частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♪ старт ♪ музобоз ♪ эссе ♪ кино ♪ неблог ♪ форум ♪ поиск: внутри / снаружи ♪ нашлось |
|
Sigur Ros в Риге: душевный концерт расчетливых сердец05.09.2008Как и любой заслуживающий серьезного внимания музыкальный проект, исландская группа Sigur Ros у слушателей вызывает полярные мнения. Для кого-то из музыка, навеянная сказочными пейзажами Исландии, является звуковым лепком с самой природы и эталоном "рока новой волны", который также принято называть пост-роком. Для кого-то их композиции представляются однообразными и нудными, а под "колыбельный" вокал Jonsi разве что только спать ложиться. