частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
Конёк ПроликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе неблог форум



На экране окна vol.10: Страсти Христовы

Дата публикации: 3 июня 2004 г.

Этот фильм можно, наверное, назвать фильмом нынешнего года. Про него много говорят и пишут. Его много порицают и восхищаются им. Но - "где же истина?", как говорил в мысленных мучениях один из героев сего полотна, римский прокуратор Пилат.

Истина в том, что равнодушным фильм не оставляет никого, а это уже большое достижение. Каждый может почерпнуть для себя то, в чем духовно нуждается. Если, конечно, воспримет его сердцем, а не на уровне знаний. В целом, это фильм-испытание, проверка на лицемерие, псевдоправду и собственное "я". Но большинство зрителей, как обычно, обращают много внимания на детали. Ведь люди по природе своей мелочны. Многие просто боятся смотреть этот фильм, едва заслышав фразы "много крови" или "много насилия". Не каждому, конечно, под силу выдержать весьма натуралистичные кадры, с которыми, тем не менее, каждый день сталкиваются работники реанимации. Многие боятся того, что фильм изменит их осознание Евангелия, и это на самом деле может произойти. Многие просто не хотят смотреть этот фильм, потому что им сказали: не смотри этот фильм. А многие хотят посмотреть, потому что им сказали: обязательно посмотри.

Я лично никому этот фильм рекомендовать не стал бы. Но не потому, что он мне не понравился. "Понравился" - не то слово, которое следует к нему применить. На самом деле, я не мог бы выразить уровень своего эмоционального накала, количество мурашек по коже и ощущений таким простым словом. Он производит не такое впечатление, как большинство творений синематографа дня сегодняшнего. То есть, скорее, наоборот - он производит ВПЕЧАТЛЕНИЕ, он оказывает ВОЗДЕЙСТВИЕ. От каждого человека зависит, какое воздействие на него окажет этот фильм. Точно так же, как дело каждого - как ВЕРИТЬ, верить не обязательно в Бога, людей, Библию, просто иметь какую-то ВЕРУ, так и посмотреть этот фильм.

В первую очередь, я бы не согласился с тем, что фильм - это некая каноническая документация того, что было на самом деле. Во многих источниках приходилось читать, что Мел Гибсон максимально руководствовался Святым Писанием, чтобы скрупулезно воссоздать на экране последние часы из жизни Иешуа, Иисуса Христа. Гибсон руководствовался лишь теми источниками, которые в наше время называются Новым Заветом, причем изложенными разными авторами. Даже диалоги фильма решено было в угоду достоверности произносить на арамейском и "вульгарной латыни". Но все это вовсе не значит, что события эти ПРОИСХОДИЛИ НА САМОМ ДЕЛЕ. Никто из ныне живущих людей не может стопроцентно утверждать, что Библия - это не повесть, выдуманная неким плодовитым писателем, жившим тысячелетия назад. И даже если это не так, никто не может утверждать, что события, описанные в этой повести, происходили на самом деле ИМЕННО ТАК, в каком виде они донесены до нашего времени. Возьмем лишь сотни переводов - а каждый переводчик всегда добавляет в повествование что-то свое. Возьмем многочисленные преобразования, трактовки, ЦЕНЗУРУ, потери слов, выпадания страниц, запятые не в том месте, где они должны быть. Любая информация, доносимая до раздробленного общества сквозь сотни лет, в любом случае должна подвергаться сомнению. Именно с такой мыслью, освободившись от ПСЕВДОЗНАНИЙ, я и пошел на этот фильм. И если вы все-таки решитесь его посмотреть - искренне советую поступить точно так же.

Во-вторых, я бы не стал воспринимать фильм слишком близко к сердцу, руководствуясь тем, что фильм снял истинно верующий католик, причем снял именно для "своих же". Что там в интервью говорит Гибсон и что он на самом деле задумал - как говорится, известно одному Богу. Начнем с того, что это, прежде всего, КАССОВЫЙ ФИЛЬМ. Что такое нынче кассовый фильм? Это кино, которое предназначено для очень широкого круга зрителей, которые ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ и ЖЕЛАНИЕ сходить в кино. Библейская тема - в данном случае, вариант беспроигрышный, ибо большинство верующих в наше время, которые ходят в кино, базируют свои знания на Библейской повести. Почему же в таком случае Гибсон не снял кино о пророке Мухаммеде? Не будем брать мусульман, ибо их, по-моему, в равной степени столько же, сколько и католиков, только кинотеатры у них не так сильно популярны. Отсюда напрашивается вывод, что Гибсон в той или иной степени, КОНЕЧНО ЖЕ, ориентировался и на коммерческую прибыль. Да и ЛЮБАЯ ЦЕРКОВЬ в наше время ориентируется на деньги. Следовательно, второе убеждение, с которым я посетил этот фильм - воспринимать его как КОММЕРЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, а не как документальное изложение событий, не как яркую творческую задумку, не как гениальное произведение. Нет ничего гениального в том, чтобы очень скрупулезно изучить и воплотить на экране чужой, годами проверенный сценарий.

Эти два настроения очень сильно помогают оценить фильм с другой стороны, не со стороны псевдознаний, псевдоверы и псевдоэмоций.

Уже с первых кадров я понял, что фильм Гибсона - это вовсе никакое не достоверное изложение событий. Что Гибсон либо сам не верит в какие-либо достоверности, либо он просто скользкий, пронырливый продюсер. Начало по цветовой гамме и некой фиолетовой мистике вообще напоминает подводное состояние фильма "МАТРИЦА". Необычно, конечно, что актеры неожиданно начинают говорить на мертвом нынче языке, причем, как мне показалось - с достаточно сильным акцентом, уж очень как-то неживо. Что поделаешь - для латинского надо иметь очень гибкий язык, тому, кто постоянно бросается фразами, к этому привыкнуть сложно. Да и к тому же, актерский состав оказался очень интернациональным, с обоих континентов команду набрали, так что каждый говорил, как мог и хотел. Впрочем, Гибсон не зря наполнил свое творение действием, а не диалогами: речи актеров, в основном, сосредотачиваются на одном-двух предложениях, а то и вовсе паре слов. Поэтому те, кто напрягается от прочтения субтитров, бояться перестаньте: их немного. С дубляжом фильм смотреть тем более нет смысла, надеюсь, что местные прокатчики до такой ерунды не додумаются.

Что еще сразу бросается в глаза, вернее, в уши - это МУЗЫКА. Не спорю - к фильму написали очень дорогую, красивую, душещипательную музыку в духе Дживана Гаспаряна. Но музыки в фильме СЛИШКОМ МНОГО. Если, скажем, я бы придерживался достоверного изложения событий, то я бы сократил звуковую дорожку на минимум. Или бы изобразил качественные звуковые пейзажи из того, что происходит в сценах фильма. Однако музыки так много, что весь фильм из-за нее смотрится как огромный видеоклип. А вкупе с первоначальной сценой, вообще, воспринимается, как некая театральная постановка, декорация. Но в этом есть большой плюс. Ориентируясь на рынок, Гибсон как бы смягчил свою постановку элементом театрализованности. Все эти замедленные съемки и традиционный для него ПАФОС (очень, очень много ПАФОСА!) все время кричат: это всего лишь КИНО!

Таким образом, первые полчаса фильма рассчитаны на подготовку зрителя ко встрече с его ЗНАНИЯМИ. Знаниями не только того, что он почерпнул в Библии. Прежде всего - его собственным умением трезво смотреть на вещи.

