Этот фильм Джеймса Кэмерона я смотрел так давно, что и забыл уже, что его смотрел. А на днях тут пересмотрел режиссёрскую версию и всё вспомнил. Особенно то, что много было в нём непонятностей и смазанным показался финал. Так вот, в
режиссёрской версии (продолжительностью около 2-х часов 50-ти минут) всё разложено как надо, и концовка — буквально бомбическая, очень актуальная и по сей день. Смотреть нужно именно её.
Да, этот фильм тоже длится почти три часа, как и последний
кэмероновский видеокомикс. Но это совсем другие три часа. Несмотря на то, что фильм получил "Оскара" за спецэффекты, их здесь не очень много, а те, что есть, созданы с большим количеством подсобного материала и минимумом компьютерной графики, которой на тот момент времени ещё и не было. Так что по сей день они смотрятся очень аутентично и натурально.
Большая часть сцен реально снята под водой, и полагаю, именно с этого фильма началась подготовка к "водной" версии "Аватара", уж очень много параллелей с ней можно провести по части подводных съёмок.
Но только не по сюжету, который здесь, действительно, есть. И не по части персонажей, которые здесь, действительно, живые люди. И не по глобальному месседжу, заложенному в фильм, которого у "Аватара" нет и в помине. А здесь он действителен.
И ещё здесь есть фанатичная любовь режиссёра к технологическим деталям, специально построенные для фильма механизмы и декорации, маленький миленький белый крысёныш и великолепная игра молодого харизматичного Эда Харриса.
Фильм — не самый известный в биографии Кэмерона и с трудом окупивший затраты на него, но его обязательно нужно посмотреть. Это фантастика другого уровня, буквально — более глубокого, с медитативно-философским развитием событий, со своим особым посылом. Не припоминаю такого уровня фильмов в подобном жанре вообще. С таким подходом не снимает уже и сам Кэмерон, увы.