частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе кино неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



На экране окна vol.23: Аватары Джеймса Кэмерона

24.01.2023

Странно, но у второй серии "Аватара" Джеймса Камерона нет слогана, который у большинства кинофильмов значится в коммерческой кампании и на афишах. У первой он был: "Это новый мир".

Было бы логично второй серии присвоить слоган: "Не ссать!" Высидеть больше трёх часов в кинотеатре, не сходя с места – это extra strong, hardcore. Он ещё и по сюжету подходит.

Первый "Аватар" я смотрел в 3D на большом экране, потом спустя несколько лет пересмотрел в хорошей цифре на телевизоре. 3D в те годы было слегка размытое, но всё-таки более интересное для взора, чем яркая плоская картинка. Так что сомнений насчёт того, что продолжение нужно смотреть в 3D-кино, не возникло ни разу. Кэмерон хорошо разрекламировал технологические возможности своей команды — там и съёмка 60 кадров в секунду, и специальные камеры от Sony, сделанные на заказ, и рендеринг на тысячах процессоров в дата-центрах Amazon. О каком телевизоре тут может идти речь.

Оставалось выбрать кинозал. IMAX в рижских кинотеатрах Apollo, расположенных в торговых центрах Akropolis, отбросил сразу — бывал парочку раз в их 3D, и всё там слишком мутно выглядело. Техника у них дешманская, соответственно стоимости билетов.

В центральном Forum Cinemas аппаратура получше. Есть у них там большой зал Isense на 560 мест, экран 24x10 м, лазерный проектор 4K и 87 динамиков — своеобразный клон IMAX. Но когда-то я смотрел там "Бегущего по лезвию 2", и помнится, экран этот не уместился в поле зрения, 3D по краям плыло, а на премьере зал был почти полон, и где-то на втором часу просмотра стал ощущаться избыток углекислого газа.

Поэтому мой выбор пал на кинозал Luxe — всего на 109 мест, каждое состоит из мягкого широкого кожаного кресла с электронной регулировкой и со встроенным столиком, но самое главное — очень много места для того, чтобы вытянуть ноги. Это выглядит так:

Кресла в аудитории Citadele Luxe

Судя по онлайн-статусу, свободных мест на сеанс хватало, и те, кто покупал билеты, старались оставить по пустому креслу с обоих сторон от себя, что тоже подразумевало комфорт.

В этом зале экран был поменьше, простой 3D-проектор Barco и звук — обыкновенный Dolby Digital DTS. Но помнится, даже в провинциальном советском прокате, если фильм длился больше двух часов, после первого часа зрителям предлагался перерыв на минут десять. А современные прокатчики, наверное, считают, что если зал комфортный уже построен, то со зрителя хватит и этого – к чему прерывать сеанс, пусть все ходят хоть под себя, а кому уж очень надо, пусть бегает по этажам и в этих лабиринтах ищет туалет, заодно упустив из внимания часть сюжета, который никто не компенсирует.

Так что я выбрал комфорт с упрощённым аудио-видео компонентом в угоду нашпигованности экстра класса, но в неуютном помещении.

План аудитории Citadele Luxe

О выборе зала во время просмотра я ничуть не пожалел: и зрителей было немного — человек 20-25, так что дышалось легко; экран полностью помещался в поле зрения и позволял на все сто наслаждаться картинкой, звук не давил барабанные перепонки — умеренно чёткий и мощный. И так как я не брал с собой ни жевать, ни выпивать, то 3 с половиной часа выдержал, не сходя с места — ура! Кстати, все зрители, казалось, были "подготовленные": во время сеанса своё место не покинул никто.

И было из-за чего: если первые минут 20 видеоряда создавалось ощущение лёгкой ломоты в глазах и дежа вю, что где-то мы это уже проходили, то потом зрение адаптировалось, и произошло полное погружение в картинку, а через час — ещё и почти буквально.

Однозначно неоспоримо, что во второй серии Кэмерон в очередной раз переступил рубеж современных технологий, позволяющих сюрреализм и анимацию настолько приблизить к реальным съёмкам, что во время просмотра только и думаешь: как же это, вообще, снято?... как они это сделали? Понятно же, что нарисовано далеко не всё, особенно это видно по сценам, как ни странно, где присутствует естественная вода, а не компьютерная. Но комбинация реальных актёров с нарисованным миром – это же нереально сложно сделать технически, чтобы выглядело достоверно: и свет правильно выставить, и пропорции. Картинка удивительно трёхмерная, без размытостей, особенно впечатлили капли мелкого дождя – ощущение на пару секунд возникло странное, мне показалось, будто в зале реально начало прыскать, но руки почему-то остались сухими. Съёмки изнутри батискафа (взгляд в глубину через стекло), отражение поверхности воды из глубины и снаружи, сюжетные 3D-проекции в 3D — на протяжении просмотра всё это и многое другое поражало невероятно. По технологически-визуальной составляющей — никаких провалов или затянутостей, постоянно что-то непредсказуемое, время нисколько не тянется, иногда я смотрел на часы только для того, чтобы зафиксировать чётко отделённые друг от друга части сюжета — здесь их три. Фирменный монтаж Кэмерона тоже остался – склейки от 3-х до 5-ти секунд в динамичных сценах, чуть дольше в статичных. Заснуть точно не получилось!

Теперь о минусах, а их тут горсточки с горочкой...

У кинофильмов, благодаря которым Кэмерон попал в мировую элиту режиссуры — "Терминатор", "Чужие", "Титаник", — был чёткий сюжетный ТВИСТ, превращающий просто съёмки и спецэффекты в КИНО. Твист был даже у "Правдивой лжи", несмотря на то, что это римейк — но римейк динамичный, по-кэмероновски эталонный. Чем меня не зацепил уже первый Аватар — это отсутствием именно такого твиста. Да, технологически это было что-то доселе невиданное, но всё-таки там было больше анимации и жёсткого чукалова, из-за чего пересматривать его не очень-то и хотелось. Рейтинг у него — PG-13, то есть, "повышенный уровень интенсивности", но даже для подростка 13-ти лет там с насыщенным уничтожением всего и вся — перебор.

Кадр из фильма Avatar-1

Во второй части, с таким же рейтингом, — тем более. И здесь нет уже не только никакого твиста — нет даже НИ ОДНОЙ ХОХМЫ, ни одной шутки, на просмотре в зале зрители ни разу даже не хохотнули, юмор отсутствует напрочь! Сценарий, сюжетная линия и диалоги героев настолько бездарны и вторичны, насколько и унылы. Более того — поступок главного героя, переключающий с одного режима анимации на другой, меня поверг в недоумение. Как так?... Всю первую часть это строили, строили, и в итоге за пару минут перестроили?.. Но ещё больше я поразился выводу, который он сделал в конце! Не понял я, когда отстал от мира, где элементарные честь, достоинство и смекалка превратились в их антиподы, и это теперь нормально.

Тут мы имеем дело не с кино — в том плане кино, в каком я его воспринимаю. Это — видеоряд, презентация технологических возможностей, "смотри, как я могу", изнутри интересная, прежде всего, тем, кто ассоциирован либо с областью киноиндустрии, либо с цифровым дизайном, а снаружи — цепляющая взгляд только при наличии соответствующего оборудования, но никак не мозг и душу. Красочная, стильная, блескучая обёртка без конфетки внутри. "Дутыш", которыми мы в детстве баловались, употребляя конфету и оставляя на ёлке пустой фантик, сохранивший её объём. Учитывая, что премьера "Аватара-2" состоялась в мировом прокате аккурат под Новый год, он честно заслуживает такого определения.

Допускаю, что это даже в чём-то фильм, но не кинофильм и не кино. Здесь не над чем думать и узнать что-то новое, как нечего искать в пёстром скринсэйвере в виде аквариума. Опубликованные на Youtube съёмки реального подводного мира в 8K впечатляют больше, что и логично — нам есть что изучать и чем заняться на этой планете, нежели углубляться в кем-то выдуманную сказку.

Да, в первую очередь, это сказка, где-то с элементами фэнтэзи, где-то с машинами из "Терминатора", где-то со сценами из "Титаника". Непременно с обилием чукалова, мочилова, взрывов, пожаров, проткнутых и оторванных конечностей. Чем-то всё это напоминает "миры Марвел", атаковавшие кинотеатры в последние годы — только это миры Кэмерона, и с учётом того, что "Аватар-3" уже находится в процессе рендеринга, а за ним, скорее всего, последуют 4-й и 5-й — всё это превращает задумку маститого режиссёра в банальный попкорновый комикс на большом экране, не имеющий ничего общего с настоящей магией кино.

Кадр из фильма Avatar-2

А учитывая то, что комиксы эти рассчитаны, в первую очередь, на детей и подростков, чья психика нынче не всегда отличает реальный мир от виртуального, то я бы отметил, что в плане сюжета "Аватар-2" для них ещё и вреден. Ведь вся завязка строится здесь на невоспитанных и непослушных детях, ни капельки не внимающих опыту и совету родителей, из-за чего они постоянно вляпываются в разной кондиции дерьмо, которое в результате превращается в совсем дерьмовое дерьмище.

Макаренко на них нет!

Кстати, оттого-то альтернативным слоганом фильма мог бы стать заголовок другого произведения — "Отцы и дети". Нигилизм, свойственный герою романа Тургенева, в какой-то мере присущ почти всем героям "Аватара-2" и даже самому Кэмерону. Он в своей формуле "больше потратим — больше заработаем" на этот раз смачно харкнул в лицо утончённого интеллигентного зрителя, ожидавшего от его "долгожданного" сиквела примерно того же, как от "Терминатора-2" — и оттого впавшего в безразличное разочарование.

P.S. Несмотря на постепенное отторжение всего русского в странах Балтии, кино в центральном рижском кинотеатре продолжают показывать с субтитрами на русском языке. А при выходе из кинотеатра вас ждёт стилизованный под графити герой самого известного боевика Кэмерона, выражающий благодарности посетителям в том числе и на русском языке. Как говорится, война - войной, а баблосику уютнее там, где его ждут.

Терминатор говорит вам: Спасибо!

Mr.Prolix
2023-01-19

Комментарии 12 комментариев добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

⇐ тудым-сюдым ⇒
Предыдущая статьяMajakka в Даугавпилсе: живой привет из Франции для оставшихся в живыхСенсационноеСледующая статья


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх