частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♫ старт ♫ музобоз ♫ эссе ♫ кино ♫ неблог ♫ форум ♫ поиск: внутри / снаружи ♫ нашлось |
|
Этот альбом — монумент намедни минувшей эпохе: образцово-показательный немецкий электронный продукт с коммерческим звучанием, экстракт техно-трэнс-движения Германии 90-х. Хрестоматийный пример того, как можно и нужно продюсировать трэнс-альбомы, при этом отклоняясь от рамок стиля и доведя до блеска мастерство сэмплирования. Концептуальное совершенство закреплено в концовке заключительного трека, реверсивно отзеркаливающей начало вступительного.
DJ Tomсraft в миру — Thomas Brückner. Родом из Мюнхена, невысок ростом, брит головой и лукав глазами. Особая примета — вытатуированный на затылке штрих-код с инициалами псевдонима «Т»—«С» и датой рождения: 12.06.75. Дизайн вкладыша альбома целиком собран из фотосета
Но вот что более занимательно: подлинным автором всех треков (кроме «Versus») и продюсером альбома является Robert Bormann, также известный как Eniac. Он познакомился с Томкрафтом в 1996-м году, а затем практически стал его тенью, хотя тот продолжал сотрудничать и с другими продюсерами. Однако с 90-х годов подобное, — когда музыка заявленному артисту-электронщику не принадлежит, являясь плодом стараний закулисных «инженеров», — уже не было редкостью. Всё как и в классическом шоу-бизнесе: звезда выступает под овации зрителей, а продюсер колдует в тылу.
Неисключено, что именно поэтому альбому был предначертан удачный гороскоп из сошедшихся в нём двенадцати «звёзд»-синглов, в качестве которых вышли почти все композиции из представленных: начиная с «Viva» (1995) и заканчивая «Great Stuff» (2003). Но и тут всё не просто так: часть треков была переработана в альбомный формат и существенно отличается от сингл-версий. Однако своей идентичности при этом ни один из них не потерял. У каждого есть своя «фишка» с глубоко растущими историческими корнями.
На общем фоне заметно выделяется песня «Great Stuff»: «отличный материал» смахивает на индастриал-пародию с прилагающимся смехом, но пару строчек «вокалист» из себя таки выдавливает; в своё время я неустанно задавался вопросом, про какой «велосипед» он там орёт… «Viva» — так назывался немецкий музыкальный канал, который вещал на всю Европу с 1993 года и канул в 2018-м, уступив более мажорному MTV. Название трека «25:17» отсылает к библейскому стиху из книги ветхозаветного пророка Иезекииля (глава 25: стих 17). Этот стих в своей неподражаемой манере зачитывает Сэмюэл Л. Джексон в фильме «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, откуда и взят сэмпл. Песня «Bipap-Song» единственная не вышла сама по себе, но и она достаточно хитовая Начало её сложено из рандомных звуковых отрывков, имитируя хаотичное переключение ТВ-каналов, среди которых можно расслышать возглас «Tomcraft!». «Powerplant» стал саундтреком к фильму «Rave Macbeth» (2001), в котором диджей сыграл камео. «The Mission» любопытен тем, как девичий голос томно дышит сквозь пустоту невесомости и контрастирует с мощным бум-басом по периметру. Заключительный «All I Got» — эталон вдумчивого кропотливого сэмплирования. Голоса, фразы из различных источников, стоны, крики и шёпот нанизаны на технобит, как мясо на шампур, и создают собственный слой грува параллельно музыке. Звучит превосходно, отличная закрывашка для альбома и структурно один из интереснейших треков в истории танцевального трэнса.
Самой интригующей является история вокруг композиции «Prosac». Версии для сингла и альбома отличаются диаметрально: если в первом случае некая Vivian рассказывает о побочных эффектах приёма антидепрессанта «Прозак», то в альбомном варианте царит безмятежность под крики чаек с видом на морской закат. Всё как в жизни: препарат обзавёлся дурной славой в США из-за случаев агрессивного поведения и самоубийств, но при этом не утратил доступности и популярности.
Но самое поразительное вот что: на сингл-версию «Prosac» был снят клип, где Томкрафт в роли главы американской делегации посещает с официальным визитом… Украину! Встречающие «пионеры» машут украинскими и американскими флажками, «делегат» толкает речь с трибуны, передвигается в кортеже, выпивает стопочку с главврачом местной больнички и фоткается на открытии мемориала «Дружби народів» возле киевской Родины-матери. По ходу сюжета выясняется, что вышеупомянутые события пролетают в виде флешбэков внутри чьей-то сильно знакомой бритой черепушки… и тут ГГ, точнее TC, …, да в общем, DJ внезапно впадает в ярость и разносит гостиничный номер в пух и прах. После чего ложится в наполненную ванну отдохнуть, а перепуганной горничной кажется, что пациент «слился» окончательно.
Удивляет, насколько клип местами оказался пророческим… Но есть в нём и мораль: не глотайте что попало да сидите дома со своей демократией.
Хотя чему удивляться: продюсер Eniac — сам образчик прозорливого расчёта. Псевдоним свой он не с забора срисовал: в 1940-х годах аббревиатурой ENIAC («Electronic Numerical Integrator and Computer») называли первый цифровой вычислитель, прообраз современных компьютеров и дата-центров. ЭНИАК изначально проектировался для расчётов баллистических таблиц (на тот момент Вторая Мировая была в самом разгаре), и являлся секретной армейской разработкой вновь этих самых США. Любопытно, что первыми программистами чудо-махины были женщины. Почему мужчинам-программистам не доверяли это дело — загадка.
И с этим альбомом всё так же: жанр вроде бы не подразумевает аллюзий, но каким же непростым и загадочным его тут сделали эти «человеко-машины»!
13 мая 2024 17:26 · Quanthe 14 мая 2024 20:46 ·
|
Соглашусь с первым абзацем обзора — действительно, альбом такой. Не знаю, "самый-самый" ли он в этом жанре, но авторы именно поп-трэнса на подобных нюансах заморачиваются редко. А нюансов тут много, некоторые только в наушниках можно рассмотреть.
Долго не мог понять, что именно напоминает основная партия из "Viva" и сама структура бита, — а ведь это чем-то сильно похоже на "Smack My Bitch Up" Пролежней. Вижу, что оригинал выпущен в 1995 году, — не знаю, такая ли же эта версия, как на альбоме, но совпадение занимательное.
С речевыми сэмплами работа достойная проведена. В "25:17" не просто цитата из Тарантино — "вокал" Джексона прям тонально вписан в общую музыкальную канву. А Bipap-песня мне сразу приглянулась больше всех. Прикольно сделано во всех смыслах, из "той" эпохи сразу почему-то вспомнились Scatman John и Crazy Frog.
В общем, "пять звёзд" у этой ретроспективы заслуженные!