частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♩ старт ♩ музобоз ♩ эссе ♩ кино ♩ неблог ♩ форум ♩ поиск: внутри / снаружи ♩ нашлось |
|
На экране окна vol.26: Слово пацана. Кровь на асфальте.06.02.2024Этот 8-серийный фильм поставлен на основе документальной книги «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970—2010-х». Её автора, Роберта Гараева, пригласили на съёмки в качестве консультанта. Он до сих пор жив — удивительно. Но кому и зачем взбрело в голову снимать такое кино на основе таких событий именно в ракурсе событий насущного дня — непонятно. Сериал стал культовым феноменом 2023-го года в русском медиа-пространстве. А слово «чушпан» — примером того, как региональный слэнг может с лёгкостью внедриться в лексикон федерального уровня, и даже выйти за границы государства. В Казани, где происходили когда-то эти сюжеты, кино снимать запретили: там стоило больших трудов избавиться от нечисти. Нынче Казань совсем не такая, как лет сорок назад. Цивилизованный, спокойный, ухоженный город, в котором в тёмное время суток не стрёмно выйти на улицу. Нынешней администрации Казани не к плечу романтизировать бандитизм. А с одной стороны, если судить по отзывам, этот фильм именно тем самым и занимается. Но с другой стороны, его посмотрев, утверждаю: занимателен он совсем другим. Оттого я не понимаю людей, которые не хотят смотреть сериал из какого-то принципа. Скорее, это их не принцип, а страх и боль отрицания действительности. Общественность располовинилась: по одну сторону те, кто уже посмотрел фильм, искренне желая этого, а по другую сторону те, кто продолжает его минусовать до победного тунца. Всё, что нужно знать о сути сюжета — эти события имели место быть. Конечно, не в конкретных образах и прототипах, описанных в сценарии, но в общем и целом. Авторы не стали углубляться в документалистику «казанского феномена» о бандформированиях 70-80-х годов в Татарской АССР, обозначив чёткими штрихами то время на примере нескольких судьбосплетений. Отсылки к конкретным историческим событиям есть, но поверхностные. Суть здесь в том, что один феномен, криминальный, породил другой феномен — медийный. Сериал является завораживающей беллетристикой, даже притчей, нежели скупым расследованием в духе Каневского. Я «подсел» на него слишком поздно, часов в 11 вечера, с мыслью «сейчас посмотрю первую серию, там полная хрень окажется, в духе трэшаков Жоры Крыжовникова, зевну и пойду спать». По итогу, не зевнул ни разу, а с упоением и стеклянными глазами просмотрел всё от начала до семи утра. Смотрел до «официального» конца, т.е. до финальной серии. За пару недель до её выхода в сеть слили «черновик» предпоследнего и последнего эпизода, с незаконченным монтажом, выпаданием дублированного звука, – даже по описаниям это был шлак; не исключаю, что авторы сделали это намеренно. Финал таки заметно отличается от того, что «спиздили чушпаны», но по-другому я это и не представлял. Достойное логичное завершение истории. Или хотя бы сезона — после такого хайпа трудно даже подумать о том, что продолжения не будет.
В планы Жоры Крыжовникова изначально входило создание ещё трёх сезонов сериала, о событиях 1989-го, 1991-го и 1993-го годов.
Но даже при отсутствии продолжения недосказанности в сериале не осталось. Осталось горькое послевкусие и мысли об увиденном, которые будут преследовать долго, пока не отпустит «навсегда».
Сам я вырос в маленьком городке, в котором не было подобных банд, но предпосылки к их сплочению были. Вероятно, существовали в нём даже «авторитетные круги» (клановость власти там сохранилась по сей день). В 80-х криминал цвёл буйно по всему СССР, так что я непонаслышке знаю, что значит, когда толпа из пацанов пиздит тебя в кустах за то, что ты раскрыл и украл их общак в виде пустых бутылок и колоды карт. Я и сам мог слямзить кому-нибудь по рылу, всегда носил с собой нож (так-то, для игры «в ножички»), а впоследствии — цепочку с гирькой, которой при случае можно было выбить глаз или проломить висок. К счастью, мне это не пригодилось. В школе я был отличником, но однажды явился на урок с фингалом, чем вызвал у преподавателя вопросы. Я отвесил пизды какому-то залётному хулигану, которого перевели в нашу школу в надежде на его «исправление»; по итогу он продолжил вязаться ко всем, строить малышню и стряхивать с ботанов копьё. После того, как я съездил ему по рылу в коридоре школы, случайно подвернувшись ему под руку во время выхода в туалет, не припомню, чтобы он мне ещё попадался.
