частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе кино неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



Как Гришковец в Риге собаку ел

23.03.2007

Кто такой Евгений Гришковец? Однозначно судить об этом сложно. На его спектаклях люди много улыбаются и откровенно смеются, однако это не комедии и сам он - не клоун. Пишет книги, но не совсем писатель: в них столько неуловимого и в то же время открытого "народного" текста, что извлечь из книги какое-либо писательское "я" не получается. Петь не умеет (чего не скрывает и даже постоянно напоминает об этом), однако записывается и преподносит для публики по-своему уникальные "живые" выступления. Даже написал было сценарий для кинофильма о Москве и хотел его снять, но через какое-то время решил, что заниматься и этим не будет, не забывая упомянуть, что "все воплотится в свое время".

Именно так - для Гришковца все должно воплощаться в свое время. Важен не столько он сам, сколько то, что его окружает в определенный момент. По-моему, он - как своеобразное зеркало, олицетворение целой эпохи и целого класса людей, в одинаковом направлении мыслящих. Мне не раз говорили, что "будь у меня время и возможность - написал бы о своей жизни книгу". И действительно, у каждого из нас, кто это понимает, жизнь является настолько интересной, что о ней впору писать книги. Записать ее, сохранить. Чтобы кто-то потом мог прочитать и пережить. Зачем? Никто не знает и никто не делает. Да и сам я с удовольствием занялся бы каким-то творчеством, музыкой или писаниной, все из этого, так или иначе, дает плоды. Но работа и быт поглощают все. А Гришковец вот сделал, нашел время, сумел вырваться: будучи и оставаясь во многом обывателем, нашел-таки в себе силы заняться творчеством, по-настоящему. Таким творчеством, которое живет в душе многих из нас, и именно поэтому оно там так понятно.

Однако понятно оно все-таки далеко не всем. Уверен, что Гришковец, являющийся в своих актерских, вокальных или театральных образах почти самим собой как персонажем собственных историй, для многих кажется чрезмерно простым. Кто-то подумает: "Нууу, я тоже так могу, это примитивно как-то." А вы, как говорится, купите слона. Ведь тут дело не только в том, О ЧЕМ Гришковец рассказывает, пытаясь донести или поделиться своей мыслью. Но в нем самом - в его внешнем виде, в его картавости, о которой тоже было упомянуто не раз им самим, во внешней забавности, присущей только ему. Его уникальность в том, что в нем все это удачно складывается и образует его собственный стиль, жанр, - проше говоря, "торговую марку своего имени".

Если человек талантлив, то он талантлив во всем. Талантлив ли Гришковец - определенно, да. Однако гением его я бы все-таки не назвал, несмотря на очевидный намек даже в корне имени. Сам Евгений признает, что он лишь "профессионально занимающийся искусством человек". По-моему, это самое верное определение, которое можно обозначить. Мне доводилось слышать определение "гангстер от науки", применимое к одному рижскому элитному преподавателю, который в эпоху мизерных зарплат преподов и учителей являлся очень состоятельным человеком и успешным бизнесменом. Таким же образом можно утверждать, что Гришковец - это "гангстер от искусства": в то время как гениальная интеллигенция может плакаться и оставаться незамеченной в тени, он сделал потрясающе успешную карьеру на искусстве в обширном его понимании, по всем канонам капиталистического жанра.

"Это довольно серьезный труд — выбрать из жизненных деталей только универсальные", - утверждает Гришковец, и с этим опять нельзя не согласиться. Полагаю, круг общения Гришковца и раньше был немал, а вследствие его космической популярности он прогрессирует в сторону бесконечного увеличения. В своей жизни он наверняка перевидал столько людей и переслушал столько разных историй, что ему просто грех было бы не конспектировать время. Время в его словесных образах, в чем-то таком добром, людском отношении к жизни, преимущественно, причем, отношении к жизни русским человеком - неудивительно, что именно родившийся в сибирской глубинке Гришковец может знать, КАК об этом сказать, чтобы все поняли. Сказать об этом нужно уметь всего лишь непосредственно. Сейчас ведь этого так мало в искусстве - нас стремятся стращать, совращать, запугивать, напускать тумана, и нам это нравится - но тут вдруг абсолютно незлобивые мотивчики, легенькие лирические отступления, все чрезвычайно доходчиво и воздушно. Блюдо само пришло к повару, остается его только подать на стол. Гришковец поработал над своим имиджем, теперь имидж работает на него.

На спектакль "По по" с Цекало/Гришковцом, когда они в прошлом году по осени приезжали в Ригу, мне сходить не удалось. Наверное, не зря - судя по отзывам в Интернете, немногие в восторге. Хотя два гангстера от искусства вполне могут задать жару тем, кто понимает, о чем они между собой говорят. Но не уверен, что таких найдется много. А в этом году-таки получилось, причем сразу на два мероприятия - концерт и спектакль. Они опять едва-едва не обломались, но я нашел в себе выдержку и силы туда попасть. Вследствие этого могу судить, что Гришковец - это человек, которому я больше заплатил денег за его талант. Но об этом тоже потом.

Итак, Гришковец - это человек, которого много. Человек, которого НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ много, а которого ПРОСТО - много. Человек-везде, он настолько всем симпатичен своим миролюбием, что ему везде рады как душевному собеседнику, которого приятно понимать (при этом вполне понятно, отчего рождается понимание). Но для меня все началось с альбома "Сейчас", который калининградскую (опять же, провинциальную) группу "Бигуди" вывел в разряд элитных команд. Именно с ней Гришковец намедни дал концерт в рижском клубе под названием "Sapnu Fabrika" ("Фабрика мечт").

Концерт с гр. "Бигуди" - 16 марта 2007

Ренарс Кауперс рассказывает, как они с Гришковцом обменялись майками

Что такое "Sapnu Fabrika"? Однажды я побывал там на концерте Nils Petter Molvaer, и он (концерт) был настолько паршивый, что немногие выдержали все выступление целиком. Я консультировался с посетителями сего места, и все они соглашаются в том, что заведение такого рода, приглашающее в гости музыкальную элиту, могло бы себе позволить более качественный звук. Потому что звучащий скрип и скрежет там - это не звук. А если было бы тише, то и люди вели бы себя тише, и ощущение мероприятия доходило бы лучше.

Я зарекся ходить туда на концерты, но т.к. на Гришковца обязательно нужно было сходить и визуально оценить то, что когда-то повергло в феерический внутренний восторг, деваться было некуда. На концерте я вспомнил, как когда-то Янис Крауклис давал совет заткнуть уши тампонами, если звук паршивый - тогда можно с бОльшим успехом разобраться в том, что играют. Кстати, рекомендую это делать всем - очень помогает. Высокие частоты оказываются немножко срезаны, но зато все остальные полосы слышны прекрасно.

В итоге, несмотря на говённое помещение, непомерно высокие цены на спиртное и то, что стоял я, не имея возможности подойти ближе, где-то у самой колонки слева от сцены, заткнув уши тампонами, концерт внялся с большим удовлетворением и наслаждением. Вокруг было довольно много приятной публики, не только молодой, но и среднего возраста, и совсем уж взрослых. Затасканное слово "позитив", которое часто упоминается в адрес Гришковца и, по-моему, частенько исходит от него самого, здесь имело возможность воплотиться в том самом настроении, которое и так было неплохое, а тут еще и улучшилось.

Началось выступление с немного нетеатральным опозданием (но это понятно, т.к. Евгений всегда дает фору слушателям протолпиться с улицы в зал), первой композицией оказалась "Петь" - про то, что Гришковец не умеет петь. Так сказать, предупредил тех, кто не в курсе, хотя речитатив в музыке является, в общем-то, вполне привычным и знакомым делом. Далее было сыграно много вещей с нового альбома "Секунда", появившегося буквально месяц назад, включая "Не молчи" и саму "Секунду", которые повторили два раза. "Kissms", посвящение СМС как виду искусства, вызвал особый в восторг в зале. Сыграли, конечно, и старые произведения - "Извини", "Лето", "Я хороший", "Вертолеты", "Пешком". Где-то в середине выступления к Гришковцу присоединился Ренарс Кауперс из "Brainstorm" - как известно, хит "Песня", отштурмовавший хит-парады русских радиостанций в Риге, был записан совместно именно с ним (причем получился "с первого дубля", когда Кауперс даже не знал, что его сессию уже записывают).

