона Хестона. Это намного отличалось от альбомной версии песни и от того, как группа ее исполняла раньше, поэтому большая часть того, о чем говорил Боно, для меня пока загадка. Но сказал он много, и - главное - мощно. "Bullet The Blue Sky" сменилась не менее трагичной, только с другого конца, композицией - "With Or Without You". В этот момент обычно гасится свет, а фанаты машут зажигалками - и тут все случилось точно так же. По обыкновению последних лет, Боно также выбрал наугад из толпы какую-то несимпатичную девушку; однако на этот раз он не танцевал с ней медленные танцы, а просто лежал на "сердце" и пел. Наверное, девчушка теперь всю жизнь будет вспоминать, как она символически повалялась со своим кумиром, пусть даже в течение трех минут. Чувствовалось, что шоу близится к концу. Пролетело все довольно быстро - 2 часа как не бывало. Боно по-человечески вышел на сцену, взял гитару и спел "One", до этого поблагодарив фанатов за то, что ему помогали собирать подписи в поддержку прощения долгов странам третьего мира (спустя неделю лидер команды говорил об этом с главами мировых держав, в т.ч. Путиным, на саммите "большой восьмерки" - однако, насколько я понимаю, к словам какого-то рок-гитариста там прислушались меньше). Напоследок была исполнена композиция "Walk On", однако еще перед ней Боно, то ли в ответ на чьи-то слова, то ли так, сказал: "I don't speak English. I speak IRISH. This is Irish, people!" - то бишь, "не говорю я по-английски, я говорю по-ирландски". Теперь понятно, почему в его речи я ничего не мог разобрать. Кстати, по-немецки Боно говорит довольно сносно - в самом начале выступления он чего-то сказал для местной публики, хотя впоследствии прикинулся незнайкой, выкинув что-то вроде: "Я знаю только два слова по-немецки - Бавария, Мюнхен!" Что моментально было встречено одобрительными криками. На ноте "Walk On" выступление закончилось. Как всегда, Боно пожелал всем спокойной ночи и сказал "Храни вас Бог", после чего участники вежливо откланялись и ушли. Тщетно несколько тысяч народа отбивали свои ладошки в попытке возврата кумиров на сцену - программа была отыграна и так слишком хорошо и много. Чтобы дать это понять, включили свет и запустили мелодию из "Grace", которая впоследствии резко оборвалась где-то на половине. Тогда люд понял, что делать здесь больше нечего, и стал расходиться. Выход оказался столь же организованным, как и вход. Мне также не пришлось толкаться в поисках транспорта, чтобы сесть и уехать. Несмотря на то, что станция метро была забита до отказа, почти все погрузились в первый же поезд. И без паники доехали домой. Резюмируя, можно сказать, что шоу получилось в исключительно немецком стиле - все было запланировано, прошло все точь-в-точь по этому плану. В визуальном плане концерт мне напомнил немецкий автобан, на котором всё по порядку мчится с такой бешеной скоростью, что этого даже не замечаешь. Это, конечно, не то, что U2 делали раньше, широким размахом шоу здесь и не пахнет, но сцена действительно символизирует то, что ребята играют от всего сердца. Хоть и изрядно постаревшего. При этом радует факт, что Боно наконец-то перестал творить эксперименты со своим голосом и начал по-человечески петь. В концептуальном плане концерт - это нечто за гранью турне времен Rattle & Hum и Zoo TV. От Rattle & Hum взят минимализм сцены и черно-белые декорации, от Zoo TV частично осталась красочность постановки и качество игры. В общем - это на самом деле "все, что ты не можешь оставить позади", "all that you can't leave behind" - выжимка из того, что U2 придумывали на протяжении своей некороткой карьеры. Теперь, однако, трудно сказать, что же ребята придумают в дальнейшем. После концерта меня долго угнетало странное чувство, что же здесь не так, пока я не понял, что, на самом деле, все так, как и надо. Только с непривычки этого не замечаешь. Ведь у нас принято, что обязательно что-то должно быть не так. Поэтому, наверное, у нас подобные концерты будут проходить еще очень не скоро, если вообще будут, а U2 к нам не поедут и подавно. Во-первых, нету у нас такого большого и хорошо спланированного места. Во-вторых, не умеют у нас хорошо организовывать такое количество народа, потому что сам народ далеко не всегда ведет себя прилично. В-третьих, отношение самих больших групп и исполнителей к нам пока что как к стране третьего мира, т.е. снисходительно-унижительное. И чтоб жить нам так, как и им, пора, наконец, строить капитализм, а не рушить коммунизм. Начинать думать головой, а не жопой. И самое главное - учиться работать. Тогда и все флаги в гости будут к нам. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:Организация мероприятия: лучше не бывает; Отношение к публике: замечательное; Качество, в т.ч. звук, свет, оформление: супер; Охрана порядка: публика сама была воплощением порядка; Стоило ли побывать: несомненно. КАРТИНКИMr.Prolix, 22.07-24.07.2001
|