частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♪ старт ♪ музобоз ♪ эссе ♪ кино ♪ неблог ♪ форум ♪ поиск: внутри / снаружи ♪ нашлось |
|
«Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны», — выдал когда-то Артур Кларк, легендарный британский футуролог-беллетрист. NASA решила проверить, насколько всё плохо, и в августе 1977-го года запустила в космос парочку дублирующих друг друга космических шпионов под названиями «Voyager» («Путешественник»), снаружи прикрепив к ним ПОСЛАНИЕ для внеземной цивилизации. Это чтоб сразу все в космосе его увидели и бросились изучать.
Оно имело вид позолоченной грамофонной пластинки с фрезеровкой под 16 и 2/3 оборотов в минуту с записями того, что, по мнению авторов, всеобъемлюще описывало цивилизацию Земли. Этакая антология звучания человечества и его разнообразия, как бы ужавшая в себя весь музгений человечества. На пластинке присутствовали не только аудио-записи, но и зашифрованные посредством звуковых волн изображения и символы. А также прилагались инструкция по воспроизведению и картридж с иглой.
Всего было нарезано то ли 8, то ли 11 экземпляров этого космического сувенира, являющегося с той поры притчей во языцех среди коллекционеров и меломанов.
В 2016-м году David Pescovitz, один из редакторов веб-издания Boing Boing, открыл сбор пожертвований на Кикстартере с целью переиздать записи «Вояджеров» на обычных звуконосителях. Средства на реализацию проекта были очень быстро собраны: более 10 тыс. человек внесли около 1 млн. 300 тыс. долларов, то есть каждый — примерно 125$. Выгодное вложение, учитывая, что нынче оригинальное издание в приличном виде может стоить в десятки раз больше.
Впрочем, расставаться именно с версией для доноров Кикстартера вряд ли кто-то спешит. Для них на лейбле Ozra Records, созданном специально к юбилейному, в честь 40-летия запуска аппаратов и пластинки в космос переизданию, был отпечатан эксклюзивный винил с тиснениями из позолоченной фольги. На одном из примеров распаковки можно наблюдать, как счастливый обладатель издания одной рукой вскрывает конверты, а другой — слёзы вытирает. Добавляя, что эти пластинки никогда не лягут на слипмат проигрывателя (специальный слипмат тоже поставлялся в комплекте), а чтобы послушать содержимое, он скачает цифру. Земные коллекционеры — они такие.
Как и для чего покупать пластинку, если её не слушать? Любоваться ей? Перепродать впоследствии, чтобы оплатить медицинские услуги или похороны? Это кощунство. Любая запись издаётся для того, чтобы её слушали.
Вот и мне довелось послушать. Увы, не пластинку — лишь «цифру». Узнал я про неё спустя почти полвека с момента её запуска в космос. Этому сборнику столько же лет, сколько мне! А «Вояджеры» с тех пор вообще улетели на хулиард лет от Земли. Световых. Сомневаюсь, что кому-либо нынче известны их точные координаты, да и сам факт целости и невредимости.
Звукозаписи, тем временем, отлично сохранились. И для широкой публики стали доступны в чём-то благодаря переизданию на компакт-дисках. Нынче их рипы можно найти на любом торренте в наилучшем качестве.
Вступительное обращение на пластинке принадлежит Курту Вальдхайму, тогдашнему генсеку ООН, — организации, которая в наше время подутратила всякий смысл. То есть, сразу понятно, что нынешняя ценность компиляции для самих землян — уже под сомнением. «Мы выходим из нашей Солнечной системы во Вселенную, в поисках лишь мира и дружбы, чтобы учить, если к нам обратятся за этим, и учиться, если нам повезет», — говорит Курт. Да-да, мир-дружба-учиться. На своих ошибках научились, друг с другом подружились. Это так очевидно.
Далее можно прослушать приветствия на 55 самых распространённых в мире языках. Вымирающих прибалтийских наречий среди них, конечно, нет. На русском есть, хоть и совсем коротко, зато на 16-й секунде — «Здравствуйте! Приветствую вас!» Так же коротко и на иврите (в одно слово — догадайтесь, какое), немецком и французском. Зато — очень длинно и подробно на какой-то заморской тарабарщине (йахи таи хуя ннаур аканоизоид), включая мёртвый латинский. Что, неэтично так обзывать незнакомый язык? Схуяли это неэтично — инопланетяне ж также нихрена в этом бормотании не разберут! Со стороны того, кто не понимает эти языки, абсолютно всё выглядит как невнятное бубнилово.
О самом содержании «приветствий» — господи, как можно оценить пожелание «счастья, здоровья и долголетия» от тех, кто на протяжении своей истории не вылезает из кровопролитных войн и междоусобиц? Казалось бы, в наше время человек достиг высочайшей стадии для возможностей саморазвития. Но при этом он не перестал отказываться от глубинного желания перерезать глотку своему соседу.
В третьем треке — вновь какие-то речёвки. Это для кого записывали, ку-ку?.. Тут я уже устал вслушиваться. Даже дремать начал. И вдруг внезапно — жужуххх! Всё закричало так, будто какое-то животное предсмертные стоны издаёт. Но это оказался не очередной генсек, а песни китов. Странновато смиксовали. Уж если речь о происхождении видов, то дельфины бы больше подошли.
Но это ещё не апофеоз миксовки. Он в следующем треке — «Звуки Земли». Двенадцать с хвостиком минут что-то тревожно звенит, натужно кряхтит, протяжно рушится, громогласно бахает, тучно крякает, пустынно шуршит, подозрительно звенит, сипит, квакает и булькает, предупредительно ухает, злобно рычит, мычит и лает, заунывно вопит, жалобно блеет; гудит, трещит и стрекочет. Всё вместе похоже на эпилептичный experimental environmental ambient, и венчает его плач младенца, который, отмечу как отец, совсем никакой радости в этот мир не приносит.
Далее в программе нашинкован в эту золотую тарелочку оливье из традиционной инструментальной музыки со всего мира, песнопений различных этносов, фолка, классики и приправлен капелькой блюза и рок-н-ролла. В последнем составители сборника не обошлись без твёрдого убеждения, что такие их земляки, как Слепой Вилли Джонсон, Чак Берри и Луи Армстронг причисляемы к достояниям всей планеты. Возможно, они здесь лишь потому, чтобы не было упрёков в расизме, — а то куда ж в космос и без негров!..
Наиболее интересными являются записи, отсылающие к временам до нашей эры. Например, трек, обозначенный «Barnumbirr (Morning Star) and Moikoi Song», состоит из игры на диджериду и горлового пения австралийских аборигенов йолнгу, причисляемых к древнейшим племенам на Земле, сохранившихся по сей день. Возможно, их предки такими же звуками оформляли погребальные церемонии, поклоняясь небесному перемещению Венеры и отправляя в Млечный путь души умерших. А структура композиции «Liu Shui (Flowing Streams)», исполненной на цисяньцине, вероятно, предшествует Пифагору и относится ко временам Гомера. Хотя по-простому, это что-то древне-китайское. Очень древне.
А из классики вот, например, Симфония №5 Бетховена. Кто ж из нас не знает эти четыре такта! Это наше всё, особенно перед тем, как накостылять кому-нибудь по шее. Вот одна из прелюдий и фуг «Хорошо темперированного клавира» Баха. Один лишь Гленн Гульд мог вдохнуть жизнь в эту математически-механическую партитуру, чтобы в наше время какая-нибудь барышня, посасывая вейп и развалясь в гамаке, могла бы монотонно покачиваться, представляя себя королевской особой, отрубающей голову придворному композитору. А вот фрагмент «Весны священной» Стравинского: кажется, ею вдохновлялся Бернард Херрманн, когда писал звуковое оформление для хичкоковского «Психо».
Каждую запись, здесь представленную, можно рассматривать под микроскопом, изучая насыщенную историю, скрывающуюся за ней. Внушительная часть этих историй изложена в книге «Гул Земли: Межзвездная запись »Вояджера«», которую написал Карл Саган, главный составитель этой капсулы времени.
Но это может быть интересно только землянам, да и то лишь тем, кто увлекается историческими заплывами и может в американский английский, ибо информация о записи на других языках либо представлена в заметно меньшем объёме, либо противоречива.
А как же сами представители других цивилизаций, которые гипотетически обнаружат эти записи и для которых отослан этот условно планетарный саундтрек? Смогут ли они в процесс воспроизведения?
Если на другом краю Вселенной и существует развитая цивилизация, то она может отличаться от земной настолько, что это невозможно представить. Также для неё могут быть недоступны земные образы и знания, или то, что мы называем наукой. У них кардинально может отличаться представление о том, что такое форма и цвет — как понятия, они вовсе могут отсутствовать. Человечество рисует непознанную космическую жизнь на основе того, что видит и понимает здесь, на Земле. И враги, и друзья представляются одинаково знакомыми, или комбинацией того, что знакомо именно нам. Фантазия не может выпрыгнуть за забор из компонентов окружающей среды.
И всё так же может обстоять у инопланетян, выловивших из космоса земную бандероль, заведомо их поставившую в безусловное множество условностей. Например, с предположением, что они могут слышать звук. А это далеко не факт. Что если у получателя нет атмосферы в нашем понимании? Значит, и звуковых волн нет. А если они есть, но плотность совсем другая? Или если глаз у них нет. И вообще, световые волны и преломления им неизвестны, т.к. на их планете все общаются и опознают окружающее посредством какого-нибудь инфракрасного излучения. Это тоже с условием, что они живут на планете, а не в какой-нибудь пыли или дыре. И понятия о письменности у них нет, о математике и геометрии тоже. Вообще, шанс на то, что где-то попадётся сущность, схожая по физиологии с человекоподобным — он атомно минимален.
Но предположим, что сущности эти похожи на сапиенсов, разобрались в загадочных символах и добились извлечения звука. Что подумают они, услышав ЭТО? Как они это воспримут?
Э! — скажут инопланетяне. Да отсюда несет агрессией, трагедией и болью так, что шифер у нас потёк. Давайте-ка мы рассмотрим ими же нарисованные чертежи и узнаем, в каких кустах засела эта двуногая гнусь. И на всякий случай бомбанём по этой планетке гибридным радиационно-световым пучком. А золотой диск пустим на переплавку шариковых ручек. Так-то вот. Было у нас единственное свидетельство существования земной расы — и сплыло.
И не станет расы, с тех пор как в ней завелись пидорасы.
Так что, мне кажется, возня с этим аудиосборником — вброс во Вселенную чисто «на авось», а по большей части — образец американского профита. В прошлом году на Сотбисе мастер-тэйпы Сагана продали за умопомрачительные суммы с пятью нулями. А по содержимому — это лишь субъективно авторская подборка. Причём составленная с очевидным креном в невроз. Хотя человечество такое и есть — издёрганное непрестанными конвульсиями работы мозга, — но полагаю, у других авторов для других спутников, тем более в наше время, эта подборка была бы уже совсем другой.
В космос на большие расстояния нужно бы запускать не технологические достижения, а самого человека, необязательно живого. Илон Маск запускал вон свою электротелегу по приколу — так нашли бы донора и посадили в неё труп. Можно даже без скафандра. А что с ним станет? В космосе вакуум. Окислять клетки нечему. Зато как бы он пригодился внеземной цивилизации! Для препарирования и всяких опытов. Может, они бы даже запечатали его в саркофаг и сотворили из него религиозный культ.
Но это только в том случае, если бы они оказались на всю голову отбитые. Надеюсь, цивилизация по ту сторону Вселенной обладает всё-таки качественно иным разумом.
|