частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
♭ музобоз ♭ эссе ♭ кино ♭ неблог ♭ форум ♭ поиск: внутри / снаружи ♭ нашлось |
|
Как Гришковец в Риге собаку ел23.03.2007Кто такой Евгений Гришковец? Однозначно судить об этом сложно. На его спектаклях люди много улыбаются и откровенно смеются, однако это не комедии и сам он - не клоун. Пишет книги, но не совсем писатель: в них столько неуловимого и в то же время открытого "народного" текста, что извлечь из книги какое-либо писательское "я" не получается. Петь не умеет (чего не скрывает и даже постоянно напоминает об этом), однако записывается и преподносит для публики по-своему уникальные "живые" выступления. Даже написал было сценарий для кинофильма о Москве и хотел его снять, но через какое-то время решил, что заниматься и этим не будет, не забывая упомянуть, что "все воплотится в свое время". Именно так - для Гришковца все должно воплощаться в свое время. Важен не столько он сам, сколько то, что его окружает в определенный момент. По-моему, он - как своеобразное зеркало, олицетворение целой эпохи и целого класса людей, в одинаковом направлении мыслящих. Мне не раз говорили, что "будь у меня время и возможность - написал бы о своей жизни книгу". И действительно, у каждого из нас, кто это понимает, жизнь является настолько интересной, что о ней впору писать книги. Записать ее, сохранить. Чтобы кто-то потом мог прочитать и пережить. Зачем? Никто не знает и никто не делает. Да и сам я с удовольствием занялся бы каким-то творчеством, музыкой или писаниной, все из этого, так или иначе, дает плоды. Но работа и быт поглощают все. А Гришковец вот сделал, нашел время, сумел вырваться: будучи и оставаясь во многом обывателем, нашел-таки в себе силы заняться творчеством, по-настоящему. Таким творчеством, которое живет в душе многих из нас, и именно поэтому оно там так понятно. Однако понятно оно все-таки далеко не всем. Уверен, что Гришковец, являющийся в своих актерских, вокальных или театральных образах почти самим собой как персонажем собственных историй, для многих кажется чрезмерно простым. Кто-то подумает: "Нууу, я тоже так могу, это примитивно как-то." А вы, как говорится, купите слона. Ведь тут дело не только в том, О ЧЕМ Гришковец рассказывает, пытаясь донести или поделиться своей мыслью. Но в нем самом - в его внешнем виде, в его картавости, о которой тоже было упомянуто не раз им самим, во внешней забавности, присущей только ему. Его уникальность в том, что в нем все это удачно складывается и образует его собственный стиль, жанр, - проше говоря, "торговую марку своего имени". Если человек талантлив, то он талантлив во всем. Талантлив ли Гришковец - определенно, да. Однако гением его я бы все-таки не назвал, несмотря на очевидный намек даже в корне имени. Сам Евгений признает, что он лишь "профессионально занимающийся искусством человек". По-моему, это самое верное определение, которое можно обозначить. Мне доводилось слышать определение "гангстер от науки", применимое к одному рижскому элитному преподавателю, который в эпоху мизерных зарплат преподов и учителей являлся очень состоятельным человеком и успешным бизнесменом. Таким же образом можно утверждать, что Гришковец - это "гангстер от искусства": в то время как гениальная интеллигенция может плакаться и оставаться незамеченной в тени, он сделал потрясающе успешную карьеру на искусстве в обширном его понимании, по всем канонам капиталистического жанра. "Это довольно серьезный труд — выбрать из жизненных деталей только универсальные", - утверждает Гришковец, и с этим опять нельзя не согласиться. Полагаю, круг общения Гришковца и раньше был немал, а вследствие его космической популярности он прогрессирует в сторону бесконечного увеличения. В своей жизни он наверняка перевидал столько людей и переслушал столько разных историй, что ему просто грех было бы не конспектировать время. Время в его словесных образах, в чем-то таком добром, людском отношении к жизни, преимущественно, причем, отношении к жизни русским человеком - неудивительно, что именно родившийся в сибирской глубинке Гришковец может знать, КАК об этом сказать, чтобы все поняли. Сказать об этом нужно уметь всего лишь непосредственно. Сейчас ведь этого так мало в искусстве - нас стремятся стращать, совращать, запугивать, напускать тумана, и нам это нравится - но тут вдруг абсолютно незлобивые мотивчики, легенькие лирические отступления, все чрезвычайно доходчиво и воздушно. Блюдо само пришло к повару, остается его только подать на стол. Гришковец поработал над своим имиджем, теперь имидж работает на него. На спектакль "По по" с Цекало/Гришковцом, когда они в прошлом году по осени приезжали в Ригу, мне сходить не удалось. Наверное, не зря - судя по отзывам в Интернете, немногие в восторге. Хотя два гангстера от искусства вполне могут задать жару тем, кто понимает, о чем они между собой говорят. Но не уверен, что таких найдется много. А в этом году-таки получилось, причем сразу на два мероприятия - концерт и спектакль. Они опять едва-едва не обломались, но я нашел в себе выдержку и силы туда попасть. Вследствие этого могу судить, что Гришковец - это человек, которому я больше заплатил денег за его талант. Но об этом тоже потом. Итак, Гришковец - это человек, которого много. Человек, которого НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ много, а которого ПРОСТО - много. Человек-везде, он настолько всем симпатичен своим миролюбием, что ему везде рады как душевному собеседнику, которого приятно понимать (при этом вполне понятно, отчего рождается понимание). Но для меня все началось с альбома "Сейчас", который калининградскую (опять же, провинциальную) группу "Бигуди" вывел в разряд элитных команд. Именно с ней Гришковец намедни дал концерт в рижском клубе под названием "Sapnu Fabrika" ("Фабрика мечт"). Концерт с гр. "Бигуди" - 16 марта 2007![]() Что такое "Sapnu Fabrika"? Однажды я побывал там на концерте Nils Petter Molvaer, и он (концерт) был настолько паршивый, что немногие выдержали все выступление целиком. Я консультировался с посетителями сего места, и все они соглашаются в том, что заведение такого рода, приглашающее в гости музыкальную элиту, могло бы себе позволить более качественный звук. Потому что звучащий скрип и скрежет там - это не звук. А если было бы тише, то и люди вели бы себя тише, и ощущение мероприятия доходило бы лучше. Я зарекся ходить туда на концерты, но т.к. на Гришковца обязательно нужно было сходить и визуально оценить то, что когда-то повергло в феерический внутренний восторг, деваться было некуда. На концерте я вспомнил, как когда-то Янис Крауклис давал совет заткнуть уши тампонами, если звук паршивый - тогда можно с бОльшим успехом разобраться в том, что играют. Кстати, рекомендую это делать всем - очень помогает. Высокие частоты оказываются немножко срезаны, но зато все остальные полосы слышны прекрасно. В итоге, несмотря на говённое помещение, непомерно высокие цены на спиртное и то, что стоял я, не имея возможности подойти ближе, где-то у самой колонки слева от сцены, заткнув уши тампонами, концерт внялся с большим удовлетворением и наслаждением. Вокруг было довольно много приятной публики, не только молодой, но и среднего возраста, и совсем уж взрослых. Затасканное слово "позитив", которое часто упоминается в адрес Гришковца и, по-моему, частенько исходит от него самого, здесь имело возможность воплотиться в том самом настроении, которое и так было неплохое, а тут еще и улучшилось.
Из остальных композиций запомнилась также легендарная вещь про то, как "настроение улучшилось" - понравилось, что на живом выступлении уже и аранжировка была другая, более "клубная", да и сам текст заметно изменился. Например, в одном из куплетов Гришковец использовал свою старую заготовку про "пиджак, который повесили в шкаф на зиму; а весной снова одели, сунули руку в карман - там пять латов, про которые уже и забыли совсем... и настроение улучшилось!" Не очень давно я слышал про это в рижской радиопередаче "Бальзам на душу", в интервью с ним. Впрочем, был важен не столько текст самой композиции, а то, что для улучшения настроения в сегодняшний вечер совсем не требовалось ничего особо пить или глотать или нюхать или курить. "Настроение улучшилось-2" сыграли также под конец, "на бис". Тема, конечно, неисчерпаемая, в чем Гришковец снова признался сам, а также в том, что скоро уже будет "Настроение улучшилось-3", которое все желающие, кому это еще не надоело, смогут бесплатно скачать в Интернете.