На мой взгляд, это было самое уникальное, что только можно было придумать для выступления в нашей столице. Сомневаюсь, что такое можно будет когда-либо и где-либо увидеть еще. Это было неповторимо и здорово. И мне удалось сей дуэт снять на видео. Правда, оказалось, что в зале был некачественный не только звук, но и свет. На Гришковца постоянно направляли прожектор, в результате чего он жмурился и начитывал свои монологи с закрытыми глазами. Оттого белые фигуры Гришковца и Кауперса на видео похожи на двух неопознанно передвигающихся объектов (впрочем, учитывая их честный подход к творчеству и публике, это почти что так и есть).

Из остальных композиций запомнилась также легендарная вещь про то, как "настроение улучшилось" - понравилось, что на живом выступлении уже и аранжировка была другая, более "клубная", да и сам текст заметно изменился. Например, в одном из куплетов Гришковец использовал свою старую заготовку про "пиджак, который повесили в шкаф на зиму; а весной снова одели, сунули руку в карман - там пять латов, про которые уже и забыли совсем... и настроение улучшилось!" Не очень давно я слышал про это в рижской радиопередаче "Бальзам на душу", в интервью с ним. Впрочем, был важен не столько текст самой композиции, а то, что для улучшения настроения в сегодняшний вечер совсем не требовалось ничего особо пить или глотать или нюхать или курить. "Настроение улучшилось-2" сыграли также под конец, "на бис". Тема, конечно, неисчерпаемая, в чем Гришковец снова признался сам, а также в том, что скоро уже будет "Настроение улучшилось-3", которое все желающие, кому это еще не надоело, смогут бесплатно скачать в Интернете.

Гришковец - ВертолетыНа концерте Евгений с самого начала не напоминал мне музыканта, или певца, или человека, имеющего корневое отношение к музыке. Немного нервные потирания рук, кривлянья и прыжки перед микрофоном словно были нацелены только на то, чтобы показать, что он не стоит на месте, а двигается - как и полагается любому вокалисту группы. Но они были настолько несуразны и подчас даже нелепы, что в какой-то момент я понял, что и я, и многие другие, пришли вкусить только его шарм. Надо отдать должное человеку, который под конец полуторачасового выступления в буквальном смысле слова вымок: он отдался публике на все сто. А публика - отдалась ему. Очень долго артистов не хотели отпускать и вызывали на "бис", причем уже второй раз мне довелось слышать - "а давайте мы не будем уходить со сцены, вы нам просто похлопаете, мы все поймем и еще поиграем". То же самое своим слушателям сказал Лагутенко, когда приезжал в Ригу под Новый год. Однако, русская традиция. Но тут был не Новый год, и вроде бы времени хватало - но Гришковец, наверное, чувствовал, что уже валится с ног. То ли в сорок уже много не попрыгаешь, то ли encore уже выходит из моды... А после выступления некий конферансье уверял публику, что "у нас тут будут сейчас танцы, обмен положительными энергиями только начинается" - но публика почему-то сразу после этого разошлась. В общем, вполне было понятно, на кого и зачем пришли посмотреть.

Про саму группу "Бигуди" сказать что-либо затрудняюсь. Единственное, в чем я могу не ошибаться - это в амбициозности Максима Сергеева, главного аранжировщика и автора всех композиций проекта. Полагаю, если бы не Гришковец, то про него и всю группу целиком так никогда бы никто и не услышал. Ведь если разобраться, только на первом альбоме музыка была по-настоящему от души и "в кассу". На втором альбоме идею, как смогли, повторили, потом Сергеев попытался издать слабо замеченный альбом ремиксов "без Гришковца", ну а на третьем... Критики третий альбом расхвалили до не могу, да и сами авторы отзываются о нем чересчур лестно - тут вам и новый звук, и новый текст, и новый голос, - но я сомневаюсь, что горю сильным желанием его слушать, изначально предполагая, что он покажется скучным. По-моему, на сей раз амбиции г-на Сергеева вышли за пределы разумного: вряд ли стоит обзывать "новым" кучу повторений, какой бы сложной ни была работа по ее созданию. Авторы наконец-то прошли "жизненную" музыкальную школу и стали обращать внимание на детали, шлифовать собственное мастерство - но от этого общий вид продукта только проиграл. Первый альбом был исключительно любительским, и в этом оказалось его исключительное обаяние. Ведь и Гришковец был любителем, и Сергеев. А теперь вдруг получается, что попытка стать профессионалами медленно, но верно проваливается, однако это тщательно пытаются замаскировать.

