частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♪ старт ♪ музобоз ♪ эссе ♪ кино ♪ неблог ♪ форум ♪ поиск: внутри / снаружи ♪ нашлось |
|
К группе "Coldplay" на протяжении всей истории их развития я никогда не оставался равнодушен. В начале 2014-го года, когда все дружно спотыкаются о пробки шампанского и падают в майонез, мне, однако, обломили кайф: по какому-то публичному каналу шёл концерт "Coldplay", а меня заставили смотреть одну из серий "Голубых Огоньков", уж и не припомню, на каком это было канале, и кто там выступал. Ибо с горя я просто взял и объебошился сначала шампиком, а потом — "Bailey's".
Но от судьбы-то не убежишь. Думаю, в 2014-м году новый альбом "Холодной
В силу, или благодаря обстоятельствам, я долгое время находился в информационной изоляции. Причём не могу сказать, что это вгоняло в депрессию или подвигало на мрачный ход мыслей. Наоборот, возникает ощущение, что очистка вакуумом сподвигла на новое направление движения в жизни. Музыка входит в число "намеренных ограничений" — слушал свежий полноформатный релиз не припомню уже, когда.
В последнее время приходилось работать по ночам, и чтобы не споткнуться о нудную рутину сна, иногда включал радиостанцию "Jazz" — ровно до тех пор, пока её не приобрели православные. И тут вдруг, благодаря вездесущему itunes, наткнулся на рекламу новенького LP группы "Coldplay". Ну, думаю, слушать больше нечего. А "Coldplay" мне всегда в кайф было полистать, насколько себя помню. Всё ж таки непосредственные продолжатели "лаймстоун-рока", который в своё время зачали кумиры Боно & Ко. Да и вообще, приятный, интеллигентный, не разорванный трэшем классический "рок-бэнд".
С первых же ноток ("Always In My Head") донеслось что-то такое, чего я не слышал со времён вступительных аккордов классического (не переработанного) "Joshua Tree"; призрачное вступление, состоящее из многослойных эхо то ли синтезаторов, то ли голосов... и вдруг, совершенно неожиданно — чёткий, простой, понятный текст. "Думаю о тебе, не спал... тело движется, но не сердце..." За ним следует ещё один трек, который я неожиданно для себя понимаю, хотя вовсе и не англичанин. И ещё один... Потом ещё... причём эклектика — хлещет. Однообразия — ноль, хотя кажется, будто флегматичные ритм и настроение перетекают из песни в песню.
Вот и всё. Простые, будто бы незамысловатые аранжировки, изумительно доступная лирика, и, конечно, голос Криса Мартина, вокруг которого и вращаются все эти "призрачные истории". Пожалуй, без этого вокала невозможно бы было сотворить что-то такое корневое, интимное, личное, закрытое от глаз публики. Этакое "ночное видение" дневных событий.
Очень спокойный, искренний на этот раз получился альбом у "Coldplay". Для меня самого было неожиданностью, что он будет крутиться в плеере не одну ночь, а целый месяц, и ещё какое-то время после — в моей голове. Но: это вовсе не тот "Coldplay", что мы слышали в начале 00-х. Нету здесь стремления вверх, на топ-строчки хит-парадов; нету и заимствований от других групп, включая "U2" или "Radiohead". Нету бешеной энергетики, которую ждут критики и оголтелые слушатели, готовые прыгать до потолка в любое время дня и ночи, или дёргать своё нутро замысловатыми переборами струн.
Здесь много философии, одиночества, отрешения, обращения внутрь себя самого. Совсем непопулярная нынче тема — обращаться внутрь себя. Гораздо интереснее мусолить события внешние, агрессивные, подлые. И — раздражаться от этого. Ведь всё противоречивое, что невозможно изменить, так или иначе, будет вызывать раздражение. А раздражением нынче и питается современный мир. Со всеми вытекающими... Вытекающими.
Так вот, в альбоме нет ничего "вытекающего". Есть только входящее. А дальше — распустье. Многословие. Неопределённость, где каждый волен решать сам за себя.
Известно, что дизайнеры муз.продукции, продюсеры и музыканты, чаще всего, находятся "на разных волнах"; но тут будто совпало — даже обложку группе придумали соответствующую. Вроде бы просто ангельские крылышки на фоне звёздного неба, но сотканные из множества деталей и подробностей, в которых отношения полов занимают первое место; а если издалека взглянуть — то будто бы две половинки сердца, раздробленного пополам...
Музыка такая есть: она и там, и здесь.
Если бы на протяжении целого десятилетия "Coldplay" не старались соткать собственное полотно звука, идей, самовыражения, то выход данного альбома можно было бы описать так: неизвестная группа из Великотибрании записала очень личную пластинку о любви, которую просто приятно слушать по ночам.
Там за окном, дождь, темнота и холод; и в комнате они — но согревающие души, застывшие дотла в обёртке сумрака, встречающего день...
Абстрагирование от ореола известности группы при восприятии музыки помогает больше всего. Предположим, это маленький коллективчик, играющий скромный гаражный рок и посвящающий свои творения любимой девушке/женщине. Неизвестные имена, лица, история... только рассеянный психоделический звук, умиротворяющая атмосфера, естественный и одновременно вдумчивый полёт фантазии, и полное отсутствие фальши в отношениях между вокалистом и командой, его окружающей. Лишь под конец — неожиданно фаталистичный EDM "A Sky Full of Stars", словно постскриптум всей истории, которая не должна заканчиваться на слишком минорной ноте... "Небо, полное звёзд". Звёздам нет предела. Следовательно, нет предела и "звёздным сочинениям". Умрёт одно — родится другое. Исчезнет — появится.
***
После прослушивания альбома я пытался обратиться к прежним творениям группы, включая самые хитовые и топовые... и не смог их толком даже воспринять. То ли сам позврослел. То ли этот пресловутый инфо-вакуум сказался. То ли сам Крис Мартин & Ко. преподнёс такой материал, который трудно сравнивать даже с его предыдущими изысками. Зрело, зрело... и созрело!..
Нет, альбом №6 — это совсем не тот "Coldplay", что был раньше, не тот звук, не то настроение. Но — в самом позитивном смысле. Фактически, Мартин является моим ровесником, и наверное, оттого именно сейчас я понимаю его творчество совсем не в таком ключе, как раньше. Человек не может вечно бежать, прыгать и удовлетворять толпу. Приходит время, когда имеет смысл сделать что-то для себя, от себя и даже о себе... и если есть возможность это допустить, то её нельзя упускать.
***
Самое отвратное, что мне пришлось испытать в связи с этим альбомом — отзывы "критиков". Как всегда, прежде чем писать свой собственный отзыв, я изучил другие. И отнюдь не испытал по этому поводу воодушевления, которое преследует меня до сих пор, пока я слушаю deluxe edition данного альбома (именно этот вариант пластинки я рекомендую для полноценного её восприятия; трек "Ghost Story", не представленный в "широкоформатном" релизе — ключ к пониманию, вообще, всего).
Оказалось, что современные критики, в принципе, жить не могут без обмусоливания "внешней оболочки" музыканта, на которую, подчас, принято вешать все веники несостоятельности. Последней стадией является онанизм личной жизни известных людей.
В случае с "Coldplay", оказывается, Крис Мартин + Гвинет Пэлтроу = Любовь. Была. Такая любовь была, что Мартин даже успел размножиться при помощи "оскароносной" блондинки двумя детишками. А к моменту написания данного LP любови настал капец. Причём непонятно, who did who, хотя могу предположить, что простак Крис не выдержал кошерного влияния Гвинет, которая, вероятно, по сей день не может отойти от того факта, что все люди смертны, включая её отца (а еврейские женщины до самой своей кончины не смогут отойти от смерти отца). Особенно тяжело Крису было в случае с крёстным отцом Гвинет, который в своё время снял "Челюсти", "Индиану Джонса", "Список Шиндлера", "Инопланетянина", "Парк юрского периода", "Поймай меня, если сможешь"... и даже осмелившийся слать личные письма Юлии Липницкой.
