частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♮ музобоз ♮ эссе ♮ кино ♮ неблог ♮ форум ♮ поиск: внутри / снаружи ♮ нашлось |
|
Tuxedomoon: Do Ex No To Um13.12.2007Раньше о группе Tuxedomoon я слышал только, кажется, от своего одного коллеги по работе, который упоминал, вроде бы, это слово, в связи с каким-то dark ambient или industrial-лейблом. Именно с таким минимально (неверным) запасом знаний я решил посетить выступление этой, оказывается, легендарной группы в Риге, которое состоялось 9-го ноября в гаражно-бытовом помещении "Pulkvedis", что на Андрейсале. Как я уже не раз замечал, самое лучшее - посещать такого рода мероприятия неподготовленным, эффект восприятия тогда раза в два-три больше и доставляет больше удовлетворения. Перед выступлением концерта, на который пришлось путешествовать, как обычно, в дождь, меня вновь немного покоробило, что указанное время в билете (21.00) не совпадало со временем начала чего-то подвижного на сцене. Словно не учитывая отнюдь не тепло ноября, организаторы поменяли свой план уже после того, как в зале начала собираться публика, на которую взирало расписание мероприятия, сплошь исчерканное красным фломастером: в девять вечера начинала играть не гр. "Tuxedomoon", а гр. "Желтые почтальоны" ("Dzeltenie pastnieki"), паровозом которой по-прежнему шел Ингус Баушкениекс, да и ту, в конце концов, перенесли. Судя по всему, публика, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, собралась послушать именно опального рокера 80-х. Впрочем, о Баушкениексе я знаю только по его работе "Klusais Okeans" и как-то особо сильно не интересовался его словесным выражением свободы под гитару того времени, когда я только-только появился на свет. Между прочим, "Tuxedomoon" начали тоже примерно в это время. Странно, не правда ли?.. Группы одной и той же эпохи, на одной и той же сцене. Разница только в том, где они живут. Баушкениекс энд Ко как жили в Латвии, так и живут. А семья "Tuxedomoon" - многонациональная. Главные участники группы, мультиинструменталисты Steven Brown (вокал, клавишные, саксофоны и др.), Blaine L. Reininger (клавишные, гитара, скрипка, вокал) встретились в Сан-Франциско, однако сейчас живут, соответственно, в Мексике и Афинах, а происходят родом и вовсе из Чикаго и Пуэбло (шт. Колорадо). Присоединившийся на этапе развития проекта басист, саунд- и веб-дизайнер Peter Principle уже переселился в Нью-Йорк. Трубач Luc Van Lieshout - явно из Голландии. Визуалист Bruce Geduldig - просто европеец. По-моему, уже эта информация о многом может сказать, о качестве... Почему перенесли время выступления Баушкениекса, можно только догадываться. Вероятно, получилось так, что группа культового статуса латвийская должна была "разогревать" группу, о которой у нас мало кто слышал. Т.е. тот, кого посетители больше слышали, сначала будут слушать его, при этом еще вопрос, будут ли они слушать то, чего они не слышали. Кто при этом больше пострадал - тоже неясно. Ясно только то, что группа "Tuxedomoon" начала играть РОВНО в 22:30, как и было заявлено в первоначальном варианте афиши. Т.е. для ее участников любые изменения были, казалось, нипочем. Они просто приехали отыграть свою программу и отнестись к слушателю с уважением. У них был более строгий организационный план, потому что прилетели сюда они из Голландии, а на следующий день им нужно было выступать в Германии. Глядя на убранство сцены перед концертом, я не совсем разобрался, что там может происходить. Два саксофона, клавишный инструмент, гитары. Несколько микрофонов, один из которых был установлен так, будто на сцену должна была выползать змея и шипеть в него. Сбоку на возвышении находились видео-камеры и пульт, в котором паутиной соединялись пара камер и проектор. Вокруг этого видео-инструмента располагались различные предметы, среди которых мною были опознаны миниатюрный скелет и кукла. Это все должно было проецироваться (и проецировалось) впоследствии на небольшой экран позади инструментов. Вроде бы стандартный набор музыкантов нынешней эпохи. Но мне почему-то подумалось, что все это, располагающееся на маленькой сотке сего сарая, наверняка очень сложно в настройке, поэтому к настроенному уже никого не пускали. На сцену вышло пятеро человек, совершенно по-разному, аккуратно и, в целом, неброско одетых, возраста отнюдь не школьного, но при этом и не очень-то старающихся скрыть это. Они были очень взрослые, солидные дядьки, настолько непроницаемые, настолько хладнокровные профессионалы в своем деле, что это чувствовалось в каждом их небрежном жесте или движении, за которым как будто ощущалась долгая-предолгая дорога опыта и школы прошлого. И когда они одновременно стали играть на казалось бы, не очень совмещающихся между собой инструментах из абсолютно разных жанров и форматов, то издали звук, который мгновенно заинтересовал весь зал, потому что многие, а может, и все такого еще там не слышали. Как вам нравится такое - играть на скрипке и петь одновременно? Или же дуть в трубу так, что из нее буквально идет дым?.. Со сцены исходил совершенно непредсказуемый саунд, более похожий на тонкий запах. И на протяжении всего выступления он регулярно менялся, сохраняя одно - умеренный, неспешный, расслабленный позитив. Люди на сцене просто понимали, что они делают и для чего. Уже потом я все-таки порылся в информационных веб-сайтах и обнаружил, что с данной группой какие только параллели не проводят... и все равно строго форматное определение дать их жанру не могут. После выступления я мог сказать только это: затрудняюсь ответить. Это все равно что если бы все в мире предметы скрестились бы в самых невероятных комбинациях, например, у стула выросли бы жабры, а у автомобильного колеса - уши. Это все равно что "Машина времени" приехала бы в деревню, а потом сняли бы из этого выступления лучший DVD в своей истории. Восторг, который можно получить от прослушивания студийных работ группы, думаю, во многом сочетается с видением того, КАК они это делают, и КТО они. Изысканная и экстравагантная одновременно музыка воздействовала точно колыбельная для невротиков. Очень мало ритм-секций, вся ритмика органично и плавно построена без аппедникса. Она будто исходила из пальцев и губ того, кто ее порождал, сквозь инструменты и расслаивалась в зале на атомные составляющие. Фирменный захватывающий звуковой фарс, театральное шоу в исполнении при помощи только "натуральных" инструментов с очень небольшим вкраплением электроники и предварительно записанных ритм-секций. Никаких компьютеров. Даже видеомейкер "вживую" лепил разноцветную абстракцию на экране при помощи одного только пульта и своего наборчика из готической сказки. В Интернете пишут, что театральное наследие группы идет с самых ее корней, и за свою историю устраивали они арт-перформансы покруче того, что мы видели в Риге. За все не очень продолжительное их выступление на сцене только один раз появлялся человек в масках. И то он был такой нерешительный, что побоялся, казалось бы, выходить второй раз. В общем, в "Tuxedomoon" я признал очень строгую, но весьма интересную группу единомышленников, которые делают свою работу без лишнего зазнайства, зато размеренно, четко, себе и другим в удовольствие. Играют играючи. Стоит упомянуть, что в прошлом музыканты расходились в разные стороны, по одиночке, не раз, но все равно сходились вместе и порождали какой-то новый звуковой сюрреализм. Состав группы при этом многократно менялся, будто потверждая те же слова критиков: нету конкретики, словесной, биографичной, жанровой. Зато вполне есть конкретика другая. В итоге мы наблюдаем, что не нужно быть эксцентричным, чтобы просто быть на своем месте, постоянно; и что из этого получается. По отношению к группе я проникся в итоге глубочайшей симпатией, которой я всегда проникаюсь по отношению к профессионалам в своем деле. Сами знаете, как у нас: куча идей витает в воздухе в тысячах умов, но только единицам удается отполировать их до блестящего совершенства. Из-за нехватки времени, например, которое уходит неизвестно на что. Чтобы достигнуть такого уровня, какой он у музыкантов из этой группы и авторов этой музыки, нужно очень много работать, в том числе над собой. Результату же можно только позадовидовать. Хотя нет, оставим это - зависть... Такой результат просто заслуживает беспрекословного уважения. По-нашему, респекта. Оттого, наверное, после столь серьезного выступления школьный шабаш от группы "Желтые почтальоны" показался мне жутко бредовым. Бредовым, но по-своему симпатичным. Глядя на них, я почему-то вспомнил кем-то ранее оброненную фразу "из наркотиков в Советском союзе только чифирь да маковый отвар", вот уж не знаю, чего она прицепилась, пока я взирал на выступление этого трио на сцене. Может быть, потому, что к тому времени я успел напиться. Равно как подплясывающая молодежь вокруг. Вообще, звук "почтальоны" настроили препаршиво, слов Баушкениекса я разобрать не мог, предполагаю, и латыш не разобрал бы в нем и пяти процентов. Зато гитары ревели по полной, учитывая бочкообразную реверберацию здания, это было похоже на звук спортзала. Настоящее погружение в совсем недавнее, но такое далекое "школьное" прошлое. Меня "возвращение к корням" не впечатлило, в общем итоге. Если двигаешься, то тогда уж иди вперед, а не назад. Гр. "Tuxedomoon" в этой эстафете явно лидирует. Эксклюзивное Фото для "проликс-музыки" - группа Tuxedomoon: Steven Brown, Peter Principle, Blaine Reininger, Bruce Geduldig, Ale Canaglia (он же Alessandro Cardellini, звукорежиссер группы), Luc Van Lieshout. Кулисы Andrejsala, 9 ноября 2007-го г. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:Организация мероприятия: как и все на Андрейсале, т.е. ОК. Отношение к публике: немного покоробило. Качество, в т.ч. звук, свет, оформление: простенько и артистичненько. Охрана порядка: не заметил (охраны). Стоило ли побывать: как и стоит побывать на концерте, который оказывает новое впечатление. Mr.Prolix
13 января 2008 12:29 ·
|