Про саму группу "Бигуди" сказать что-либо затрудняюсь. Единственное, в чем я могу не ошибаться - это в амбициозности Максима Сергеева, главного аранжировщика и автора всех композиций проекта. Полагаю, если бы не Гришковец, то про него и всю группу целиком так никогда бы никто и не услышал. Ведь если разобраться, только на первом альбоме музыка была по-настоящему от души и "в кассу". На втором альбоме идею, как смогли, повторили, потом Сергеев попытался издать слабо замеченный альбом ремиксов "без Гришковца", ну а на третьем... Критики третий альбом расхвалили до не могу, да и сами авторы отзываются о нем чересчур лестно - тут вам и новый звук, и новый текст, и новый голос, - но я сомневаюсь, что горю сильным желанием его слушать, изначально предполагая, что он покажется скучным. По-моему, на сей раз амбиции г-на Сергеева вышли за пределы разумного: вряд ли стоит обзывать "новым" кучу повторений, какой бы сложной ни была работа по ее созданию. Авторы наконец-то прошли "жизненную" музыкальную школу и стали обращать внимание на детали, шлифовать собственное мастерство - но от этого общий вид продукта только проиграл. Первый альбом был исключительно любительским, и в этом оказалось его исключительное обаяние. Ведь и Гришковец был любителем, и Сергеев. А теперь вдруг получается, что попытка стать профессионалами медленно, но верно проваливается, однако это тщательно пытаются замаскировать.
Зависть? Ревность? Это хорошо знакомо. И тут напрашивается еще один ответ на вопрос - ПОЧЕМУ Гришковец смог вот так, а Сергеев сам по себе не смог. В этом их разница. От налета провинциальности в творчестве избавиться всегда очень трудно. Спектакль "Как я съел собаку" в Театре русской драмы - 18 марта 2007Я долго сомневался, стоит ли в данных заметках говорить о деньгах, но теперь уже думаю, что можно. Как я уже упомянул, когда Гришковец гастролировал в Риге с новейшими спектаклями "Планета" и "По По", посетить мне их не удалось. Хотя хотелось до такой степени, что я отдал за два билета почти половину минимальной заработной платы в Латвии - 50 латов. И это были самые дешевые билеты, где-то на задворках зала. Стоило сходить, пока Гришковец, что называется, "не покинул топ". Почувствовать атмосферу спектакля, публики Гришковца - не особенно важно, разгляжу ли я черты его лица в подробностях, это просто интересно. Поэтому я решил, что уж минимально потратиться-то стОит, хотя многие из моих знакомых были неприятно удивлены высокой стоимостью билетов. Но она, на мой взгляд, вполне оправдана: работая над чистым искусством, автор должен отфильтровать ненужных посетителей (хотя... здесь есть и обратная сторона, но об этом ниже). В результате я не попал на спектакль, и никто из моих знакомых не решился приобрести билеты за столь большую сумму. А перепродавать билеты в третьи руки запрещено согласно условиям фирмы, которая их распространяет - "Biļešu Serviss", о чем вполне ясно написано на обороте каждого билета. И сами они деньги не возвращают. Какое-то невероятно дебильное условие, неприемлемое для страны, в которой демократия. Да у меня и не было времени заниматься их продажей. В итоге я подарил Гришковцу 50 латов. Но не жалко, у непорванных билетов своя ценность. В этом году поход на Гришковца едва не обломался вторично. Однако мои потери составили бы уже 80 латов, учитывая концерт, в итоге я бы подарил ему уже 130 латов - практически, обеспечил бы минимальный прожиточный минимум в Латвии. Хотя, конечно, не будем забывать, что тут имеют место и процентный навар "Bilesu Serviss", и навар "Фабрики мечт" и театра, и налоги, и прочие расходы... так что Гришковец вряд ли получил бы с этих денег более 30-ти процентов. Это тем более смущало: зачем мне оплачивать жизнь людей, многие из которых, уверен, мне просто не симпатичны? В итоге я сгруппировался с силами и мыслями - и вот уже стою в гардеробной Рижского Театра русской драмы. Поначалу мне подумалось, что публика, которая придет на спектакль, хотя бы наполовину будет состоять из тех, кого я видел на концерте. Но тут я ошибся. По-моему, в тот вечер в театре собрался "цвет" рижской интеллигенции, доморощенный гламур, для которого поход в шняжный кабак наподобие "Фабрики мечт" является неприемлемым по умолчанию и тем самым наводит на конкретные мысли: перед вами своего рода сброд. В эфире слышалась не только русская, но и латышская речь: неудивительно, ведь много денег должно быть, в первую очередь, у "коренного" населения. А от неудобоваримого букета парфюмов, витавших в воздухе, начало немного подташнивать. Никогда не причислял себя к подобной публике, но это не помешало мне быстро оставить окружающий мир на вешалке и сосредоточиться на сцене.
