частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♯ старт ♯ музобоз ♯ эссе ♯ кино ♯ неблог ♯ форум ♯ поиск: внутри / снаружи ♯ нашлось |
|
Иногда у меня складывается впечатление, будто все "звезды" латвийской электроники, мерцающие если не на вселенском, то хотя бы латвийском подпольном небосклоне, так или иначе связаны с проектом Yaputhma Sound System, и кроме него, ничего я-путного в Латвии пока что никто придумать не смог. Зато любая причастность к узкому кругу музыкантов, выплеснувшихся из котла YaSoSy, автоматически переводит в ранг "супер-звезды". Зачастую, правда, такой звезды, о которой, кроме участников этого элитарного музыкального клуба, никто больше не подозревает.
Вот и Мартиньш Страутиньш, он же Martinez Gonzalez, оказывается, начал свой индивидуальный творческий путь с 1999-го года,
У меня есть предположение, что для Мартиньша именно такого рода поджог и является жизненной необходимостью. Все остальное — слава, популярность, деньги, творческая стабильность — не имеют особого значения. Везде пишут, что он много диджеит, даже пишет музыку к фильмам. Где диджеит? К каким фильмам? Я ни разу этого не слышал и не видел. Хотя мир тесный тут. Странно.
Вот и выбор заурядного, неузнаваемого псевдонима играет свою не очень приятную роль. Мало кто знает, что "Гонзалез" — это производное от "Гонзо", наверное, так междусобойно называют Мартиньша в его "клубе". Зато всем известно, что на планете существует тьма других Гонзалезов: тут вам и гитарист, и ученый, и кинорежиссер. И вообще, каждый второй, наверное, кто в Испании или Мексике живет. Я бы не сказал, что подобная путаница идет на пользу музыканту и в частности, восприятию его музыки.
Когда я впервые познакомился с ней на вечеринке "Intelligent Debosch" в клубе "Space:Garage", был немного разочарован, ибо ожидал чего-то более запоминающегося и яркого. Может быть, как раз потому, что я подумал о "другом" Гонзалезе. "Гонзо" оказался с виду удрученным парнем, изредка проявлявшим эмоцию в растянутой улыбке и совсем нечеловеческом смехе, возникавшем будто не там, где стоило бы смеяться. Играл он что-то из разряда того, подо что можно потереться, время от времени поддувая в губную гармошку. Вечеринка вызвала много откликов со стороны посетителей — наутро я узнал, что вокруг было много геев, которые приставали к молодым людям, а у Гонзо, оказывается, что-то не ладилось с техникой, и его выступление многие окрестили "косячным".
Мне лично его выступление показалось постноватым и безыдейным, и ничем не запомнилось.
А буквально через неделю, в кафе "Dirty Deal", состоялась презентация первого за более чем десять лет сольного альбома Страутиньша. Поговаривают, что в его рабочих закромах за это время скопилось множество треков, которые и решили задействовать при непосредственном участии московского лейбла "Lagunamuch Community". Однако каким образом данный лейбл подписался на релиз, мягко скажем, неформатного для них диска, осталось за кадром.
Действие происходило 8-го марта, в международный женский день, который в Латвии на гос. уровне по-прежнему не отмечают, но тем не менее, Мартиньш заботливо подарил немногочисленным девушкам тюльпаны, тем самым попытавшись абстрагироваться от темы геев. А затем начал свое выступление, которое оказалось еще более странным, чем в "Space:Garage". Это была ритмичная музыка, под которую сложно танцевать, и было в ней нечто возмутительное, что мешало думать в выбранном направлении. В результате все танцующие постепенно разбрелись, а глумящиеся на думках быстро устали. Приобрести диск тоже оказалось проблемой: ребята из "Dirty Deal", обладающие эксклюзивным правом его распространения в Латвии, не приложили никаких усилий для того, чтобы его распространять. Сам Gonzalez лишь пробубнил по этому поводу что-то трудно различимое в микрофон, а потом начал смеяться. Все тем же странным, трудно перевариваемым со стороны смехом. Распространение диска было похоже на одну из его странных шуток. В итоге диск удалось достать, только связавшись напрямую с Lagunamuch.