Это и было такое «слово пацана» — помять хлеборезку. В сериале эта чётка обозначена. Мог бы я ещё рассказать кое-что омерзительное из тех лет, но не хочу об этом вспоминать. Тем, кто утверждает, что сериал в очередной раз легализует междусобойные группировки, что это снято «быдлом для быдла», что это попытки реанимировать «Бригаду», «Бумер» или даже фильм «Брат» — им сначала бы ознакомиться с материалом… Никакой романтики я здесь не увидел. Очень жёсткое, тяжёлое кино, без единой шутки, которое как бы наоборот, подводит некую черту и утверждает: мы пережили это время. Те, кто выжил, должны помогать строить новую историю тем, кто тогда ещё даже не родился; но и родился-то он благодаря тем, кто выжил. А кто не смог выжить? Тысячи их. Потерянных, покалеченных судеб и жизней, очутившихся некстати в эпохе катаклизматических перемен. Решающих свои вопросы, как неандертальцы, кулаком в торец. Делящих «территории», к строительству и возведению которых они не приложили ни мизинца. С удовольствием живущих в узком мирке себе подобных дураков, которые недополучили образование. И сериал не только об них, а о плутократии, бюрократии, кумовстве, «элитных кастах», сплотившихся вокруг. Безотцовщине и пропаганде алкоголизма, которые никуда с тех пор не делись. О трагедии огромной страны на примере отдельного региона, — трагедии, раны которой кровоточат до сих пор. Это она и есть, «кровь на асфальте», по которому все мы ходим. По городскому асфальту, на котором когда-то решались судьбы и жизни едва оперившихся птенцов. Асфальт пропитан этой кровью. И не только в Казани.
Из художественных качеств сериала бросается в глаза сильная операторская работа, особенно в постановке драк, и работа художника-постановщика. Погружение в антураж той эпохи — практически стопроцентное. Я с первых кадров узнал и вспомнил так много из окружающего меня в те годы, что позабыл о кино, НЕ снятое более сорока лет назад. Саундтрек — попадание не в бровь, а в ушную раковину. С содроганием вспомнил «дискотеки» тех времён: «эта песня звучит для Саши», «а этой песней Лёша передаёт привет Маше»… Нет, я вообще не тоскую по тем временам. Каст сериала непривычный — прежде всего, наличием несовершеннолетних актёров, которые ни в чём не уступают «мэтрам»; да и профи тут в неожиданных амплуа. Начиная смотреть сериал, изначально думал, что посмотрю его только из-за Сергея Бурунова (он появляется со 2-й серии) — очень уж было любопытно взглянуть, какую комедию он будет ломать на этот раз. В Бурунове я не разочаровался, как в актёре не одной роли. Здесь происходит его перевоплощение в неожиданного персонажа, которого можно узнать только по отвисшими под глазами синякам. Никита Кологривый — простофиля из «Двух холмов» и дурачок из «Щучьего веления» — тут внезапно наглый, дерзкий и мерзкий молодой зэк; причем очень точное попадание в образ! Оказывается, это и был тот самый образ, который скрывался за взглядом… Иван Янковский — оооочень далеко упавшее яблоко от яблони своего легендарного деда — тоже неожиданный отход от образа коротышки-дрыща. Поверил его игре. Не узнать Антона Васильева — мне он запомнился ролью до потери пульса в сериале «Хрустальный», который я пересматривал пару раз. Здесь, пока он в одной лишь сцене не снял очки, и я не вспомнил этот безумный взгляд, то не смог определить бы, кто играет чуть ли не единственно положительного и адекватного персонажа в сериале. Играет на разрыв. Васильев — потрясающий актёр.
