частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♩ музобоз ♩ эссе ♩ кино ♩ неблог ♩ форум ♩ поиск: внутри / снаружи ♩ нашлось |
|
Если вы можете принять Бога как всю красоту мира, вы также должны принять его присутствие в пропитанном мочой подземном переходе под мерцающим уличным фонарём, в ржавом скрежещущем металле промышленных зон и в пропитанной кровью грязи на поле боя. Michelle Foster Разум и наука в жизни народов всегда, теперь и с начала веков, исполняли лишь должность второстепенную и служебную; так и будут исполнять до конца веков. Народы слагаются и движутся силой иною, повелевающею и господствующею, но происхождение которой неизвестно и необъяснимо. Ф. М. Достоевский, «Бесы»
Рё Мураками — продюсер из японского города Осака.
Это всё, что достоверно известно. Информации о нём в интернете практически нет. Все соцсети и другие ресурсы с его упоминанием хранят нерушимое молчание.
Творческий путь Мураками можно попытаться отследить разве что опираясь на базу Discogs. Первые релизы начали выходить в 2007 году, по ним видно, что тогда музыкант промышлял коммерческим хаусом, и наверняка бы растворился в бесконечной плеяде продюсеров этого незамысловатого жанра, если бы в 2013-м не вышел его первый долгоиграющий альбом «Depth Of Decay», изданный на собственном лейбле с таким же названием. Это означало резкий поворот в творчестве, смену настроения и уход в стихию шума, гула и минимализма.
А спустя пару лет Рё издаёт альбом «Deist» с бьющим через край концептом. Да где издаёт!.. 180-граммовую пластинку и одновременно первый лонг-плей по каталогу издателя (до этого там издавались только EP) выпускает лейбл Bedouin Records, основанный в Объединённых Арабских Эмиратах, впоследствии через Бангкок переехавший в Берлин. Очередное подтверждение, что нынче на дворе эпоха «глобальной деревни» без границ. Нежданчик вышел: мне казалось, что кроме нефти, небоскрёбов, шейхов и инстасамок ОАЭ на международном уровне больше ничем не отсвечивают.
«Deist» сразу образовал пропасть между собой и «Depth Of Decay», схожую с той, что осталась зиять между «Depth Of Decay» и ранней хаус-музыкой автора. Деист (deist) — это последователь идей деизма, религиозно-философского направления, основанного на теории существования Бога и веры в него, исходя из разума, логики, знаний о природе и окружающем мире. Деизм плотно связан с концепцией «естественной религии», то есть к поклонению природе без участия божественного откровения. Деизм не нужно путать с теизмом, несмотря на то, что оба термина имеют происхождение от одного корня «бог», но из разных языков — «deus» по-латински и «θεός» по-гречески. Вкратце, разница в том, что теисты — все «стандартные верующие» — учат, будто Бог действует и принимает активное участие в сотворённом им мире; в то время как деисты утверждают, что при сотворении Бог наделил мир самоподдерживающими и самодействующими силами, а затем полностью отдал его под управление этих сил. Деизм ценит свободу и отвергает догмы, навязываемые прочими религиозными течениями. Деизм также отвергает божественное происхождение священных книг и писаний, претендующих на откровение, считая их плодом человеческой мысли, а значит, на их основе нельзя строить мировоззрение. Спекуляции на тему посмертных райских наслаждений и адских мук — плод фантазий и рычаг управления паствой. Строгое графическое решение конверта пластинки — чёрный фон с координатами-буквами на нём — заранее настраивает на нужное впечатление от музыки: внешняя сторона восприятия выносится за скобки, а звук ввергается в слушателя с выкручиванием фантазии на максимум.
Альбом — словно натянутая струна, не отпускает от начала и до самого конца. Псевдорелигиозное горловое пение, совмещение акустических инструментов с электронными, игра на фидбэках (скорее всего, результат применения гитарных примочек), использование множества «найденных» звуков в духе musique concrète — Мураками применяет широкую палитру приёмов для достижения необходимого эффекта. После монотонно медитативного «Depth Of Decay» происходящее здесь представляет полноценный залёт в голову с двух ног, вплоть до срыва штор и зова шпор.
