Это цитата из произведения Стефана Цвейга "Шахматная новелла:
Полностью изолировав нас от внешнего мира, они ожидали, что внутреннее напряжение скорее, чем холод и плети, заставит нас заговорить.
А вот цитата из одноимённого фильма 1960-го года, снятого в ФРГ:
Кто не гнётся, тот может сломаться; эту истину я постигла в балете.
В 2021-м немцы сняли по "бестселлеру" Цвейга, который ни разу не бестселлер, а просто его последнее произведение, "новейшую" интерпретацию, которая интерпретация с большой условностью.
"А как было до войны?" — интересуется её главный герой. На протяжении почти двух часов перед кинозрителем разворачивается драма, происходящая непонятно где, непонятно с кем. Но главный её сюжет — шахматы.
Про эту игру снимается немного кино. В последние годы — часто. Выделяется, в первую очередь, сериал Netflix "
Ход королевы" ("The Queen's Gambit"). Из русских очень даже неплох полнометражный "
Чемпион мира" с Хабенским и Янковским-внуком, чётко вписавшимся в свои роли.
Но сюжеты этих фильмов раскручиваются лишь возле игры в шахматы, как таковой, одержимостью ею, целенаправленностью одолеть противника на пределе собственных возможностей.
В то время как новелла Цвейга, которую немцы вытащили на свет очень вовремя, описывает шахматы вовсе не как игру против осязаемого противника. Более того — она задействует шахматы не как игру. Шахматы — это лекарство и оружие, направленное не только против врага, но и в пользу себя.
В шахматы я играю примерно на уровне главного героя из "Королевской игры" до войны. Стратег из меня никакой. На пару ходов могу что-то предвидеть, но иногда концентрация падает до такой степени, что взяв пешку, могу пожертвовать ферзём. Играю хуже школьника. Особенно, если до этого употребил грамм триста.
Но чтобы проникнуться и новеллой Цвейга, и фильмом "Королевская игра", не нужно быть шахматистом. Речь там идёт не о шахматах, а о силе воли и непреклонности своих убеждений, какими бы спорными они ни были.
Стойкость и несломленность этих убеждений как раз и являются камнем преткновения человеческих отношений. Уступать друг другу, слышать друг друга, размышлять друг о друге — это прогресс, движение вперёд; это шахматы. Замкнуться в своём мире, играть по алгоритму, делая механические ходы, не обращая внимания на состояние оппонента — это обоюдный мат.
Отмечу, что фильм 1960-го года более близок к Цвейгу, нежели фильм 2021-го, являющийся интерпретацией "Матрицы" на шахматный манер.
Вы смогли покинуть свою комнату, даже не выходя из неё...
Но прочитать новеллу Цвейга стоит обязательно. До просмотра или после — значения не имеет. За час можно управиться, она небольшая. Однако впечатление оставляет глубокое — как неожиданный ход противника на шахматной доске.