Сериал оттого и тяжело смотреть, что по-настоящему положительных персонажей в нём НЕТ. Либо гопники, либо хлюпики, либо отбитые, либо прибитые, либо продажные, либо просто гниды и падлы. Жалко маленькую сестрёнку одного из главных героев: ей не с кого брать пример. Но будут ли брать пример с его персонажей подростки дня сегодняшнего? Определённо, да. Однако, отнюдь не все. Скорее, так: это уже точно не будут «все».
Сам я про этот сериал, как ни парадоксально, узнал «с улицы». Мимо меня проходила яжмамка, рядом с ней болтался мальчуган лет десяти. В ухо долетел обрывок истории, которую он ей рассказывал: «…Мы ему говорим: Макс, а отчего ты вдруг стал блатной? »Слова пацана« насмотрелся?..» Понятно, что возрастной ценз 18+ сейчас только для галочки. Но своему гораздо-моложе-этого-ценза сыну я посоветовал сериал не смотреть. Тут мне с ним «повезло»: он совсем не любитель кино. Даже обычный полнометражный фильм с ним вместе посмотреть — достижение. А тут — 8 часов… Но почти все его одноклассники сериал уже посмотрели. И с его слов, умного по этой части в классе происходит мало. Некоторые девочки «сохнут» по персонажу с погонялом «Ералаш». Мальчишки сами себя делят на «пацанов» и «чушпанов». Пока что всё это на уровне приколов, но когда-то придёт время и реального гоп-стопа. Сыну я уже подсказал самое простое правило поведения на улице, если кто-то начинает вязаться: быстро убегать. Потому что на улице нет никаких правил. Будут хихикать и гнобить — типа, испугался, обоссался и не пацан? А насрать на них. Жить надо, развиваться, а не прислушиваться к ходячим мертвецам. И «слово пацана» — оно же, на самом деле, ничего не значит. В этой среде не может быть никаких понятий о чести или совести. Всё это — выдумки неокрепших умов. Вот «слово офицера» — значит. Но до него ещё дорасти надо. Его выстрадать надо, заслужить. А на такую выдержку не каждый решится. В сериале на этот счёт показательна сцена в Суворовском училище. Для него, увы, не нашлось в медийном пространстве такой рекламы, как для бандитов.
Оттого я понимаю противников сериала, которые разнесли о нём вести получше, чем его «сторонники» или хотя бы те, кто отнёсся к нему с пониманием, да даже те, кто хотя бы его посмотрел. По всей Руси необъятной прокатился стон и вой: запретить, удалить, сжечь, расстрелять… даже до Украины дошло, и там понеслось: вражеская пропаганда, неприемлемо, недопустимо даже обсуждать, не то что смотреть… Вот и в латвийском Даугавпилсе — легендарном городе «неформалов и бандитов» — уже вся школота о нём знает и почти вся — посмотрела. Подростки-латыши многие тоже уже посмотрели. Только молчат об этом, стесняются сказать. Подкидывают на будущее головной боли местной полиции с её катастрофической недостачей кадров. Она-то уже на взводе, ведь нынче любая сопля с непредсказуемой трансформацией может представлять угрозу национальной безопасности Латвии.
Рижские школы получили из Госполиции Латвии письма, в которых говорится, что ученики могут создавать уличные банды, насмотревшись российского сериала «Слово пацана».
Такие предупреждения получили не менее 70 учебных заведений столицы. «Молодые люди, вдохновленные российским сериалом «Слово пацана. Кровь на асфальте», могут создавать группы, которые могут физически драться друг с другом, снимать все это на видео и публиковать в социальных сетях», — сказано в письме, которое получила 88-я Рижская средняя школа. В школах обещают усилить социальную и психологическую работу с учениками, но при это отмечают, что пока с их стороны не было никаких проявлений агрессии. Полиция же рекомендует родителям следить за контентом, которые потребляют их дети в интернете. Политики в России и Украине потребовали запретить его показ. В Латвии политики пока молчат, но полиция начала профилактические мероприятия. Время нынче непростое, и запускать в нём такие «кораблики» — вопрос, как минимум, спорный. Возможно, даже неуместный. Но гордиев узел только так и разрубается. Нельзя избавиться от опухоли, не вырезав её окончательно, раз и навсегда. Mr.Prolix
Декабрь 2023 — Февраль 2024
|