Треки рисуют в воображении трип по мрачным коридорам вавилонского храма для заблудших и мекку Просветления для обрётших. Глухой гонг-мантра с вибрациями в солнечное сплетение и в полную комплексов душу берёт исток из «Wall» и окутывает лавкрафтовскими тентаклями в «Passover». Утробно дышащий шаман совершает таинство у пылающего алтаря «Immersion», пока с помощью «Play» не наступит полное очищение и катарсис. И лишь дым от пепелища медленно рассеивается в лучах лунного сияния «Deist». Беспокойной ночной литургией посреди рассыпающихся в песок стен в «Sand And The Moon» альбом достигает своей кульминации — под грохот останков разрушающихся внутренних оков медленно приходит понимание, что всё есть тлен под куполом чёрного неба. После дробления и выворачивания нутра в «Bias», «Soil And Rain» наносит вязкие контрольные мазки, бескомпромиссно и бесстрастно: «иди и смотри», все мы из глины, и в глину вернёмся. Сильный эффект послевкусия, риск испытать всю гамму скрытых и осознанно подавляемых чувств, и чем больше этому противишься, тем больше накрывает Неизбежное.
Заглянуть внутрь себя и принять то, что там обнаружишь — непростая для сознания задача. Равно как уметь с холодной головой принимать окружающий мир со всеми его тёмными проявлениями. После прослушивания этого альбома есть шанс достигнуть баланса середины: продолжить долгое пребывание на поверхности, оставив сознание на большой глубине.
29 июня 2023 00:06 ·
|
Пришёл он ко мне случайно и тем самым преднамеренно, при помощи самодействующих сил. В 2015-м году я ездил в Лондон на концерт U2, и бесцельно бродя по городу уже после него, зашёл в какой-то музыкальный магазинчик.
В то время я уже второй год не выходил из глубокого запоя и увлёкся под него прослушиванием виниловых пластинок, приобретя с рук за пятнашку советский проигрыватель "Импульс 201", который в 80е выпускали на Ярославском радиозаводе, специализировавшемся на различных средствах связи для военной промышленности. Каким образом виниловый проигрыватель очутился в списке такой продукции — трудно сказать, но вещь оказалась долгоиграющая. Что существенно, его оказалось возможным подключать к любым активным колонкам без прицепов в виде преампов и заземлений. Полустудийные колонки "Microlab" раздобыл тоже на барахолке, за сорокет. А в проигрывателе родную изношенную ГЗМ-головку легко поменял на современную Audiotechnica AT95, купив её на ebay за тридцатник, ещё и красного цвета — "в масть" вертушки. И таким образом, меньше чем за стольник собрал простую и близкую к hi fi систему, бомбившую нутро до самой простаты.
Не хотелось ни во что сильно вкладываться потому, что переехав на другую квартиру, я всё равно жил в разобранном хаосе, "на коробках", и в полном одиночестве, не понимая, останусь я там надолго или перееду в очередной раз. Это был кайф, но не подразумевающий оседлости. А с лёгким незатейливым набором "аппаратуры" и жить было легко.
Я переслушал кучу советского винила из своего детства, потом ещё по всей Риге у местных коллекционеров понакупал дешманских пластинок из 80х и тоже от них пёрся. И из Лондона тоже надумал привезти вкусненькое — так сказать, "на десерт", — но и чтобы кошелёк не сильно облегчился.
Поэтому в лондонской лавке я сразу подошёл к разделу "%", где были выставлены издания, продающиеся на тот момент неважнецки. Ryo Murakami мне сразу понравился по виду обложки, а фамилия музыканта была схожа со словом "тараканы". Рубал я тогда беленькую литрами, но на душе было весьма чёрненько, так что подобное сразу притянуло подобное. Японцев на виниле я ещё не слушал, цена была нормальная — что-то около 8-ми фунтов. Я отложил конверт и продолжил копаться в акционных пластинках. Как и неакционных, их тут было море.
