"Ну вот, опять беспросветная хтонь, постылая жизнь русского бедного народа, пьянство, воровство, бандитизм, депрессия, чернуха, безысходность, грязь..." — такие примерно отзывы можно почитать об этом фильме. Меня поначалу и самого не покидало ощущение, будто это снял Быков или даже Балабанов, да пусть даже и Звягинцев, хотя гламура Звягинцева тут ровно ноль.

Однако фильм намного глубже и самобытнее, чем может показаться. Начинается с той самой песни Цоя, на которой всё у него закончилось, заканчивается ею же, и понятно, что ничего особо хорошего в конце не будет. Но где-то на середине фильма меня "щёлнуло", и я вдруг понял,
чем именно всё закончится. Понял по сверхъестественной игре молодого актёра Макара Хлебникова. Если уж и давать "Оскар" фильму с участием Юры Борисова, то не "
Аноре", а именно этому. Причём не Юре, а Макару. Он великолепен.

Борисов тут выступает в одном из своих немногочисленных актёрских амплуа, и мне сразу вспомнилась отсылка к "Сталкеру" Тарковского.
Блаженный неуклюжий "вечный арестант", смертник. Отсылки тут ещё и библейские. Про двух братьев из Ветхого завета, только свои жертвы они приносят вовсе не в угоду Богу. Казалось бы и завязка слишком затянута, прежде чем начнётся "якутский Тарантино", но режиссёр как бы смакует каждый кадр: полюбуйтесь, как мы актёров подобрали, они же реально друг на друга похожи, точно родственники... и пока эти отсылки громоздятся в голове, вдруг вырисовывается общая картина: это абсолютное чёткое кино в жанре "road movie", только экстремально необычное, с размахом, с видами неисследованной, неизвестной России...
Несмотря на очевидную предсказуемость сюжета и его психоделичную мрачность, я всё равно посмотрел фильм, не отрываясь от и до, и полагаю, на данный момент это один из лучших российских жанровых триллеров не только в этом году, но и вообще. Не зря компания GroupStitch уже
приобрела права на прокат фильма за пределами России, а также на его англоязычный римейк.