частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



VA

Main Control Board

Год издания: 2010
Ярлыки: Techno / Electronic
Количество дисков: 1
Количество композиций: 12
Добавлено: 24 сентября 2010
Просмотров: 5216
Диск: N/A
Рейтинг7
VA - Main Control Board - обложка

Кладбище усеяно множеством фотографий с незапоминающимися лицами и камней с надписями незнакомых фамилий и имен. Почти большинство из них забываешь сразу. Некоторые, если и запоминаешь, то кратковременно. Таково мое резюме посещения различных кладбищ. Если на них не находятся остатки моих предков, до других умерших вроде бы и дела нет. Но вот Александр Матросов среди таких — человек особенный. Ни родственник, ни знакомый, ни даже случайно знакомый. Мало того, что увлекался прослушиванием "Реквиема", так еще и свою собственную музыку записывал. Это почти что как Цой в "Кино" — работал, творил, создавал аудиторию, разработал жанр, и вдруг — исчезает навсегда. Сразу же превращается в легенду среди своих поклонников. Потому что в легенду, как правило, превращают только мертвых. Что толку живых превращать? Он и так сидит вон, ходит, говорит что-то. А мертвый уже все сказал. Иногда человек внезапно смертен. Причем не только внезапно, но и насовсем.

А почему я знаю Александра Матросова настолько близко, что прямо-таки стою на его могиле и пытаюсь проникнуть сквозь фоторетушь необычайно космических глаз? Да все потому, что человек, занимающийся подготовкой нового сборника московского лейбла "Lagunamuch" совместно с Александром, сообщил мне о его исчезновении. А я просто приехал по дороге, им указанной, убедиться в этом. И убедился. По крайней мере, убедился в том, что могила человека по имени Александр Матросов, действительно, существует. Этого оказалось достаточно, чтобы предположить, что с ним уже никогда никто не увидится.

Этого факта хватило и для людей, работавших с Александром по ту сторону границы над новой компиляцией. После его скоропостижного ухода, наверняка, много совместных проектов осталось незакочненными. Но вот со сборником "Lagunamuch" получилось иначе — спустя более чем год после трагических новостей он все-таки появился на свет.

Даже не могу себе представить — каково это, доделывать начатое с другим человеком. Им, в данном случае, оказался еще один постоялец "Lagunamuch" — "Riverz End". Наверное, перед каждым новым шагом постоянно приходится оборачиваться назад и спрашивать себя: а как бы это воспринял он? Постоянно ставить себя на его место... представлять себя им... Это, должно быть, нелегко.

Впрочем, а кому сейчас легко?

Связь с Латвией ощущается не только по яркому почерку "Александроида", который здесь иступленно отполирован до блеска, только пребывает в некой совершенно новой, довольно странной консистенции. Но еще и по вступительному треку, "The Game [Это игра]". Игра записана обыкновенным нойзменом из Новосибирска "Indu Mezu" совместно с латышской девушкой по имени Flagra. "Indu Mezu" — резидент лэйбла Cold Graey, "специализирующийся на музыке с грустинкой" и измеряющий свои категории интересов цветом гаек. Широка страна, широк охват лэйблов. А Flagra — неизвестно кто. Маааленькая страна. Может быть, просто тусила однажды с "Indu Mezu" всякими способами, а он возьми и предложи ей записать женскую латышскую речь. Или просто по почте попросил переслать, электронной. На чем попало записали и в трек вставили. Но когда на российской компиляции вдруг слышишь первые и единственные слова на латышском — "А вот он уже дерево, спиленное электропилой", утопающие в густом звукомасле черного цвета с белесыми вкрапинками, все-таки становится интересно. Понятно же, кому диск посвящен и почему старт должна давать Прибалтика.

А вот меланхоличен ли и деловит, на самом деле, "Indu Mezu", как представляет он себя на лэйбле? Доля грустинки, может, и имеется. Но это все равно как с вываливающейся из носа соплей сидеть полчаса и просто смотреть на нее. Очень монотонная синтетическая грусть, а вкупе с латышской "изюминкой" — великая депрессия. Обратите особенное внимание на фрагмент композиции, находящийся на отметке времени 4:16 — звук, который вы услышите, было примерно то, что у меня вырвалось при прослушивании.

Ритмика без строгой последовательности. От хаоса к правильным формам без повторений. Жесткий техно-ритм, пульсирующий в мембране. Таков трек "Speyer" — "Dust" ("Пыль"). Пыли очень много, техно-пыли, я бы сказал. Пыли, которая ложится на старую пыль. "Speyer" — дополнительный проект все того же Алекса. Запись извлечена из совсем последних его наработок. Если очень долго вслушиваться, можно обнаружить, как события-звуки медленно, но безвозвратно сменяют друга. Как история. Безвозвратно. Вдруг неожиданно из темноты выползает Морфеус и что-то шепчет на английском. "So come on, give my life"? Неожиданный контраст. Еще более неожиданно тема закрывается. Символично.

Дальше — больше. Уже, можно сказать, наш старый знакомый, который несколько раз и в Риге выступал, "Riverz End" с треком "Человек-треугольник". "Triangle Man". "Ну наконец-то я в эпицентре", — подумалось мне. А то уж совсем чего-то загрустил и ушел в свои думки. Один жесткий бит преобразовывается в другой и довольно матерно накрывает. Но удовольствие это почему-то длится недолго, а вновь катится к чертям, в высокочастотный космический мусор, зависший на однообразном витке.

В пару к нему подобрали еще одного знакомого поклонникам "Lagunamuch" — саунд-дизайнер Артур Берент, он же "Abstract Avenue", проживающий нынче, как я могу догадываться по его странице на MySpace, в самом дорогом городе Германии Мюнхене, наконец-то, добрался и до выпуска своих треков на жестком, а не виртуальном, носителе. Заметьте — описки нет. Треков, а не трека. На компиляции находим даже две абстракии этого музыканта. Судя по всему, на "Lagunamuch" очень любят многослойную подачу ключа IDM в его исполнении. По своей насыщенности трек, в центральную нервную систему которого словно зашит звук от неработающего монитора, словно продолжает тему развития, начатую в двух предыдущих. Звук становится все многограннее и насыщеннее. Так-так.

"Autopilots" — снова сайд-проект Алекса Матросова. Никогда не слышал о таком. Зато синтезатор "Cube" — слышал. По-моему, с него здесь все и начинается. Вообще, рассчитывая на нечто большее, вряд ли стоит придумывать псевдоним, который способен затеряться в поиске сотен определений. "Автопилоты". И пропаганда аналогичной музыки идет — даже, скорее, не музыки, а просто незайтейливой ритмики. У Берента все-только начиналось, оказывается. Техно-звук может быть еще более мощным, еще более ударным, еще более прозрачным, несмотря на бОльшее количество киловатт, которое он кушает. Еще более механическим и совершенно анонимным. Т.е., полностью неживым. Действительно, как программа: выбрал курс и газуй. А можно и просто, без курса. Будто запустили автоматический молот, который быстро дубасит по бочке, обитой ватой, а в ней слушатель сидит. Кадр из фильма "Pi" — просверленный череп. Безумие. Rave.

Так и жутко может стать.

Так оно почти и становится. Вторая половина компиляции открывается с техно-наоборот: дарк-эмбиента. Есть такие слова. Ими называют звук сырого осеннего леса, записанный человеком под псевдонимом "Nightech" с помощью неизвестных науке аппаратов. В дискографии "Lagunamuch", аналогично, не новичком. Любитель замысловатого гула. Сначала был подъем, а теперь — спуск. Может, и не спуск даже, а огромный прыжок. Бежали-бежали по земле, а оказалось — это стекло, и под ним еще есть реальная земля, на расстоянии этак километров пяти под. Ногой проваливаешься в осколки и летишь. Летишь, а воздух становится все влажнее и гуще. Погружаешься в бездну не так сразу, как если бы из вышки в бассейн нырнуть. Не резко из одной стихии в другую, а постепенно, между переплетающимся стихиями. Космос. Вакуум. Ширь. Простор. Бесконечный океан, над которым кружат пылинки одуванчиков.

В результате буквально зависаешь на одной волне перед другой. Болтаешься посреди огромного черного океана и слушаешь радиоэфир — может, кто-то передает сигнал SOS. А может, это просто очередная мистификация "Lazyfish", представившегося лишь инициалами — L.F. — "Delta-Foxtrot", всего лишь пара минут, но — ох уж этот монофонический звук радиоволн! Позывные, радиосигналы, эфир — куда же без них перед "пультом главного управления"! Чтобы управлять чем-то, нужно знать, чем управляешь... А невесомостью — как управлять?

Трек предваряет грязный и сметающий звук из совершенно другой "оперы" — никогда бы не сказал, что "Abstract Avenue" способен на применение бронебойной техники! Очень заметно отличается от 4-го. Записано в жанре сталелитейного цеха — громко и нудно; наверное, это должно примерно означать, что на космический корабль, пересаживавшийся с одной техногенно мертвой планеты на другу — корабль в виде металлической или метабулической оболочки — вдруг напали магнитные осадки неизвестного происхождения. Вечная мерзлота вокруг, не меняющая своего облика на протяжении целых пяти минут, начинает казаться невыносимой.

Тут снова на выручку снова приходит Алекс "с обратной стороны" — "Speyer". Можно много писать и спорить о творчестве Матросова. Кто такой был, на что влияние оказал. На мой взгляд, не всегда у него получалось достойно передать в звуке импульс, идущий прямиком из головы. Не хватило самую малость, чтобы реализовать то, о чем будет судачить еще не одно поколение музыкантов. Но с данной композицией — "Connecting To You" — получилось. Полагаю, именно этому треку я бы отдал главный приз на альбоме, если бы меня заставили давать призы. Среди всех представленных участников зарядил тут как следует звук, и настроение, и даже даже раскованный женский вокал очень в тему подошел. Причем и "латвийское происхождение" ощущается, очень явно. Только оно завуалировано слегка — будто бы зажеванной пленкой. Пожалуй, это первый и единственный трек на компиляции, который я отметил бы за органичное звучание и цепляющее Открытие. Привлекает он своей неожиданностью, внезапностью. Волшебством.

Все к нему как будто шло. А потом — начало выходить из него.

Завершает блок №2 трех столпов "Lagunamuch" "Riverz End". Если заметили, в треклисте блок "Speyer" + "Abstract Avenue" + "Riverz End" встречается дважды. Именно два трехстолповых блока, только в разной последовательности. Взаимосвязь явная есть — как у мячика, отскакивающего от стенки, есть взаимосвязь со стенкой. Нет двух одинаковых ударов об стенку, и тут — тоже. Под конец "Riverz End", слов нет, сильно накачивает воздух. Как будто берет огромный горн и дудит в него на всю Вселенную. А может, это просто обновленный космический корабль подает гудки перед финальным отплытием. Большой корабль, которым приятно рулить, ощущая себя таким же мощным. Всякое может быть.

Думаю, после такого неоднозначного вылета продолжать всякие телодвижения было бы излишне. Вполне можно было бы пропустить настроение "Egofriend" — "Condition Rock". Или заменить его на что-то другое. Кто такой "Друг эго"? Не кто иной, как DJ-легенда в России, Компас Врубель. В профиле на MySpace значится, что он из Таиланда, но вряд ли стоит этому верить. В рамках своего стороннего проекта Алексей Чернорот пытается писать "новую" техно-музыку с определенной изюминкой для определенной аудитории. Пока что вместо пальчики оближешь торта получается только скромные пирожки. Но из довольно неопределенного материала зачем-то выбрали трек для обоймы лэйбла, замесили из него в плане звучания не просто пирожок — пирожное "букет роз". Непонятно, с какой целью — может быть, для того, чтобы окончательно слушателя смутить.