Если бы я был женщиной, не раз признававшейся "актрисой декады" по версии всяких американских журнальных обложек, то если бы моим мужем был высоченный небритый брит, в прошлом хоральный певчий, да и до сих пор выжимающий из своей гортани уникальный фальцет, — то меня, прежде всего, постоянно бы грызла 4-хлетняя разница в возрасте. Себя бы я считала королевной мамаш, а вот спутника своего услаждала бы непрекращающимся пением о своём превосходстве, праведности своих порядков, элитности своей родни, ну и ещё по мелочам всякой ерудной, например, вегетарианством и давидообразными диадемами над постелью.
Мартин сотоварищи, конечно, не миллионэр и не икона, и при наличии развивающегося мира вряд ли когда-то таковыми станут. Предположу, что Гвинет ему искренне нравилась, как женщина, хотя, ещё раз предположу, с женщинами у него проблем никогда не было и быть не может. Но разрыв отношений не мог сказаться на творчестве; с другой стороны... любое душевное переживание прямиком сказывается на (положительном) качестве произведения. И тут, как бы цинично это ни звучало, Мартину подфартило!.. Получилось-таки записать песни, которые трогают, дёргают душевные нити и других слушателей, несмотря на то, что те самолично с Пэлтроу сексом не занимались.
Несчастье открывает новую дверь.
И если уж, благодаря критикам, пришлось мне углубиться в дебри личной жизни вокалиста "Coldplay", которая мне всегда была безразлична, в отличие от музыки... подытожу так: режиссёры снимают кино, в котором снимаются актрисы, и этот процесс можно наблюдать, но никак не повторить; а музыканты пишут песни, которые можно запросто воспроизвести в компании незнакомых людей, сыграв их под примитивнейший гитарный акомпанемент... И песни эти живут гораздо дольше, чем киноплёнка либо лопухи на ужин.
Случай с "Ghost Stories", для меня лично, именно такой. Просто. Доходчиво. Искренне. Наивно. Тонко. Медленно. Очень медленно, не торопясь, словно уже понята жизнь... И, тем временем — зелено.
Упало, пропало, взошло. Без пафоса. Очень редкое явление на современной музыкальной арене.
Обалденно.
Думаю, немногие поймут. Быть честным в наше время — немодно. А "Coldplay" — молодцы. Отчаянные ребята, которые вдруг поняли, что в этой жизни нужно позволять себе вещи, которые многие "звёзды" никогда не смогут себе позволить. Саунд: Вселенная в ладошках Ключевые композиции: все Рекомендуется: в качестве полуночной терапии для истерзанных душ
31 июля 2014 04:23 · Дмитрий 12 сентября 2014 16:23 ·
См.также:
|
Несколько минут назад наблюдал странную картину. В плейере загружен Колд-плей, на столе лежит белый конверт, нагруженный чеками из магазинов. На краешке конверта под неоновой лампой появляется маленькая зеленая мошка, вытянутая вдоль туловища по форме. Она начинает дергаться и прыгать по конверту вдоль чеков в такт ритму музыки. Я вхожу с ней в контакт, она успокаивается. Каждый последующий фрагмент музыки направляет движение насекомого. Оно исследует чек за чеком и как будто что-то слизывает с них. При звуках "Миднайт" оно пытается скрыться в тени чеков, порождаемой лампой сверху. Мне понравились его движения; я пытаюсь вызвать его обратно, но на самых пиках оно исчезло. Вдруг появляется другая мошка, маленькая, черная, другой породы. Она перебегает с края чека на другой его край и исчезает. Из-под груды чеков вылезает моя зеленая мошка. Оказывается, у нее тоже есть крылья. Сделав пару взмахов ими, она прыгает вниз со стола.
A Sky Full of Stars.