частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♬ старт ♬ музобоз ♬ эссе ♬ кино ♬ неблог ♬ форум ♬ поиск: внутри / снаружи ♬ нашлось |
|
Кем по совместительству является Янис Жилде, более музыкальным критиком, чем музыкантом, или музыкантом, чем критиком, мне доподлинно неизвестно. Известно только, что он состоит в штате музыкальных обозревателей латышского портала TvNet, где регулярно грамотно и по полочкам знакомит читателя с новинками, преимущественно, радио-музыки. А также известно, что со своим братом Эдгаром в свое время он участвовал во многих знаковых латвийских рок-проектах, в т.ч. в местном ответе бритпопу в виде группы "Satellites LV" и первым-таки, с его же слов, пост-рок альбомом в Балтии "Kind of Glue", а также минимально-вокальной инструментальной группе "Kuba".
Его соло-альбом со многозначительным заголовком, который с латышского можно перевести двояко — "Стой!" или "Этажи" — вначале показался мне не заслуживающим таких похвал, как это в свое время было преподнесено на портале TvNet. Начинается он громогласно — с 15-минутной титульной композиции "Stavi", выполненной в многогранном пост-рок жанре, постоянно меняющей свою окраску и тем не менее, оставаясь единым организмом; особенно поразил меня "оперный" момент, в котором далеко не с первого раза я разобрал латышский текст, наложенный на еле заметный радио-фон. По идее, она должна задавать тон всему альбому, составляющие которого мне сразу представились продолжительными, эпичными и насыщенными при их весьма скромной огранке. Однако настроение первого трека повторяется лишь на "Stavi Pieci", и таким образом, альбом явно выпадает из обоймы "классического" пост-рока наподобие Tortoise, Bark Psychosis, или Mogwai — все эти группы, между прочим, официально признаются "повлиявшими" на творчество всех участников группы — ведь их альбомы более или менее преследуют цель впитать себя музыку идентичного уровня выразительности. В свою очередь, "Stavi Viens" и "Stavi Tris" выразительно подогнаны под теле- и радио-формат в ущерб общему плавно перетекающему из одной вены в другую настроению, а "Stavi Divi", "Stavi Cetri" и "Stavi Sesi" стоят в сторонке, будучи необычайно абстрактными.
Обо всем целиком, таким образом, я вначале подумал: опять местные "не дотянули" планку. Начали за здравие, кончили за упокой. "Записали" реально две вещи, а другие "дописали", чтобы расфуфырить диск.
Но переслушав альбом несколько раз, я все-таки не мог не проникнуться к нему симпатией. Конечно, можно предъявлять претензии по поводу "расползшихся швов", но с другой стороны, в этом может заключаться и свой смысл. Почему обязательно наш, местный продукт должен быть похож на других? Наоборот, находясь на перекрестке культур и поколений, стОит чем-то отличаться от других. Пусть это "чем-то" и неявственно прослушивается, но тем не менее, попытка его создания налицо. Точнее, на ухо: стоит отметить, что звучание альбома выточено скрупулезно, с упором на детали. Конечно, человек, который часто углубляется в гитарные дебри чужого звука, наверняка не на пустом месте создал свой собственный. Особого же внимания заслуживает факт, что альбом издан исключительно своими силами, без вмешательства посторонних лейблов. Сие в наших краях случается весьма редко, так что релиз никак нельзя обойти стороной!
|