Потом начинаются, конечно, те самые серьезные вещи, о которых все читали в обзорах и отзывах. Эти вещи называют по разному. Кто-то склоняется к определению этих вещей как к садизму, мазохизму, смакованию жестокости и крови. Описывать эти вещи не имеет смысла - их надо увидеть, пропустить через себя. Верующий в Библию должен, таким образом, избавиться от своих предрассудков в том, что история Иешуа - это парочка исцелений, походов по воде и затем предательства его евреями и НЕКОГО распятия на кресте. Он должен лицезреть те самые МУКИ ХРИСТОВЫ, о которых он много слышал, но не понимал до конца, что это такое. История Иешуа - это история его воли, история его мужественности, телесных мук, которые могут быть вынесены только благодаря мужеству духовному. Верующий же не в каноническое святописание должен осознать, что то, что происходит на экране, ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВУЕТ дню сегодняшнему! Оно ничуть не отличается от того, что показывают нынче в новостях по ТВ - событий в Чечне, Ираке, Израиле, где подобным образом истязают НЕ ОДНОГО человека, а ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ. И в этом плане я абсолютно не способен понять тех, кто в момент истязания Иеуша закрывают лицо руками, плачут, отворачиваются, а то и вовсе уходят из зала. Я не понимаю, почему все с таким упоением любят смотреть и обсуждать новости, и не могут выдержать того, что крупным планом, почти в лицо летят окровавленные ошметки кожи из ТЕАТРАЛЬНОЙ ПОСТАНОВКИ. Сомневаюсь, что таких людей можно назвать верующими. Им это просто внушили, причем, вероятно, они сами.

Именно из-за этой сцены избиения Иешуа принято считать фильм очень кровавым и жестоким. Понятное дело, для большинства людей она затмевает все остальное. На самом деле, сцена не очень продолжительная. И подробности там смакуются все-таки в меру. Да, снято очень качественно и достоверно, гримеры не зря трудились по семь часов. Да, цепляет за живое, пару раз сам невольно вздрагивал. Сознание все-таки в этот момент деконцентрируется. Но это просто фарс какой-то - десять минут реальной жестокости и издевательства, однако потом же ведь НИЧЕГО ПОДОБНОГО БОЛЬШЕ НЕТ! Определенно, Гибсоном стоит восхищаться - вставил в фильм одну реалистичную сценку, из-за чего его тотчас же стали запрещать. А представьте себе какого-нибудь солдатика, который за свою недолгую жизнь уже успел собственноручно убить парочку детей. Думаю, эта сцена физиологически вообще не окажет на него воздействия. Все познается в сравнении, и все создано ислючительно ради толпы.

Нет, этот момент в фильме мне определенно не показался самым раскаленным. Самым пронзительным я ощутил миг, когда Иешуа, избиваемый камнями и плетьми, нес свой крест, оступился, упал, и в этот момент к нему, не выдержав, подбежала его мать. В это мгновение я даже заметно прослезился. Очень мощно задумано, снято, поражает в самую душу. Определенно, кульминация фильма. Потом по сюжету начинается распятие и всякая мистическая дурь - таинственные землетрясения, комиксообразный Сатана в образе бритой женщины, кричащей от бессилия по поводу того, что Иешуа ей не достался. Которая сидит в каком-то алом окружении, наверное, Аду. Тот момент, когда в длани Иисуса вбивают металлические колья, тоже довольно неприятен физиологически, но эмоциональной ямы больше не наблюдается. А концовка фильма и вовсе коротка: в пещере отодвигается камень, и из нее навстречу Свету выходит воскресший Иешуа, правда, в его руке крупным планом наблюдается дырка.

О чем же заставляет задуматься фильм?

Определенно, Гибсон - очень талантливый режиссер и ПРОДЮСЕР. Он вложил минимум денег и получил максимум прибыли. Даже если он и придерживался каких-то т.н. "достоверных фактов", изложил он их с минимальными напряжениями для зрителя. Наверняка исследователи Евангелия, историки, религоведы могут с лупой сидеть у экрана и выискивать подтверждения каким-то подробностям. Лично у меня знания о Библии минимальные. Я примерно знаю сюжет, я знаю кое-какие из десяти заповедей, но никогда в мелочные подробности не вдавался. В фильме я обращал внимание на другие мелочи - например, как в ноздрю Сатане вползает гусеница, или как сквозь одеяние Иешуа проступает маленькая капля крови. Однако, как я уже упомянул выше, подобный уровень ничуть не вредит восприятию ИДЕИ фильма.

На мой взгляд, идея фильма крутится, в основном, вокруг темы дружбы и предательства. Кто есть друг и кто есть предатель. О муках предательства и раскаянии (это очень ярко показано на примере Иуды, или преступников, висевших рядом с Христом). Я почему-то вышел из зала в полной уверенности, что посмотрел некое повествование о простом ЧЕЛОВЕКЕ. Который был силен в духовном плане, был Учителем, как это модно сейчас говорить, собрал вокруг себя команду единомышленников и проповедовал те Истины, которые считал наиболее важными в жизни. Который показал всем, и прежде всего - самому себе, что он может испытать муки телесные, муки душевные ради своих ПРИНЦИПОВ, что он этими принципами не поступится из-за своей крови. Если посмотреть вокруг, таких людей и в наше время очень много. Только много среди них и лжецов, и лицедеев, и полных корысти преступников. Тем не менее, вокруг себя команду приверженцев может собрать КТО УГОДНО, если он считает себя достаточно для этого подготовленным.

Все в фильме вращается вокруг этой идеи преданности, дружбы и любви, и если уйти немного в сторону от мифологии, то Иисус предстает в образе обыкновенного смертного, сумевшего не только преобразовать самого себя, жить в гармонии с миром, но и повести за собой людей, причем наверняка заранее зная, что ничем хорошим это не закончится. Из уст Иешуа на протяжении всего повествования вылетает только один завет - любите врагов своих. Вся истина в том, что вы сами должны быть сильны духом, чтобы быть на это способными. И Иешуа настолько силен в моральном плане, что путем собственной жизни готов это доказать. Актер, сыгравший Иешуа (Джеймс Кэвизел), изобразил свой персонаж очень необычно, не так, как это традиционно делают в кино. Но, на мой взгляд, очень правильно. Он изобразил просто жизнерадостного человека, по виду всегда то ли бухого, то ли накуренного, то ли просто шибанутого в мозг. Его губы постоянно разъезжаются в непонятной, неземной улыбке, он всегда очень добрый и сексуальный.

И Иешуа настолько чужды все эти мирские забавы, утехи, сплетни и злоба, он настолько выше стоит всего этого, что относится к любой вещи совершенно спокойно. Однако до сих пор не оставляет ощущение, будто весь этот театр он заварил с одной лишь целью - чтобы доказать, что нельзя людям ДОВЕРЯТЬ. Что если ты перешел через какую-то черту, превозмог самого себя, открыл себя для доселе неведомых глубин - то окружающий мир перестает иметь для тебя значение, и больше никто не сможет за тобой угнаться. На собственной шкуре Иешуа убедился, что нету у него в этом мире друзей, что даже самые ярые его приверженцы будут ведомы тупым кличем толпы и оставят его в самый тяжелый момент.

Вот такая неожиданно красивая идея у меня нарисовалась после просмотра. Не знаю, задумал ли ее продюсер Гибсон, или же просто так получилось. Все же остальное - религия, Библия, Бог, Спаситель, Святая Церковь - понятия сугубо мирские. Не на то люди смотрят. На себя смотреть надо. Как мы каждодневно бичуем окружающих не то что плетьми с металлическими крюками на концах, просто - словами и делами, как причиняем зло и боль окружающим людям, природе, ненавидим лютой ненавистью врагов. Насколько сильно мы не умеем жить в гармонии с самими собой из-за того, что мы настолько привязаны к стаду, что оно не позволяет нам достичь должного отрешения. Не другие почему-то начинаются с нас, а мы начинаемся с других. Насколько мы все мелочны и корыстны.

То, что Иешуа нарастил солдату отрубленное ухо - это сказка. А то, что он подал руку падшей женщине - это реальность. Просто подавайте руку, если видите, что кто-то нуждается в вашей помощи.

Mr.Prolix, 3/Jun/2004
Фото: thepassion.ru

Комментарии 9 комментариев добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

тудым-сюдым
Предыдущая статьяmikroStraavaПрезентация диска "Inout in 13 exhalations" в клубе PULSeСледующая статья

© 1998—2020, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх