частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♬ старт ♬ музобоз ♬ эссе ♬ кино ♬ неблог ♬ форум ♬ поиск: внутри / снаружи ♬ нашлось |
|
На экране окна vol.8: "Королевская битва", в которой убивают детей05.12.2002ОСТОРОЖНО: СПОЙЛЕРЫ! Японцы по жизни отличаются непривычным взглядом на вещи. Может быть, поэтому среди них так много изобретателей - ну мог бы кто-нибудь в веке этак 19-м представить, что можно будет смотреть телевизор, который подвешен на потолке? Или кормить тамагоччи вместо пса, охраняющего двор, при этом не тратясь на мясо и кости. Посмотрев японский фильм "Battle Royale" ("Королевская битва"), я насторожился: на этот раз японцы берутся предсказывать кризис системы образования. Если подумать - в картине есть что-то по-дикому пророческое. Сюжет фильма смахивает на сюжет заурядного компьютерного квеста, смешение картин "Бегущий человек" и "Эксперимент". В недалеком будущем японцы понимают, что система образования зашла в тупик, ученики больше не слушаются ни учителей, ни родителей. Можешь принести дымовую шашку в школу и бросить ее в лицо учителю - ничего за это не будет. О наркотиках и сексе, правда, в фильме ни слова - это то ли подразумевается само собой, то ли тема жестокости специально вынесена на первый план, чтобы ничто не мешало основному восприятию убийства. Японцы решаются на дикий опыт: разыгрывают среди старших и средних классов путевки на остров, где всех учеников, кроме одного, ждет смерть. Т.е. как только начал осознавать жизнь - вперёд, борись за неё! В число таких классов попадают и персонажи фильма - абсолютно заурядные ученички, из которых мудрым 72-летним режиссером Кинджи Фукасаку на первом плане выделяются очень немногие. С самого начала понятно, кто есть главный персонаж, но до самого конца непонятно, удавят его всё-таки или нет. На всех учеников надеваются волшебные браслетики. Шаг в сторону, попытка побега - и отрывает шею. Вместе с головой, конечно. Детей в количестве 41-й штуки усыпляют, привозят на остров, засовывают в амбар, после чего маленькая японка, которой не дашь и четырнадцати, с воодушевлением рассказывает, как дети в течение 3-х дней должны друг друга УБИВАТЬ. Пока в живых не останется один. Он-то и будет победителем, и в качестве приза получит собственную жизнь. Т.е. изначально приз есть у всех. Повезёт тому, кто сумеет уберечь его. Если же на третий день на острове останется более одного везунчика, браслеты порвут пасть всем. Ещё одно забавное условие - всем участникам игры выдают рюкзачки с провизией и неким оружием. Кому-то достался АК, кому-то - крышка от кастрюли, кому-то рупор, кому-то бронежилет. Это - скопище артефактов, собрав которые, можно стать полностью неуязвимым. Что и делает главный киллер - новичок, который в этот класс поступил буквально вчера. Ему начхать на окружающих - он всё равно тут чужой. Тот, кто хоть раз переходил в новый класс, знает это ощущение: тебя долго не будут принимать, как своего, может, и вообще не примут никогда. Надо полагать, в японской школе будущего ситуация ещё хуже: над новенькими издеваются по полной программе. Поэтому пацан спокойно расстреливает своих одноклассников. Ему терять нечего. В остальном участники игры проявляют себя как настоящие дети. Кто-то решил, что убивать он не будет, и просто повесился. Кто-то психанул и сразу же получил топором в черепушку. Особо интересно наблюдать за "слабой" половиной: девочки уже не выдирают друг другу волосы, а просто вспарывают животы и отрубают головы. Наблюдается и стандартная бабская нервозня: одна девочка подсыпала яду в миску с супом, он предназначался мальчику, который ей жутко не нравился. А съела суп по случайности другая девочка. Третья девушка подумала, что это сделала четвёртая, вынула пистолет и прикончила её. А пятая, приятельница четвертой, расстреляла третью. В общем, на кухне в живых осталась только отравительница, которая пошла и сбросилась на скалы. А ведь это были лучшие подруги!.. Садиста-учителя в спортивном костюме играет культовый японский режиссёр и актёр Такеши Китано (в титрах - "Бит" Такеши). "Японский Тарантино", у которого полно почитателей в среде интеллектуалов-кинолюбителей. В фильмах Китано столько же килограммов крови, сколько граммов соплей в бразильских сериалах. Собственно, персонаж Такеши в "BR" зовут Китано. Наверное, не зря: от учителя с полупарализованным лицом не приходится ожидать телячьих нежностей. Китано - это единственный "настоящий" герой во всей битве. Ему, на самом деле, хочется понаблюдать за тем, как дети выпускают друг другу кишки. Ему хочется быть воспитателем, который пользуется силовыми методами, когда обычные уже не действуют. Что он с удовольствием и делает. Ученик показал язык - получил в рыло. Ученица стала возмущаться и ныть - её череп пронзил острый кинжал. Вопросы в аудитории?.. Но есть у Китано одна маленькая слабость: помимо того, что он получает удовлетворение от вида нежной детской крови, он ещё и втюрился в одну из своих учениц. По-мальчишески влюбился, чисто и девственно. Про педофилию говорить не будем. Но он вовсе не огорчен, что его любимица очутилась среди общей команды, которая должна погибнуть. Ему просто интересно понаблюдать, выпутается ли его любовь. Является ли она сильной женщиной, способна ли она противостоять свихнувшимся одноклассникам, а следовательно - нарожать крепких детей. Конечно, в самом конце Китано не устоял и косвенно помог своей любимой... И сам же за это поплатился. Впрочем, поплатился с видимым удовольствием. Определенно, за такую игру Такеши достоин аплодисментов! Основной вопрос в фильме: убил бы ли ты своего друга, если ценой этого была твоя собственная жизнь? Это прямой вопрос. Буквально - в лоб. Параллельно развивается множество других тем: тематика несчастной первой любви ("я тебя люблю, а ты мне по яйцам серпом"), конфликты поколений, методы кухонной диктатуры в семье, кризис и нищета в обществе (отец нашего героя повесился с горя). Возможно, есть ещё какие-то вопросы, которые знакомы только японцам, а до нас они ещё не дошли. Но и того, что лицезреешь в течение почти двух часов, хватает, чтобы задуматься. Как уже сказано выше, в фильме очень интересно развивается решение задач в системе образования. Образование у нас в последнее время всё более заходит в тупик. Я не знаю, чему учат детей в школе, но судя по их разговорам в общественном транспорте, воспитывают там словно будущих зеков. Когда я ходил в школу, постоянно слышал от мамы: какая нынче распущенная молодежь, в наше время такого не было! Теперь я сам превращаюсь в старого брюзгу - в наше время мы не были такими наглыми и, если так можно сказать, распущенными. Конечно, были свои минусы, но нынешнее поколение, на мой взгляд, не только от них не избавилось, но к тому же ещё и обросло новыми. В одном из публичных форумов от лица какой-то школьницы было написано буквально следующее: "Давайте создавать дискуссии на тему - МОИ НЕЛЮБИМЫЕ УЧИТЕЛЯ! В нашей школе самая тупая учительница по физике. А у вас?" От такой наглости я сам готов превратиться в Китано. Были и у нас свои препоны с учителями, но я бы никогда не назвал учителя САМЫМ ТУПЫМ, не имея понятия, что такое учитель, в чем заключается его работа, почему она такая тяжёлая и в чём кроется причина такой ненависти. Попыхивая сигарой, я бы с удовольствием развалился в кресле и смотрел бы на то, как эта шмакодявка бегает по острову, пытаясь скрыться от чьей-либо автоматной очереди. Впрочем, сами учителя и те, кто, собственно, их учит, здесь и виноваты. Само понятие "учитель" в нашем образовании - совсем не такое, как у японцев. У японцев учитель - великий, мудрый человек. Тот, кто не слушает учителя, несомненно, должен поплатиться за свою настырность. Тот, кто становится учителем, обретает почёт и уважение априори. У нас в учителя начинают подаваться из-за того, что сказывается заранее предопределенная профнепригодность. Я не понимаю, какой учитель может выйти из особи женского пола, которая ждёт - не дождётся перемены, чтобы выйти покурить. Или же которая во времена своей бурной общаговской молодости показывала в восьмикроватном номере стриптиз для своих сокурсников, чтобы заработать на бутылку водки. Конечно, ничего сверхъестественного в этом нет, но всё-таки слово "учитель" происходит от понятия "учить". Учитель должен не только иметь степень бакалавра по математике начальной школы, но и каким-то образом своим поведением, образом жизни и мыслей закладывать в учеников позитивные качества. Не думаю, что в наше время такое возможно. Ещё и потому, что школы мало-помалу превращаются в кланы и семьи. Руководство закрывает на всё глаза, если его хорошенько подмазать или иметь в рукаве козырь - предка, стоящего ещё выше в иерархии образовательного клана. Кризис закостенелого консерватизма в образовании не дает вырваться наружу действительно ярким, сильным личностям, способным быть учителями в широком смысле этого слова. Такими учителями, о которых не стыдно книгу написать. Им не дают развиваться множество никчёмных причин, идиотских законов, правил о приёме на работу по количеству латышских слов, которые ты знаешь. Образовательная мафия стоит на страже своих личностных интересов, превращая учителей в мучителей, от чего, прежде всего, страдает или пострадает каждый из нас. Стандартизированная система не приемлет новых правил. Я просто не представляю, как в современной школе возможна уникальная программа "Королевская битва". Собрать воедино кучу распущенных щенков и сучек, а потом послать их расстреливать друг друга? Увольте, любезный - вам надо полечиться! Вот почему фильм запретили во многих странах - наверняка, у них есть те же самые проблемы, только страшно в этом признаться. Хотя программа невозможна ещё и потому, что среди наших учителей нет Китано. Есть куча шакалов, облизывающих падаль, но настоящего, хладнокровного, мудрого Волка среди них нет. Что мне в фильме не особенно понравилось - это концовка. В конце есть очень эффектный момент с Китано (может, и самый интересный в фильме) - и после этого за уши притянута совершенно непонятная развязка. Наверное, это уже и не развязка, а начало второй серии (скоро появится BR-2). Сначала мне думалось, что после сцены с Китано можно было бы пустить титры - никто бы не обиделся. А путешествие на катере, городских ворон и какие-то слюнтявые мысли про тяжёлое детство оставить за кадром. Но потом осознаешь, что последние 10 минут фильма - это холодный душ. Режиссер просто дает возможность забыть о той гадости, которую мы только что видели. И, действительно, об этом забываешь! После фильма, как ни странно, меня пробило на сон, хотя всё время я находился в возбуждённом состоянии. Потом осталось лишь осознание того, что всё это - искусственное и надуманное, игрушечное. И - куча сбившихся нитей-вопросов в один комок, его так и не удалось распутать. Собственно, я так и не ответил на изначальный вопрос фильма: а убил бы я своего лучшего друга, чтобы выжить самому? Вообще, стал бы я убивать, если бы оказался в такой "игре"? Полагаю, лучше сразу сделать себе харакири: зачем жить, если останешься в полном одиночестве. Mr.Prolix
|