частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♩ старт ♩ музобоз ♩ эссе ♩ кино ♩ неблог ♩ форум ♩ поиск: внутри / снаружи ♩ нашлось |
|
При первом прослушивании данного диска я думал о том, как прекрасно все первое. Как прекрасна первая реальность! Зачастую просто потому, что она состоялась. Может быть, подобная мысль посещала и авторов альбома, среди которых Mike, Sergio an Der Graf, Marks frEngels, оформитель и художник Xa6ekc, он же PeeWii, а возглавляющим ковчег выступает Vova Рашпиль, человек и рулевой рижской студии звукозаписи "Warm Sound". Правда, лицевую сторону компакт-диска обозначает другая студия — фирма "Мылодия" при министерстве культуры СССЬ, а внутри картонной упаковки можно найти рассыпанный ганжубас, прорисованный настолько аппетитно, что еще немного — и он начнет издавать смоляной запах. И тут же рядом с ним — упаковка папазола с откушенной таблеткой и надписью от руки, чтоб не забыть — "давление". Действие порождает противодействие.
Не имею понятия, почему формация получила именно такой заголовок, достоверно известна лишь интригующая тяга Рашпиля к выхватыванию первых приходящих в голову идей (как самых верных) и комбинирования концепций на основе проявляющейся случайности. Буратино не один, их много, и все они взрывают и жгут, оттого и атомные. Примерно что-то такое происходило, видимо, в студии и происходит на альбоме. Но связка с "приключениями Буратино" тут еще и такая, что хриплый вокал Рашпиля изредка ассоциируется с вокалом Ролана Быкова и его Кота Базилио из культового советского фильма.
Понятно, что перед нами — альбом-стеб, легкая провокация без намека на головную боль, которую музыканты записали за сутки "вживую", и уже впоследствии приукрасили студийно-засэмлированными вставками, слегка притягивающими за уши монголотатарскую тематику. Сколько времени альбом готовился до того, как он был записан, история умалчивает — но полагаю, внешнее "от балды" внутренне строилось и рассчитывалось не один день.
В 11 треков умещены самые распространенные гитарно-барабанные аранжировки с ностальгическим аналоговым басом и тонким слоем то глубоко-, то легко-мысленных текстов, связь которых со внутренней философией авторов и слушателя не всегда очевидна. И хотя в каждом треке нас ждет новый поворот событий, при общей неторопливой линии сюжета не дающий заскучать (вплоть до речитатива), в этой гуще взрывной студийной вакханалии я бы выделил лишь несколько прелюбопытнейших моментов, позволяющих четко взглянуть на альбом с другой стороны.
Три открывающие композиции пролетают незаметно, как водитель "Хонда Шайн" мимо поста ГАИ. Вступление завораживает необычной гитарной кинематографией, но она не раскрывается, равно как звук и настроение последующих треков, будто зажатых в бутон. Пэрвая интрига свершается в одноименном с альбомом треке, который в списке идет почему-то четвертым по счету. Пионер — значит, первый. А "ПионЭр" — значит, пЭрвый. Текст песни, исполнение и музыкальное сопровождение меня порадовали настолько, что, думаю, если бы весь альбом был выдержан в подобной дозе интеллигентного хулиганства, его уже оценило бы намного больше преданных слушателей, чем имеется сейчас.
Но к орфографически верному раздолбайству могут быть отнесены еще лишь четыре композиции. Что-то хитрое заложено в трек "По лезвию", он становится узнаваемым, запоминаемым и напеваемым в голове уже после второго раза прослушивания; вокал Вовы и Lu4iya при помощи уникальной, неповторимой аранжировки идеально изобразил лирику Волка и Красной Шапочки. Пробивает до дрожи в области солнечного сплетения. "Овца и волки" — думаю, эту песню в свой репертуар с легкостью могли бы взять "Король и шут", исполнять ее полагалось бы непременно в овечьих шкурах, с головами волчар, натянутыми на колья, слегка подвыпившими. Что касается "Школьного блюза", от прослушивания которого моя улыбка каждый раз тянется дальше границы ушей, то при пэрвой возможности я несомненно исполнил бы его на дне встречи выпускников своей любимой школы. Блюз — это когда хорошему человеку плохо, но от такого блюза — ему было бы хорошо! В свое время мне не хватило одного балла по химии, чтобы взорвать школу к чертям; но этот блюз мог бы запросто разрушить ее информационно, а мое имя было бы вписано в историю школы как самое непроизносимое вслух. Актовый зал, рассчитанный не более, чем на сто с лишним мест, хриплые колонки с раздолбанным вокодером и кокаин. Обожаю культурологический шок.
Нельзя сказать, что альбом является выдающимся или остающимся в памяти, хотя он не лишен своего внутреннего "я". Диск сам по себе не является чем-то очевидным, т.к. его непросто найти на прилавках с компакт-дисками. Не является он и претензией на культ личностей авторов, скромно укрывшихся под псевдонимами, и хриплый голос Вовы Рашпиля не является на самом деле его голосом, а для меня также не является осознаваемым, как можно сделать внутри себя хриплый голос, когда его на самом деле нет — наверняка это непросто. Хриплый вокал — это совершенно отдельная отрасль в музыкальной индустрии, дело очень тонкое и физиологически подрывающее организм. Хрипло не споешь фальшиво. Петь на хрипотце — боль в правом яйце. И хотя Рашпиль — не Том Сойер, не том Круз и не Том Уэйтс, на "Make It Rain" последнего команда замутила самый главный заключительный стеб на диске — "Make It Waits", преднамеренно недоступный для бесплатного прослушивания в силу правообладательских обстоятельств. Хотя он наверняка не войдет в список культурного наследия ЮНЕСКО, с его помощью "Atomic Bouratinos" контрастно обозначили десять главных отличий. Чтобы все воспринимали их как атомных буратин, а не Буратин из фильма Нечаева.
И в этом главное достоинство работы — начать расковыривать стереотип, избавляться от рамок, при строго, однако, обозначенном сценарии. Очищение от стереотипов всем идет только на пользу. Каким бы неуверенным, пробным, шуточным ни был первый шаг, он лишь означает то, что последует и второй. И он в истории проекта уже состоялся. См.также:
|