После прохода через подобные тернии, в попытке узнать, кто же, в конце-то концов, такой этот Martinez Gonzalez, я уже немного подрастерял к нему интерес. А после прослушивания диска и вовсе запутался. Слушал я его не раз и не два, а очень много раз. Очень. Но не потому, что это классика нового тысячелетия, а оттого, что я все время пытался "зацепиться" за интересную тему, но так и не смог. Так и не понял, чем же подогревается интерес к его музыке. Зачем на обложке изображен долгоигравший изобретатель LSD Альберт Хоффман, проводящий эксперименты с детьми, тоже не разобрался: музыка явно не из разряда эмоциональных открытий либо влохновений, совсем не из класса музыки под LSD, экспериментов никаких. При чем тут "Черепица", как переводится заголовок альбома с латышского? "Черепица — это ты сам, на крыше, смотрящий в небо", как утверждается в аскетичном развороте обложки, на обороте которой — все тот же Хоффман в черно-белом отражении плана "найди десять отличий". Притянуто за уши как-то.
С технической точки зрения все правильно сделано, конечно: много "клубной" синтетики в духе фирменных немецких лейблов, каждый сэмпл буквально выгравирован на фоне остальных. Саунд кристалльно чистый, 100% синтетическое происхождение подкрепляется импровизациями на клавишных и прочими "живыми" элементами — например, в композиции "Утро или ночь" без обиняков использована "полевая" запись Мартиньша на диктофон. "Просыпаются эти... как их... просыпаются setnieki" — бормочет он, пока из колонок струится пение птиц и стрекотание насекомых. "Setnieki" — это дворники. В другой композиции, "Omen (What You Did)", встречаем даже вокальные партии автора. Не зря в хоре пел. Ну а в треке "Padomaa" находим завуалированный message автора; этот же трек я бы назвал одним из самых выдающихся на альбоме.
Но... все мы привыкли, что клубно-танцевальная композиция развивается постепенно, от простого к сложному, и должна длиться продолжительный отрезок времени, чтобы зацикленностью произвести на слушателя должный эффект. На альбоме Гонзалеза подобным "законченным" треком можно считать только вступительный "Dubish". Там все получилось очень органичным, мелодичным и запоминающимся. Если бы альбом состоял из треков десяти подобной направленности и отточенности, его можно было бы ставить на пьедестал электроники. Причем не только узкого латвийского масштаба.
А на альбоме-то представлено аж 17 треков, и из них только четыре длятся по четыре с лишним минуты, пять — три с лишним, остальные — меньше трех минут. А то и двух. Мне сразу вспомнился тот самый подожженный фитиль... Я и сам знаком с парочкой музыкантов, все творчество которых сводится к приступу вдохновения, не позволяющему работать над композицией более суток. Что нашло, то и получилось. Больше нет сил возвратиться к этому. А ведь в умении довести дело до конца зачастую и заключается формула успеха. В этом плане Гонзе повезло: хотя бы что-то из его тайных набросков удалось собрать на одном диске, объединив общей, хотя и слабо прощупываемой идеей.
Тут можно было бы отвертеться концепцией: Gonzalez принципиально не увлекается продолжительными композициями. Метод работы у него такой, не больше трех минут чтоб все было. Быстро начинаем, быстро сворачиваем, и все перескакивает в бешеном ритме с одного на другое. Но над подобным, чтобы это срывало крышу, надо еще больше работать, чем над "кардинальным" звукомонтажом. Тут все-таки, как мне кажется, мы имеем дело с определенно выраженной незавершенностью.
Но это все претензии к формату, а вот претензий к самому качеству музыки, в тех ее фрагментах, где она обретает "полный вес", у меня нет. Может быть, и лучше, что она не зацикливается на одной теме. Несмотря на схожесть в динамическом плане, композиции заметно отличаются друг от друга, и если, например, ехать на машине, вставив диск в проигрыватель, окружающий мир вполне может превратиться в кинофильм с быстро меняющимся сюжетом. Однако, однозначно, не достает музыкальным этюдам Гонзалеза харизмы. Узнаваемости. Вроде бы все протекает в режиме повышенной ритмики и энергии, но смена настроений отнюдь не располагает к выплеску энергии. А расслабиться как следует не выходит, потому что ритмики больше, чем нужно для этого. Вот и получается — играет себе диск на фоне и играет, а его даже не замечаешь. Чересчур ненавязчивый он, как и сам Martinez Gonzalez.
См.также:
|