частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♩ музобоз ♩ эссе ♩ кино ♩ неблог ♩ форум ♩ поиск: внутри / снаружи ♩ нашлось |
|
История с этим альбомом весьма замечательная. И поучительная. Долгое время — да, думается, и поныне — этот альбом считали ничем иным, как малоизвестной работой трипхоповой команды PORTISHEAD под названием PEARL. Всему виной умелые русские пираты. Они взяли альбом никому не известной лондонской команды, вокальная часть работы которой была весьма похожа на голос солистки Portishead, наклеили на него "обложку" и стали спокойно сбывать на стороне. Фанаты Portishead, конечно, клюнули. Даже многие музыкальные критики (!) с восторгом принялись обсуждать "неизвестное творение Portishead", находить в нем новые нотки и даже кое-где сравнивать с предыдущими работами. У меня это все сейчас, по крайней мере, вызывает легкую улыбку. С кем не бывает... Признаться, и я сам долгое время пребывал в неведении, пока не наткнулся на надпись на сайте самих Portishead: "WARNING! To avoid disappointment please be aware that there is in circulation a Russian orginated album entitled "Pearl" by Portishead. This is NOT a Portishead record and is not in anyway endorsed by us or our authorised representatives." Т.е. не попадайтесь на удочку, мы здесь ни при чем. И на самом деле, альбом имеет мало общего с творчеством Portishead — голос вокалистки Николы Хичкок (Nicola Hitchcock) существенно отличается от голоса Бетт Гиббонс, мне он, скорее, напомнил вокал непрокуренной Мадонны. Зато имеет много общего с очень хорошими альбомами в стиле trip hop, на ниве которого трудятся все те же Portishead, а также Morcheeba, Massive Attack и проч. В составе группы всего двое человек — уже упомянутая Никола и аранжировщик и музыкант Saul Freeman, нашедший свою визави по объявлению в анлийской газете. Стандартный набор для команды, делающей романтическую, легкую, проникновенную музыку — вспомните Everything But The Girl, даже "Гостей из будущего", наконец, — и это их очень удачный дебютный альбом. "Не хочется делать такую музыку, при прослушивании которой человек чувствовал бы себя неважно", — говорит Саул. Его работа полностью подтверждает эти слова. "Empathy" — музыка органичная и легкая, а вокал Николы временами напоминает голосок ангела. Поневоле начнешь удобнее располагаться, закроешь глаза и погрузишься в удивительный мир чувств... Это очень простая, но одновременно эмоциональная и глубокая музыка, записанная не за один час. Безусловными фаворитами альбома являются заглавная вещь "This Life" и вышедшая в качестве сингла композиция "Beautiful". В работе над альбомом музыканты создали свою библиотеку оригинальных звуков, из которых были созданы ритмы и паттерны. Это тем более придает работе своеобразный шарм и неповторимость. А вот один из ярких примеров того, как именитые музыкологи облажались на пиратском релизе. Думал в два счета написать разгромную рецензию — настолько не понравился альбом, прослушанный более два месяца назад. Тогда послушал, слегка удивился и убрал диск с глаз долой. "Не PORTISHEAD", — категорично заявил себе и забыл о существовании пластинки "PEARL", храня в душе теплые воспоминания о "DUMMY" (1994) и "PORTISHEAD" (1997). Отметил, что звук британского трио стал плоским, Джефф Бэрроу прекратил завораживающие эксперименты с аналоговым звучанием, из-за чего пропал шансонный шарм голоса Гиббонс. В общем, стопроцентный провал. Однако, взяв в руки пишущий предмет, осознал, что ничего конкретного о "PEARL" сказать не могу. Поэтому полез рыться в домашней фонотеке, нашел пластинку и приготовился к еще одному часу разочарований. Но… то ли второй раз звезды стали не так, то ли я слушал более внимательно, то ли магическое слово PORTISHEAD умело изменил ход моих мыслей — разгрома не выйдет. И я понял , почему все так, а не иначе. Да, PORTISHEAD изменились и отнюдь не в худшую сторону. Они просто выросли и повзрослели — экспериментаторство вкупе с новаторством стало никчемным. В принципе можно теперь десятилетиями сновать сквозь месяцы кропотливой работы "вчера", чтобы "завтра", а тем паче "сегодня", было доступно и понятно большому количеству слушателей. Каждому из нас свойственно с годами становиться проще и выражать свои мысли менее витиевато, чем это было в молодые годы. С PORTISHEAD то же самое. В PEARL они именно просты, без притянутого за уши налета культовости и какой-то замогильной прелести, которыми дышали их первые альбомы. Беспредельной тоске отказано в единоличном правлении. Бетт Гиббонс стала нежнее, поет она теперь ласково и душевно. Удивительно, что за какие-то пару лет поменялась музыкальная философия группы — испытание славой, наверное, сильно пообломало крылья, заставило взглянуть на окружающее по-другому, научило любить именно тот момент, в котором живем, и любить тех, кто рядом. Хотя, может, это мое впечатление ложно, и "PEARL" — ложь во спасение миру-жемчужине. YOU KNOW, YOU'RE BEAUTIFUL. Ирония? Сарказм? Негодование? Скрытая угроза? Бетт мастерица драпировать свои мысли так, чтобы ни одна душа извне не догадалась о том, что скрыто за обыденными словами. Музыка стала легкой и не столь замысловатой, пассажи второго альбома остались в стороне — и теперь ясно, что так и должно быть. "PEARL" на самом деле не жемчужина, а паутина — тронь в одном месте, дрогнет в другом. Воздушно, прозрачно, растянуто до бесконечности (в хорошем смысле) во времени и пространстве, и, черт возьми, весьма обаятельно! Нынешняя музыка PORTISHEAD, при всем отсутствии эксперимента, — большой эксперимент. Они ушли от того, что после "DUMMY" и первых релизов MASSIVE ATTACK и TRICKY получило название трип-хоп, и идут к чему-то новому, что пока еще может быть названо easy trip-hop, но скоро перестанет быть таковым. "PEARL", как это и случается с альбомами переходного периода, классикой станет вряд ли, но на достойное место в ряду трип-хоповых альбомов 99 года претендует без сомнения, тем более что сногшибательных, головокружительных работ не было вовсе... Виктор Бабков: "Новое радио — 106,0"
|