Гришковец с закрытыми глазамиНа концерте мне подумалось, что если вот на этом выступлении выключить Гришковца, как лампочку, то придет тьма: на сцене ничем не примечательный ансамбль уровня средней школы (или же "свадебные музыканты"), ноль декораций, ноль визуальных оформлений, недорогая аппаратура, нотбуки и несуразный внешний вид исполнителей. Тем не менее, я почему-то особенно сильно почувствовал, КАК "фронтмен" "Бигудей" трепетно и несколько раз произносит "спасибо" в микрофон и тщательно старается показать публике, что Гришковец-то на сцене не один. Хотя публика в упор смотрела только на виновника торжества, хорошо пропиаренное имя которого значилось на афишах.

Зависть? Ревность? Это хорошо знакомо. И тут напрашивается еще один ответ на вопрос - ПОЧЕМУ Гришковец смог вот так, а Сергеев сам по себе не смог. В этом их разница. От налета провинциальности в творчестве избавиться всегда очень трудно.

Спектакль "Как я съел собаку" в Театре русской драмы - 18 марта 2007

Я долго сомневался, стоит ли в данных заметках говорить о деньгах, но теперь уже думаю, что можно.

Как я уже упомянул, когда Гришковец гастролировал в Риге с новейшими спектаклями "Планета" и "По По", посетить мне их не удалось. Хотя хотелось до такой степени, что я отдал за два билета почти половину минимальной заработной платы в Латвии - 50 латов. И это были самые дешевые билеты, где-то на задворках зала. Стоило сходить, пока Гришковец, что называется, "не покинул топ". Почувствовать атмосферу спектакля, публики Гришковца - не особенно важно, разгляжу ли я черты его лица в подробностях, это просто интересно. Поэтому я решил, что уж минимально потратиться-то стОит, хотя многие из моих знакомых были неприятно удивлены высокой стоимостью билетов. Но она, на мой взгляд, вполне оправдана: работая над чистым искусством, автор должен отфильтровать ненужных посетителей (хотя... здесь есть и обратная сторона, но об этом ниже).

В результате я не попал на спектакль, и никто из моих знакомых не решился приобрести билеты за столь большую сумму. А перепродавать билеты в третьи руки запрещено согласно условиям фирмы, которая их распространяет - "Biļešu Serviss", о чем вполне ясно написано на обороте каждого билета. И сами они деньги не возвращают. Какое-то невероятно дебильное условие, неприемлемое для страны, в которой демократия. Да у меня и не было времени заниматься их продажей. В итоге я подарил Гришковцу 50 латов. Но не жалко, у непорванных билетов своя ценность.

В этом году поход на Гришковца едва не обломался вторично. Однако мои потери составили бы уже 80 латов, учитывая концерт, в итоге я бы подарил ему уже 130 латов - практически, обеспечил бы минимальный прожиточный минимум в Латвии. Хотя, конечно, не будем забывать, что тут имеют место и процентный навар "Bilesu Serviss", и навар "Фабрики мечт" и театра, и налоги, и прочие расходы... так что Гришковец вряд ли получил бы с этих денег более 30-ти процентов. Это тем более смущало: зачем мне оплачивать жизнь людей, многие из которых, уверен, мне просто не симпатичны?

В итоге я сгруппировался с силами и мыслями - и вот уже стою в гардеробной Рижского Театра русской драмы. Поначалу мне подумалось, что публика, которая придет на спектакль, хотя бы наполовину будет состоять из тех, кого я видел на концерте. Но тут я ошибся. По-моему, в тот вечер в театре собрался "цвет" рижской интеллигенции, доморощенный гламур, для которого поход в шняжный кабак наподобие "Фабрики мечт" является неприемлемым по умолчанию и тем самым наводит на конкретные мысли: перед вами своего рода сброд. В эфире слышалась не только русская, но и латышская речь: неудивительно, ведь много денег должно быть, в первую очередь, у "коренного" населения. А от неудобоваримого букета парфюмов, витавших в воздухе, начало немного подташнивать. Никогда не причислял себя к подобной публике, но это не помешало мне быстро оставить окружающий мир на вешалке и сосредоточиться на сцене.

Гришковец - Как я съел собакуСобаку Гришковец ел начиная с 1998-го года, когда спектакль был впервые показан "для семнадцати зрителей в курилке у буфета в Театре Российской армии", более полутысячи раз. Оказывается, в Ригу он с этим спектаклем уже приезжал - в 2002-м году. И теперь вот играл его "в последний раз", как было заявлено в рекламе. Об этом Гришковец поведал публике перед началом действа, сразу попросив выключить мобильные телефоны. Заодно он предупредил, что персонаж, который появится на сцене через несколько минут, уже давно не является им самим. Хотя, конечно, пьеса основана на биографии автора. Про декорации в духе минимализма тоже было подчеркнуто: ведро с тряпкой, стул и канаты изначально составляли единственные аттрибуты представления, так что не нужно думать, будто в Ригу привезли шлак (хотя стоимость билетов, очевидно, покрывала совсем другую статью расходов).

Гришковец - Как я съел собаку"Про собаку" ранее я уже слушал одноименную аудио-пьесу, и она не произвела большого впечатления (а если просто ее прочитать - то и подавно ничего там особенного нет). Монодрама, как ее называет автор, на мой взгляд, рассчитана на талант Гришковца именно как актера и рассказчика: нужно БЫТЬ в небольшом отдалении от него, чтобы по-настоящему проникнуться духом всех вещей, о которых идет речь. Только тогда становится ясно, почему Гришковец играет в одиночку, и почему сложный театральный моноспектакль (по всем канонам, моноспектакль - самое сложное и в то же время интересное, на мой взгляд, в театре), ставший живой классикой, на самом деле, воспринимается столь легко.

Гришковец - Как я съел собакуГоворить что-либо об актерской игре Гришковца, либо самом спектакле, вряд ли стоит. За столь долгий период (более 3-х лет) спектакль, конечно же, претерпел много изменений и уже давно не следует оригинальной букве. Там нужно просто побывать, увидеть это и прочувствовать - прочувствовать, как это чувствует сам автор. Все просто: человек рассказывает о своей жизни ТАК, как это может быть интересно присутствующим, присутствующим НЕ рядом с ним, а В НЕМ. Формула простая: "мой герой никогда не говорит, что ему нравится или не нравится." Он просто говорит, а зритель в это время представляет то, о чем он говорит, с такой живостью, как будто не Гришковец на сцене и в этой истории, а он - сам. И так могут незаметно пройти часа два, или три, или даже целый день (как известно, Гришковец попал в Книгу Рекордов, показав все свои моноспектакли за день в 2004-м году на фестивале "Золотая маска"). В этом - талант.

Но ведь это "просто", на самом деле, очень сложно. Очень-очень, если разобраться.

Гришковец - Как я съел собакуИ рижская публика, к сожалению, показала, что пока еще недостойна называться таким словом вполне. Например, кто-то купивший билет в один из передних рядов, наверное, подумал, что за такие деньги он может быть окончательной свиньей, и развалился в кресле настолько, что Гришковец со сцены невольно обратил на это внимание. Его монолог вдруг прервался, и он осторожно поинтересовался: "Вы там, случаем, не спите? А то если я вижу, что человек во время спектакля спит, у меня сразу напрашивается два выхода - либо говорить тише, либо присниться ему". Зал восторженно аплодирует - так ему и надо, свинье.

Гришковец - Как я съел собакуИли вот рассказывает Гришковец про ритуал, который на Русском острове назывался "перессык". Тут вдруг посреди зала встают два человека и начинают, расталкивая всех, пробираться к выходу. Актер, само собой, смущается, замолкает и начинает разбираться, в чем дело. "Надо повторить ритуал!" - зычно, на весь зал, заявляет кто-то из них. После недоуменной паузы Гришковец приходит в себя и парирует "Некоторые в театр приходят посмотреть, а некоторые - выступить. Выступили!.. Вы назад хотя бы вернетесь? Впрочем, я не настаиваю..." И добавляет: "Сейчас они придут, мы им поаплодируем все вместе". Зал опять в восторге. А Гришковец уже нервно переминается по сцене, окончательно сбившись с рассказа, потирая подбородок: "Хм... так, мда... о чем это я... А вот интересно! Сколько надо им вот так вот кричать в кино, чтобы кто-то с экрана ответил? Но вообще хорошие люди... жалко я их лиц не разглядел." В зале снова восторг: зритель очевидно сопереживает. По правде, и я невольно думал, как будто я сейчас стою на сцене, и это именно в мой адрес высказывается неуважение, звучит какая-то совершенно толстокожая, неуклюжая, неуместная шутка.

Гришковец - Как я съел собакуНо самая большая свинья Гришковца ожидает в конце. Когда уже кульминация спектакля, и стоит его герой в задумчивости о былом... прежней жизни нет, и нет дома... Стоит он в своей "чудом" держащейся на затылке бескозырке, и взгляд его устремлен куда-то в прошлое... и вдруг, во всей этой тишине и задумчивости, где-то в передних рядах слышится вялое, но стабильное "пи-пи, пи-пи-пи..." В зале виснет несуразная немая пауза, при этом звук телефона слышен уже даже тем, кто сидит "на камчатке". Евгений, конечно же, останавливается, устало смотрит в сторону источника звука и произносит: "Ну скоро закончится все, потерпите уж. Или вы думаете, что если тихо звонит, то не слышно? Слышно... еще как. Сколько раз просил телефоны выключать... На Ваганке вот однажды ставили "Отелло", 4-часовой спектакль. И уже под конец его, когда кульминация, эмоции - в зале у кого-то зазвонил мобильный телефон, да и не просто так, а гимном Советского Союза... и были убиты этим и Дездемона, и Отелло, и четыре часа..." Зал, конечно, тоже поддерживает Гришковца, но ощущения от этого уже совершенно другие...

Гришковец - Как я съел собакуНо я сам на этом спектакле, признаться, невольно подложил артисту свинью. Формально, конечно, ее подложили производители телефона "Sony Ericsson", в котором, если поставить "беззвучный режим виброзвонка", имеется какой-то невообразимый глюк, связанный с тем, что режим этот вовсе не беззвучный. В итоге, поставив перед началом спектакля данный режим, где-то посередине представления я с УЖАСОМ услышал слабый писк в кармане, и в тот же самый момент почувствовал, как в мою сторону обратились несколько десятков лиц, и все они были неприкрыто возмущены. Конечно, я этого не видел, но чувствовал это. Виброзвонка не было никакого, зато вполне был обычный себе писк... он был устранен мною за пару секунд, но было очень неловко. Как это получилось - ума не приложу. К счастью, колкая ирония актера не была обращена в мой адрес, потому что он, по-моему, этого не слышал и не отвлекся. А может быть, сделал вид, что не услышал.

Вот в чем смысл покупки самых дешевых билетов на задворках, братцы. И вот почему я рад, что и в тот вечер я внял мудрости "не занимать передних мест и не высовываться". Смыть это клеймо было бы невозможно.

Чувствовалось, неприкрыто чувстовалось, что Гришковец устал, равно как устали и многие пришедшие туда. Может быть, устал есть собаку, а может быть, от того, что за пару дней до этого преподал убойный концерт, или же окончательно выложился на спектакле "Одновременно" намедни. Слышно было, что и голос немного посадил - постоянно откашливался в кулак, - да и вообще, настроение свое тоже немного посадил. Играл, как всегда, замечательно, но словно на конвейере.

Гришковец - Как я съел собаку"Ужасно, самое ужасное" - так иногда в своих монологах говорит Гришковец. Странно. Я сам считал и считаю слова "ужас" и "кошмар" самыми вредными сорняками в русском языке. Их нельзя произносить вслух. Они еще хуже, чем мат (который, кстати, из уст Гришковца звучит очень неповторимо и вовсе даже не как злобный мат, а как своеобразно завуалированная игра слов). Это слова, которые обращают в сторону их произносящего огромное количество негатива, который в итоге разрушительно ударяет по самым неожиданным местам тела и духа. Может быть, оттого рядом с позитивным настроением и бодрым состоянием, которое посещало меня во время спектакля в промежутках между диалогами с позорной публикой, постоянно витал этот странный негативный запашок.

Гришковец - Как я съел собакуГришковец, конечно, был уверен в своей правоте и имел полное право отвлечься на людей, симпровизировать, сострить в их адрес, - и вправду, не в кино же пришли, в конце концов, и он трудится, и все мы трудимся - но мне почему-то показалось, что таким образом он напрягает весь зал, в том числе тех, кто в этом не особенно-то и виноват. Именно так - несмотря на всю рекламную гуманность, и доброту, и любовь, которые Евгений так старательно пропагандирует и вроде бы олицетворяет, его реплики в адрес доставшего быдлища были необычайно едкими. Может быть, стоило просто не обращать внимания и делать свое дело? Стоя в фойе после спектакля и прислушиваясь к тому, о чем говорит интеллигенция, я обнаружил, что многие остались недовольны такими "импровизациями". Может быть, это были те, кого укололи. А может быть, такие подколки просто немногие поняли.

После этого я подумал, что талантливый человек - он в то же время очень спорный, неоднозначный и наверняка не всеми понимаемый. Сколько же гадостей и грязи в свой адрес ему приходится получать. И даже если ему откровенно симпатизирует тот, кто внимает его творчеству - это вовсе не значит, что он ему не может подложить свинью. Еще как может, и даже совершенно без задней мысли. Да и год сейчас такой - свинский... Мне вот тоже свиней за пару месяцев поднакладывали уже предостаточно, пора их резать на фарш.

Хотя мне раньше казалось, что до меня прекрасно и без преград "доходит" все, что творит Гришковец, и даже нравится, только после приезда его в Ригу и, так сказать, "личного контакта" с ним в качестве персонажа толпы, я задумался о том, что понимание это идет гораздо глубже, нежели представляется извне. От этого Гришковец как человек еще больше стал мне симпатичен. Конечно, в его текущем творчестве есть много брешей, и может быть, критичных недостатков уже становится больше, нежели достоинств. Вся проблема просто в том, что творчества становится много. А качества не может быть количественно много. И когда часто общаешься с кем-то, то вместе с позитивом очень легко передается и негатив. Время от времени нужно уподобляться индийским мудрецам и хранить больше молчания. Если искусство расточать, оно превращается в быстротечность.

Ну а если подумать о том, какой же вывод после приезда Гришковца сделал я сам... это прямо как в школьном сочинении... "Выводы после прочтения произведения М.Горького "Песня о буревестнике"... Так вот если подумать об этом, то вывод сей уже был озвучен Евгением на концерте. Если что-то интересное задумываешь - нужно пробовать делать и доводить до конца. Нужно быть самим собой. Не нужно в долгий ящик откладывать. А то мы настолько уже поглощены своим мрачным бытом, что времени нет на те вещи, которыми, на самом-то деле, и нужно в жизни заниматься. Очень надеюсь, что сей вывод поможет мне, и оценившим Гришковца, в дальнейшем.

И еще мне понравилось, насколько сильно Гришковец любит свою дочь. Постоянно о ней упоминает при каждом случае, и для него представляется совершенно невероятным, как это может быть - человека вот раньше не было, т.е. не было совсем, и вдруг он - есть. Его можно потрогать, на него можно посмотреть, с ним можно поговорить и даже попросить у него совета. А ведь раньше - совсем не было.

В этом - самый большой смысл.

Mr.Prolix, 23.03.07

Комментарии 19 комментариев добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

⇐ тудым-сюдым ⇒
Предыдущая статьяUnderworld в Риге: за сбычу мечт!Pierre Henry & Pierre Bastien на Домской площадиСледующая статья


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх