частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♭ старт ♭ музобоз ♭ эссе ♭ кино ♭ неблог ♭ форум ♭ поиск: внутри / снаружи ♭ нашлось |
|
Главный исполнитель британского лейбла "Expanding Records" выпустил, пожалуй, одно из самых интересных экспериментально-маниакальных электронных произведений, музыкальную мини-энциклопедию "Двадцать систем", посвященную истории синтезаторов, символично десятый по счету альбом в своей дискографии. Даже ужасный и великий Brian Eno не обошел его стороной, отметив его "великолепным посвящением археологии электронной музыки". А Robin Rimbaud (известный нам как "Scanner") написал предисловие к красочному буклету на 54-х страницах: "Здесь представлены двадцать музыкальных образцов, каждый из которых записан при помощи отдельного синтезатора, появившегося на рынке в период с 1968-го по 1988-й год. Цель данной записи — продемонстрировать разработку синзезаторов, начиная с первых доступных в массовой продаже систем конца 60-х до полностью цифровых систем конца 80-х. Издание не претендует на исчерпывающую историю синтезаторов".
С последних тезисом трудно не согласиться, потому что издание не претендует вообще ни на что, и сгодится для коллекции разве что таким ненормальным музыкоманам, как я. За ним стоит только любопытная идея и ее воплощение, причем воплощение, как мне с самого первого раза показалось, отнюдь не самое лучшее, что могло бы быть. Могло бы быть вот что: собираются вместе ЛЮДИ, которые работали с этими синтезаторами именно в то время, когда они появились. Не изобрели — разработчики уже, в большинстве своем, покинули этот мир, — а хотя бы пользовались и изучали. На изучение одного синтезатора наверняка уходило больше времени, чем его ушло у Эдвардса. Соответственно, и "выкурить" даже из примитивной модели можно было бы больше, чем просто стандартный гул и случайные перебирания клавиш.
В музыкальном плане, особенно в сравнении со "стандартными" работами Бена под псевдонимом Benge, первая половина диска слушается вовсе не на одном дыхании, и скорее всего, предвзятого слушателя просто утомит. Вторые полчаса проходят уже поживее, но тем не менее, общего с музыкой как таковой имеют мало. Может, загвоздка тут в том, что Benge принципиально решил записывать все треки (почти) исключительно встроенными средствами синтезатора, т.е. как бы "вживую", чтобы он играл сам по себе. А первые синтезаторы вообще не имели функции программирования, поэтому без некоторого "человеческого" вмешательства нигде не обошлось. Оттого и на выходе история синтезаторов получилась контрастной: вначале они только гудят и пукают, потом появляется нечто вроде мелодики и ритмики, под конец обнаруживается все больше инструментов, партитур и вариирования ими. Вывод же Benge делает из этого такой: в ходе дальнейшей истории технология будет подразумевать минимальное вмешательство человека в создание музыки, поэтому музыканту придется подчеркивать не свое отличие от животного, а свое отличие от робота.
Но задумка альбома от этого не теряет своей познавательной идеи, и прослушивая его вкупе с чтением буклета и разглядыванием картинок (фотографий и схем) — времяпровождение очень занимательное. EMS, ARP, Serge, Roland, Oberheim, Yamaha, Korg, PPG, Fairlight, NED, Kawai... Уверен, большинству из вас эти слова ни о чем не говорят. Именно для искоренения неграмотности и был создан данный CD-ROM. Остается только догадываться, сколько времени на eBay провел автор сборника, и по каким музеям он ходил в поисках искомого. Я удивлен, что за последние сорок лет человечество еще не успело все про*бать.
P.S. Будьте осторожны, когда будете выковыривать диск из книжки: может сломаться. Припаян крепко, чтоб редко слушали.
|