Впрочем, под конец компиляции я уже много чего перестал понимать.

Понятен только заключительный трек — в исполнении незримого со-автора сборника Александра Матросова. В треке без обиняков, на торжественно-акустический манер использованы звукозаписи переговоров космонавтов, и даже без названия — "СТАНЦИЯ МИР" — понятно, о чем он. О станции и о мире. А по времени — прямо где-то в 70-х застреваем. Все так искренне и незатейливо устроено, даже не предполагаешь, что у корабля может неожиданно перегореть какая-нибудь деталь, и тогда космонавт никогда не вернется на землю... Пофигу все. Взлет. Старт. Ракета пошла.

Вероятно, "консоль управления" — управляет вовсе не космическим кораблем, а временем? Если еще раз оглянуться на список композиций, такое тоже может быть. Они очень разные, проявления этой электронной музыки, будь она неладна. Разные формы, разные взгляды, разные мысли, разное время, разные люди, из-за этого — за железными дверьми техно закономерно и несанкционированно много хаоса, как много его там, где много чего угодно. На мой взгляд, только узкий круг слушателей может понять, о чем этот сборник, вдаваясь в предысторию его создания или хотя бы будучи знакомым с его авторами лично. А как еще может неживая музыка понравиться живым людям? Без человеческого фактора наличие такого огромного количества железа и получившегося в результате сооружения смущает. Перспектива не из легких.

В математически-рассчетливом плане комплияция — как качели. Состоит ровно из двенадцати композиций, каждые две из них по-свому раскрывают свою тему и дополняют друг друга в неком неосязаемом ключе. Все вместе, конечно, образуют монолит, который молотом не расшибешь — будто один человек писал. Как и надо. Само собой. Сконструирована и отточена настолько органично, что даже страшно становится — а стоило ли? Все равно ведь ошибка есть, и путь к совершенству еще не закрыт. Повторение жанров — отсутствует. Аутентичность российского звучания — более чем очевидна. Почти все представленные здесь имена — уже на слуху. Делали тихо, долго, но с очевидной помпой. Почти культ, но — культ еще только-только начавшийся и рискующий не продолжится.

Как будто летело по бескрайней долине маленькое семечко, упало в землю, и только-только с первыми лучами солнца стал появляться наружу маленький зеленый лучик надежды, едва только распустил он два маленьких крылышка-листика, как скрежеща латами, прибежал очень злой робот и перемолол его ржавыми клешнями. О чем-то таком сборник. О подавлении внешними факторами, внутренней пустоте, слишком большой зависимости, слишком малой власти. О чем-то таком.

Но именно все это меня как-то и смутило. Как-то все подозрительно грамотно отшлифовано, слишком безупречно. А основная линия все равно прочерчена слабо. Именно музыкальной части, дергающей за душу, вообще нет. Все слишком технократично. Время пролетает незаметно, останавливается или ускоряется, поди разбери, но почти ничего не запоминается.

Как будто чего-то не хватает... Впрочем, понятно, чего. Точнее, кого.

Запах неизвестного тлена, который застыл на определенной точке своего сгорания. Он тут везде. Желтые то ли астры, то ли ромашки, фиолетовые тюльпаны, свечки в баночках, фотография, завернутая в "корочку" за 2 сантима и прикрепленная к деревянному кресту кнопками. Странный конец зимы. Странное начало весны. 8 февраля 2009-го в возрасте 35-ти лет...

Mr.Prolix 


Комментарии 3 комментария добавлено к этой рецензии. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 
⇐ тудым-сюдым ⇒
Назад  Autechre - OverstepsAutechre - Move Of Ten Вперёд


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх