частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



На экране окна vol.4: "Контакт"

30.01.2002

На днях мне довелось посмотреть фильм "Контакт". По ходу сюжета фильма он мне нравился все меньше и меньше. При том, что снял фильм один, на мой взгляд, из самых интересных режиссеров планеты Роберт Земекис ("Кто подставил кролика Роджера", "Назад в будущее", "Форрест Гамп"), вначале сюжет напоминает ведро, которое аккуратно и смачно наполяется помоями.

Ведро наполняется так: жила была девочка, которая любила прослушивать всякие радиоволны и наблюдать за ночным небом. Во время одного из таких наблюдений, когда девочке было лет 9, умирает ее отец, и она не успевает принести ему таблетки. А матери по фильму у девочки не было. И вот в следующем кадре девочка благополучно превращается в Джоди Фостер, которая, несмотря на тягостные воспоминания, продолжает заниматься космической прослушкой, в частности, проектом SETI. То бишь искать инопланетные сигналы и контакты, а также финансы для этой сумасшедшей цели. В конце концов у нее это удается (о том, как засекли и расшифровали сигнал, я говорить не буду - как всегда, ни сценарист, ни режиссер фильма к профессии инженера отношения не имеют, но качественным технологическим дурманом зрителя потчуют). Потусторонняя цивилизация присылает первую съемку на Земле, посланную в космос (это, оказывается, была запись Олимпийских игр в Германии, а основную речь толкал Адольф). Запись оказывается зашифрованной - а в шифре содержится описание некой космической кофеварки, при помощи которой можно попасть на планету тех, кто послал это сообщение.

Как вы думаете, бросились бы земляне бездумно собирать этот космический мусор, с той только целью, чтобы улететь? Я думаю, нет. Но за дело взялись американцы, а им, как мышкой о коврик, просто стоит собрать любой потусторонний прибор. В итоге по фильму прибор конструируют и собирают за полчаса, а главные герои за это время ни капельки не стареют. Потом объявляется конкурс на главного и единственного пилота, и тут, конечно, наша Джоди стояла бы в первых рядах, однако ее опережает главная редиска - ее начальник, старый пердун, которому морковку на даче сажать. А все потому, что на интервью с работодателем Джоди призналась, что является АТЕИСТКОЙ, т.е в Бога, как в абстрактную субстанцию, не верит, а верит в сугубо научный подход и инопланетян, что вполне разумно. Однако для Америки это огромный скандал: в космос не может лететь человек, который не верит в Бога! Он должен отождествлять всех землян, а большинство землян в Бога верит. Конечно, редиска-начальник подмазывает всех, что он-то и есть истинный американец, т.е. землянин, потому-то он и полетит. Пофигу валенок, что он с роду не был выше 100 метров над землей - его быстро переквалифицируют в космонавты... но тут, разумеется, должны вмешаться потусторонние силы, т.к. если не полетит Джоди, кино получится неинтересным. И они вмешиваются: во время запуски сверхсекретной кофеварки на борт ПРОНИКАЕТ злыдень из партии по защите Библии и все нафиг взрывает. В итоге погибает начальник Джоди, а заодно и сама кофеварка.

Что делать? Тут в дело вступает крайне загадочная личность - по сюжету я не совсем понял, кто это. В свое время этот магнат помог Джоди разгадать шифр, а теперь он болтается где-то высоко в космосе, на космической станции "Мир", и оттуда взирает на нашу грешную планету. Когда от кофеварки остается только груда металла, он с доброй улыбкой звонит Джоди и рассказывает, что американцы, запросив на строительство кофеварки ковырнадцать миллионов баксов, со свойственной им чертой делать бизнес на самом деле построили на эти деньги ДВЕ кофеварки. И вторая стоит где-то в океане в качестве, действително, секретного объекта, куда не пускают журналистов, однако она великолепна видна тому самому магнату в бинокль.

Джоди понимает, что это ее последний шанс, и отправляется на эту секретную вышку. В фильме эта поездка занимает около трех минут. Когда Джоди прошла курс космический подготовки - неясно: зритель сразу видит ее в скафандре. И вот - кульминационный момент: двое японцев ведут Джоди к трапу, все камеры включаются, кофеварка начинает урчать и пыхтеть, и Джоди улетает... вернее, переносится в параллельный мир, откуда за пару секунд можно преодолеть пару сотен световых лет.

Джоди, перепрыгнув через красивые 3D-коридоры, оказывается на пустынном пляже, на котором к ней подходит... ее отец! Оказывается, инопланетянин специально принял облик папы, чтобы Джоди его не испугалась. Втерев пару умных мыслей о том, что контакт состоялся, а также поговорив, как лучше жарить яичницу и еще о парочке непонятных вещей, инопланетянин благословит Джоди к отправлению назад.

В чем же была фича этого полета? Фича в том, что Джоди сидела в неком шарике, который просто рухнул в воду за две секунды, однако ей самой показалось, что полет продолжался более суток! Естественно, наблюдатели и ученые в такой бред поверить не могут, и коридоры во времени объясняют обыкновенной галлюцинацией. Более того - сговором Джоди с тем самым магнатом, который просто тряхнул бабок на том, чтобы якобы послать зашифрованный сигнал и построить груду железа. В общем, обвиняют Джоди почти во всем, разве что не в убийствие Джона Кеннеди.

Но тут ей на помощь приходит некий парень, который по фильму то там, то сям появлялся совершенно не в кассу. Как мне казалось. Его играет Мэтью Макконахи, однако кого именно он играет - я до конца не выяснил. То ли звезду-проповедника, то последователя церкви "Нового поколения". В общем, парень играет значимую фигуру из мира поклонников Господа Бога, и его даже пускают в парламент и на секретные совещания президента. Во все эти бредни про инопланетян парень явно не верит, однако после того, как на Джоди обрушились все, кому не лень, заявляет, что вот ей-то он верит абсолютно. Т.к. знает он ее не понаслышке уже много лет и не сомневается в ее компетентности.

На этом, собственно, фильм и заканчивается. Сюрприз, да? Вот и я так подумал. Поначалу все выглядит как винегрет из несовместимых компонентов: радиопрослушка, SETI, отец Джоди на чужой планете, Библия, Бог, Билл Клинтон. Однако смысл фильма наверняка кроется не в его "антиреализме", фантастичности или вопросах веры, сколько в изобличении самых больных американских проблем, о которых сами американцы даже не знают, либо предпочитают молчать.

Аккурат перед просмотром фильма я смотрел новости, в которых упомянули про нынешнего американского президента, Джорджа Буша-младшего. Джо сидел перед телеком, смотрел бейсбол, жевал чипсы и ПОПЕРХНУЛСЯ. До такой степени поперхнулся, что упал и разбил себе висок. По телевизору даже показали огромный фингал Буша-младшего.

Конечно, случай сам по себе грустный, и в другом случае я бы посочувствовал человеку, кем бы он ни был. Но тогда ничего, кроме истеричного смеха, на меня не нашло. Сразу вспомнилась серия "Бивиса и Батхеда", в которой Батхед подавился своим любимым начос. Американцы со своей моделью демократии уж точно могли бы этот случай скрыть, чтоб не позориться. Уж действительно, глава страны - настоящее ее воплощение. В России у президента пояс по борьбе, и он умеет говорить на нескольких языках, в Латвии президент танцует и поет, в Америке президент смотрит бейсбол и жует чипсы... Вот оно, современное американское общество! И фильм "Контакт", собственно, об этой огромной опухоли, которая пожирает Америку каждый день безразмерными порциями.

За режиссера Земекиса я в итоге рад - он сумел показать то, что на самом деле американская модель жизни и демократии никуда не годится. Все находится в руках группки людей, которые навязывают большинству свои правила игры. Смысл фильма не в том, что происходящее на экране далеко от реалий и даже научной фантастики - идея в том, как бы повело себя американское общество, если бы действительно нам пришлось столкнуться с другой цивилизацией, у которой все не так, как у нас. И вопрос веры тут вовсе не случаен - американцы, а вслед за ними и все человечество, ступающее по их пятам, сами себя загнали в угол убеждением, факт которого ничем не доказан, и выдрать его не предоставляется возможным. Если в других галактиках, "на небесах", есть жизнь, то это может быть отождествлено с Богом, но страшно УВИДЕТЬ Бога, потому что после этого не во что будет верить. Я вовсе не хочу сказать то, что Бога нет, или я в него не верю, или я не верю в инопланетные цивилизации, как раз таки наоборот. Но в том, что человечество не готово к такой, казалось бы, простой вещи, как контакт с иным разумом, я уверен. За многие тысячелетия существования наш собственный внешний разум настолько обособился, что воспротивится открытию чего-то совершенно нового. И такое восприятие нового относится не только к вопросу о внеземных цивилизациях: общество даже на Земле не может понять новые интересные открытия и эксперименты. А о войнах за веру говорить даже не приходится: брат брата убивает непонятно за что. Предположите, что Бог все-таки посетил Землю и сообщил о том, что Он единственный, что Он всем нам хозяин, а мы - рабы Его. Что бы произошло? Все конфессии перерезали бы друг другу глотки.

И чтобы задуматься над сим сложным вопросом, я искренне советую посмотреть замечательный фильм "Контакт", полный несвойственного режиссеру абстракционизма и экспериментальности. Я нисколько не удивлен, что фильм провалился в прокате и пользуется незаслуженной злой критикой большинства его просмотревших. Его нужно не смотреть, а понять. Немудрено, что интеллектуалка Джоди Фостер согласилась сняться в этой, на первый взгляд, тягомотной туфте. Все в картине имеет как бы глубоко скрытый смысл - кроме, может быть, Клинтона Билла, которого играет он сам, а не актер из Голливуда. Вернее, конечно, играет за него монтажная программа на компьютере, но все-таки смотрится забавно.

Mr.Prolix


Комментарии 8 комментариев добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

⇐ тудым-сюдым ⇒
Предыдущая статьяMuzprosvet.ru: полные ноздри пороха в вашем музыкальном восприятииНа экране окна vol.5: "Властелин колец". Эпизод 1.Следующая статья


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх