частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♭ старт ♭ музобоз ♭ эссе ♭ кино ♭ неблог ♭ форум ♭ поиск: внутри / снаружи ♭ нашлось |
|
Сису (фин. sisu) — важная особенность финского национального характера, один из национальных символов Финляндии. Невозможно дать точное определение сису. Оно включает в себя выдержку, упорство, выносливость, стойкость, настойчивость, мужество, смелость и решительность. Одной фразой сущность сису можно приблизительно описать так: что должно быть сделано — то будет сделано, несмотря ни на что. Говорят, именно поэтому в финском языке нет будущего времени — если что-то сказано, то это уже можно считать состоявшимся.
К чему всё это? А к тому, что герои финского техно Мика Вайнио и Ильпо Вяйсянен, видимо, воспользовались сису, когда записывали сей грандиозный релиз, состоящий из четырёх блестящих кругляшек формата compact disc digital audio. Сперва планировалась трилогия, но почему-то было решено добавить еще и четвертый диск. Одним диском больше, одним меньше — какая, мол, разница?
Но вопрос вот в чём — сыграло ли бы это альбому на пользу? Как мне кажется, не сильно сыграло. Кто-то, конечно, обрадовался («Ого, нифига себе альбом! Целых четыре диска! Мне на год вперёд хватит!..»), а кто-то — совсем наоборот («Блин, ну на кой чёрт столько? Только деньги лишние заплатил...»). Одно понятно: альбом не назовешь коммерчески выгодным — это, скорее, энциклопедическое издание, вобравшее в себя всевозможные грани сису и талантов финского дуэта, как совместных, так и индивидуальных.
Итак, первый CD. Здесь на нас с неторопливой подачи обрушивается сочный и горячий треш а-ля «избиение взрослых как младенцев». Очень неплохо, чуть даже задушевно. Панорамная увесистая акустическая гиря, которая скорее жмёт и утрамбовывает, чем режет и испепеляет, а по временам кажется, что наоборот. Рок-н-ролл для богатых. Лейбл Ant-Zen рыдает горькими слезами, Ричард Ди Джеймс внутривенно глушит успокоительное. Кульминацией этой части альбома является номер-оргазм «Keskeisvoima/Centralforce». Эти крики и визги невозможно себе представить, не слышав такого ранее. Отличный крупнозернистый саунд для шлифовки акустического пространства и стирания в пыль слуховых аппаратов. Причем пространство должно быть по возможности побольше, размером где-то с военный полигон; и то, даже в таком случае остаётся много шансов, чтобы почувствовать, как от звука внутри переворачиваются кишки. Лично для меня ещё немалый интерес представляет графическая картинка к диску. Фотография сделана предположительно где-то в России — ну а где еще могут заниматься таким художественным искусством? Видны почти целые стихи в импровизационной манере, похожие на считалку. Ещё упоминается некая ХОХЛУШКА, какой-то Витя из дома №81, а дальше уже идет неразборчивая каша из букв и символов (но это только на первый взгляд, на самом деле это мужские и женские имена, написанные по вертикали и горизонтали). Да, именно такая звуковая каша заряжает слушателя на протяжении 50-ти минут. Правда, отведав такой «каши», под конец чувствуешь себя основательно проголодавшимся, будто постился неделю. Идёшь к источникам еды и сметаешь всё в два счета, а потом можно смело отправляться бить морду соседу сверху, который вечно затапливает и никак не угомонится. У меня ремонт сделан, а он, сука, заливает! Начистить ему портрет основательно, чтоб знал. Ну а как еще с такими бороться?!
В подстёгнутом состоянии запихиваем первый диск обратно в упаковку и достаём CD второй. Тут явно слышится старый добрый Pan Sonic, в саунде угадываются отголоски «Aaltopiiri», но звук стал еще прозрачнее и звонче, и приобрёл местами больше драйва и скорости. То, что музыканты сменили тягучий дизель на реактивный бензодвигатель, ничего не испортило — рок-н-ролл, взявший старт на первом компакте, с успехом продолжает гнуть свою линию в симбиозе с мясистыми аналоговыми конвульсиями. В целом легко и удобно, нельзя не заметить, что звук изрядно похудел в сравнении с тем, что было раньше. Если, к примеру, на первом CD нам представлялась дородная тётка в теле, то сейчас перед нами позирует утончённая девица с более совершенными формами. По поводу треков — сильнее всего мне заметились два самых реактивных номера: «Konnat/Toads» и «Valomuuntaja/Light-Transformer», остальное звучит в более стандартном для Pan Sonic ключе. Ещё в числе особенностей этого диска — присутствие композиции под названием «Prospekt Vernadskogo» («Проспект Вернадского»). Есть слухи, что трек так назван под действием впечатлений после пребывания музыкантов в Москве в 2003 году. А впечатления какие-то совсем невесёлые. Очень может быть, что мужиков там что-то страшно перепугало (правильно, нечего там шляться в тёмное время суток), либо их слишком впечатлили реалии просторов русских. Да и вообще, весь диск с претензией на лёгкую паранойю; психоделия, выгравированная на камнях. Фотография к этому компакту ничем особо любопытным не блещет — труп автомобиля с признаками насильственной смерти. Как говорил герой булгаковского произведения доктор Борменталь: «Разруха, Филипп Филиппович».
Прошла уже ровно половина альбома, которой вполне хватает с головой. Всё бы хорошо, но осталось ещё два диска, т. е. ещё около двух часов головной боли у соседей снизу.
Идём по порядку, перед нами диск №3. Временами кажется, что всё это не более чем репетиционная разминка. Придётся напрочь забыть о ритмах — солирует dark, местами noise и затяжной аналоговый эмбиент, который в здешнем исполнении будет неплохим подарком для любителей затерянных теней и лабиринтов, в которых ещё не ступала нога ни одного живого существа. В любом случае, надо как следует запастись сису, ибо оно потребуется, чтобы дотянуть до конца. Наименование первой оперы третьего CD, где в начале раздаётся звук смыва унитаза, отшибающий аппетит, незатейливое и сразу вводит в курс дела — «Viemarimaailma/Sewageworld» («Мир канализационных труб»); такое словосочетание годится для всего диска целиком — пустотная нойзо-эмбиентная затерянность, местами изрядно поржавевшая, местами разбитая в труху, местами измазанная жирным слоем грязи и высушенной щёлочи. Иногда попадаются места с ощущением пребывания потустороннего, будто бы то здесь, то там волокли и кромсали труп, а потом бросили его досыхать. Нехорошие места. Навскидку ещё отмечу трек «Selittamaton/Inexplicable», там реально страшно.
Всё это словно медленно подымающийся и также медленно спускающийся лифт в небоскрёбе; добравшись до уровня поверхности земли, лифт продолжает углубляться на расстояние, равное высоте здания в противоположную сторону. А потом — снова наверх. Пока подъёмник тащится, можно и вздремнуть. Но расслабляться настоятельно не советую: случайные толчки, рывки и адреналиновые вздрагивания надёжно выводят из состояния анабиоза; такое ощущение, будто слушателя резко хватают за ухо и таскают по периметру. Единственное, что со всем этим не сочетается, это третье графическое оформление, мимо которого я снова не могу пройти: сия баночка с огурчиками выглядит так аппетитно, что ни о каких трупах, санузлах и небоскрёбах думать совершенно не хочеться. Загадочные они, финны.
Таким же загадочным является и диск №4. Ручаюсь, многим он сорвёт крышу уже на 5-ой минуте. Картинку к диску комментировать затруднительно. Искоса поглядывая на название единственного трека — «Sateily/Radiation», — пойди пойми, что Мика и Ильпо хотели этим изображением сказать. Милая девчушка, что она здесь делает? Этакая Алиса в Царстве заблудших нойзовых циклонов, застывших во времени. Только холодное фиолетовое светило где-то маячит сверху над белой пеленой. Целый час бесперерывного эфирного времени, растянутого в бесконечности. Если честно, назвать это банально эмбиентом или нойзом язык не поворачивается. Несмотря на очевидую монотонность происходящего, звук целиком окутывает и накрывает, да ещё и как. Словами и буквами такое вряд ли передашь. Только вот зачем так долго? До финиша доживут только генетические носители сису.
P.S. В ноябре 2004 года группа Pan Sonic получила государственную награду Финляндии за заслуги в области искусства, денежный эквивалент которой составил 13 000 евро.
См.также:
|