Пока я задумчиво перебирал эти стопки, ко мне подошёл один из продавцов-консультантов и увидев, что я никак не могу определиться, предложил этот винил Мураками послушать. "А что, так можно?" — удивился я. Действительно, в этом магазине всё можно было послушать, причём самому. Вертушки там были Technics, наушники какие-то бомбические — в общем, я пару треков с этого "Deist" заценил мельком, в башке настолько сильно стало всё разрываться, что я решил не портить впечатления и сразу сказал: "Беру". А в "навозной куче" в довесок откопал ещё двойной LP Depeche Mode "Delta Machine" — стоил он меньше двадцатки, — но слушать его не стал. Он был запакованный, в такие издания можно вкладываться, как в золотые слитки, они со временем только растут в цене. Он так до сих пор запакованный и стоит на полке.
А вот с "Деистом" всё было иначе. Я тогда и не обратил особого внимания, что мне досталась какая-то пронумерованная копия из трёхста экземпляров тиража. Нынче она бы стоила овер-дохуя, если бы не... но обо всём по порядку.
Вернувшись в Ригу и приняв пол-литра белого лекарства от безысходности на ночь глядя, я в предвкушении "чем же меня удивит японец", положил его блин на "Импульс", запустил, и с первого же звука меня вышибло, как в лопнувший иллюминатор космического корабля. Басуха и низкие частоты пробирали до костей похлеще, чем 40 градусов. А потом меня и вовсе стало наматывать, как сопли ёжика на карданный вал. "Хуясе, шишки на сберкнижке!" — подумал я и выключил в комнате и без этого тусклый светильник.
В этом звуке и настроении было всё, через что я прошёл в музыке за последние лет пять, и сверх того ещё что-то новое, самоубийственно будоражащее, до онемения конечностей. Не верилось, что здесь не было ничего лишнего, а всё, что было, окутало моё тогдашнее состояние, как заботливый туман — заблудшего странника, всё пребывало с ним в гармонии: и эклектичный набор инструментов со странными комбинациями случайных звуков, и тональность саунда, и даже лёгкий налёт винилового треска, органично сочетающийся с происходящим внутри комнаты. Разбавляя ночь огоньком сигареты, в конце каждого трека я закидывал в себя ещё по одной, и ближе к окончанию "стороны А" дошёл до стадии, когда электрическая дрожь записи и стен сливается с телесным тремором.
На "стороне Б" бывает уже поменьше интересного, но только не здесь. Мрачный индустриальный вселенский вестерн продолжился в духе начатого и не прекращал размазывать меня тонким слоев по оладье, периодически втыкая вилку в дёргающийся глаз, пока я в изнеможении не схлопнулся, едва успев выдернуть аппарат из розетки.
С тех пор я ещё несколько раз переслушивал "Deist" в состоянии пограничной отключки, и каждый раз не переставал удивляться, как грамотно и лаконично здесь всё подобрано для того, чтобы покопаться в себе, а также в прошлом и условном будущем. Несомненно, главным королём записи был Мастеринг — на Dubplates говна не лепят; кажется этот факт был одним из стимулов забрать именно эту запись с прилавка.
Но по итогу, меня однажды нахлобучило так, что переслушав винил пару раз, я решился на третий, подошёл к проигрывателю и... рухнул на него.
Все остались целы, даже "сторона А" пострадала лишь частично — игла проехалась по ней не слишком глубоко. А хруст от царапины только добавил аутентичности всей записи. Так сказать, вошёл в неё, как дополнительный инструмент.
Такие записи должны выпускаться и прослушиваться только на виниле, и на большом звуке. Пробовал я переслушать "цифру" в наушниках — ну не. Я уже настолько не закинусь, чтобы с этого протащиться.
Да и с тех пор как я понял, что ничего круче на виниле, чем "Deist", уже не услышу, стал вообще постепенно снижать градус и частоту употребления. Курс винило-терапии был пройден и завершён. А в жизни начался следующий цикл.
Кстати, я никогда не задумывался и не искал значения слова "Deist", одно его написание и созвучие схоже с каким-то непостижимым темным духом. Шаманизм происходящего на альбоме не подразумевает расковыривания его на молекулы, это просто надо загривком чувствовать и слышать.
А так-то, рецензия познавательная получилась, да.