Но ведь это "просто", на самом деле, очень сложно. Очень-очень, если разобраться.
Вот в чем смысл покупки самых дешевых билетов на задворках, братцы. И вот почему я рад, что и в тот вечер я внял мудрости "не занимать передних мест и не высовываться". Смыть это клеймо было бы невозможно. Чувствовалось, неприкрыто чувстовалось, что Гришковец устал, равно как устали и многие пришедшие туда. Может быть, устал есть собаку, а может быть, от того, что за пару дней до этого преподал убойный концерт, или же окончательно выложился на спектакле "Одновременно" намедни. Слышно было, что и голос немного посадил - постоянно откашливался в кулак, - да и вообще, настроение свое тоже немного посадил. Играл, как всегда, замечательно, но словно на конвейере.
После этого я подумал, что талантливый человек - он в то же время очень спорный, неоднозначный и наверняка не всеми понимаемый. Сколько же гадостей и грязи в свой адрес ему приходится получать. И даже если ему откровенно симпатизирует тот, кто внимает его творчеству - это вовсе не значит, что он ему не может подложить свинью. Еще как может, и даже совершенно без задней мысли. Да и год сейчас такой - свинский... Мне вот тоже свиней за пару месяцев поднакладывали уже предостаточно, пора их резать на фарш. Хотя мне раньше казалось, что до меня прекрасно и без преград "доходит" все, что творит Гришковец, и даже нравится, только после приезда его в Ригу и, так сказать, "личного контакта" с ним в качестве персонажа толпы, я задумался о том, что понимание это идет гораздо глубже, нежели представляется извне. От этого Гришковец как человек еще больше стал мне симпатичен. Конечно, в его текущем творчестве есть много брешей, и может быть, критичных недостатков уже становится больше, нежели достоинств. Вся проблема просто в том, что творчества становится много. А качества не может быть количественно много. И когда часто общаешься с кем-то, то вместе с позитивом очень легко передается и негатив. Время от времени нужно уподобляться индийским мудрецам и хранить больше молчания. Если искусство расточать, оно превращается в быстротечность. Ну а если подумать о том, какой же вывод после приезда Гришковца сделал я сам... это прямо как в школьном сочинении... "Выводы после прочтения произведения М.Горького "Песня о буревестнике"... Так вот если подумать об этом, то вывод сей уже был озвучен Евгением на концерте. Если что-то интересное задумываешь - нужно пробовать делать и доводить до конца. Нужно быть самим собой. Не нужно в долгий ящик откладывать. А то мы настолько уже поглощены своим мрачным бытом, что времени нет на те вещи, которыми, на самом-то деле, и нужно в жизни заниматься. Очень надеюсь, что сей вывод поможет мне, и оценившим Гришковца, в дальнейшем. И еще мне понравилось, насколько сильно Гришковец любит свою дочь. Постоянно о ней упоминает при каждом случае, и для него представляется совершенно невероятным, как это может быть - человека вот раньше не было, т.е. не было совсем, и вдруг он - есть. Его можно потрогать, на него можно посмотреть, с ним можно поговорить и даже попросить у него совета. А ведь раньше - совсем не было. В этом - самый большой смысл. Mr.Prolix, 23.03.07
|