Только что вернулись с фестиваля короткометражных фильмов "
Manhattan Short". Мне, вообще, в последнее время "большое" художественное кино не доставляет совершенно. А вот документальное кино или короткометражки — однако. Наверное, сказывается EP-концепт... смотреть чего есть много, но всего не усмотришь. А вот если быстро, но мощно — то так начётнее.
На удивление, в пятничный вечер весь экс-кинотеатр "Рига", а нонче — "
Splendid Palace" — был под завязку забит людьми, преимущественно, старшешкольного и студенческого возраста. При этом вход был вовсе не бесплатный и стоил 7 евро. Интерес к альтернативному, "непопкорновому" кино не мог не порадовать.
Самое важное в мероприятии, на мой взгляд, было тесное общение с аудиторией. К сожалению, пока что только режиссёры, операторы, монтажёры из Латвии давали "мастер-классы" в виде очных интервью, поверхностных кастингов и общения с публикой в коридоре кинотеатра. Публика принимала непосредственное участие и в оценке фильмов. Листочки с этими оценками, по сути, должны перенаправляться в официальное жюри в Нью-Йорк, но глядя на молодую девушку слегка под шофе, которая собрала результаты зрительских симпатий, я весьма озабочен их судьбой.
Именно этот момент — тесного контакта с публикой — мне понравился на фестивале больше всего. Всё-таки это не так, когда приходишь и тупо пялишься на белую простыню. Много жизни. Хотя я сам в этом не участвовал, ибо уже возраст, и мне, скорее, надо уже снимать кино, а не сниматься в нём, посмотреть на этот мир изнутри, как минимум, любопытно.
На экране было тоже очень много жизни. Среди десяти фильмов-финалистов были представлены работы режиссёров из Англии, Франции, США, Австралии, Ирландии и Финляндии. Из этих художественных эпизодов, по 10-15 минут каждый, сложился некий глобальный образ происходящего в мире, что заметно освежило мозг, который в этом глобусе Латвия с её вечным латышско- советским нытьём слегка покрылся пылью.
К слову, перевод всех фильмов осуществлялся и на русский, но происходило это "вживую", и переводчик был то ли пьян, то ли слишком юн для такого дела, то ли косил под Володарского: в наушнике постоянно отзвякивал, а подчас и утомительно гудел лежащий рядом с ним мобильный телефон, раздавался женский шёпот, чьи-то шаги; он следил за сюжетом невнимательно и проглатывал половину фраз. В частности, в одном из анимационных сюжетов
"Faces From Places" режиссёра Бастьена Дюбуа про московское метро и памятник собаке Лайке были напрочь зажёваны фразы про Советский Союз, как будто переводчика специально в этом месте заставили прикусить язык. Тех, кто не очень знаком с английским, это к концу просмотра уже заметно раздражало.
Но в целом, даже этот не очень опрятный нюанс не смог испортить впечатление от программы, в целом. Наверняка
все зрители почувствовали, как сложно делать выбор между зелёным и солёным. У каждого фильма был свой антураж, почерк режиссёра, колорит страны или обстановки, своя история и вывод. Не буду тут описывать и спойлерить — кому интересно, в высшей степени рекомендую ознакомиться со всеми фильмами-финалистами. Мне вот интересно — кто станет победителем?..
Я лично, помучавшись, сделал свой выбор в пользу короткометражки
"Do I Have To Take Care Of Everything?" финской женщины-режиссёра Сельмы Вильхунен. Хотя я и критично отношусь к женщинам, которые пытаются "делать всё", забывая о своих прямых обязанностях и месте, фильм — это вовсе
не унылые сопли на ту же тему. Наоборот, он — как выстрел: динамичный, яркий, и дико ржачный. Ну по крайней мере, таким он мне показался на большом экране. Особенно надпись на открытке... этим было сказано всё :) Ну и чёрный юмор, конечно — выше всяких похвал. Финские актёры — отожгли.
Но на другой вкус и цвет фильмы тоже были. Тема геев тоже прокачана как надо — хоть и популярная нынче тема, но авторы фестиваля выбрали фильмы не с запашком, а с юморком и подколочкой. Например,
"I Am A Big Ball Of Sadness" — очень короткий, но очень тонкий и очень подколочный троллинг, на современную тему "пати офисного планктона" и всех, кто там собирается. А
"No Comment" — это не фильм, а анекдот.
В свою очередь, Коматоз проголосовал за фильм "Ирландская народная мебель" (
"Irish Folk Furniture"), ему это близко. Фильм, на самом деле, очень познавательный и пропагандирует одну идею: всё — просто.
А вот в самом конце самого первого, "вступительного" фильма
"#30" (про кастинг) так и вообще содержалась одна очень грамотная мысль, о порицании красоты... дословно я не запомнил, да и зачем. Главное — рекомендую.
Единственный фильм, который произвёл очень спорное впечатление, поставили почему-то в конец. Чтобы запомнился, что ль? Не знаю. Фильм, само собой, про евреев — куда ж без них. Называется он "Черта оседлости" —
"Pale Of Settlement" (реж.Джейкоб Сильман). Если американский еврей снимает кино о России 19в. на еврейские капиталы, то жди очередной "высер Шиндлера", как минимум. И раскопали же ведь историю про "хапперов" ("Khappers") — якобы нехороших наёмников, которые похищали маленьких еврейских детей, чтобы "заполниить" ими квоты в школах кантонистов, которые не заполнялись оттого, что многие родители утаивали факт наличия у них детей. Почему еврейских, — да потому, что кому они тогда были нужны, эти дети молочников. Но фильм, несмотря на то, что пытается восстановить историческую справедливость и соблюсти память, на мой взгляд, оказался настолько высосанным из пальца, неточным в деталях, очень любительски поставленным, что вызывал не слёзы, как должен был бы, а смех (особенно банка с клюквенным вареньем), и в конце концов, вызвал изжогу: ну сколько можно мусолить эти темы из позапрошлого века про евреев, уже — тысячи их!.. Но в общем-то, даже то, что кино это вызвало столько во мне негодуйности, совсем уж его нельзя списывать со счетов. Работа там проведена колоссальная, что для чужеземца данных исторических событий, причём 22-летнего школяра, являлось наверняка мощным вызовом самому себе. Может быть, зачастую блин вышел комом, но вот режиссёр из этой воды вышел — сухо многообещающим. Не удивлюсь, если именно данный фильм и возьмёт первое место. Особенно мне непонятно, где они выкопали паровоз времён гражданской войны. Или это был спецэффект?.. Вряд ли...
Говорят, что программы из финалистов также выходят и на DVD. Вот, думаю, надо обязательно обратить на это внимание — для досуга не только качественно, с ветерком, но и оч.познавательно.
Удачного всем просмотра, не пропустите.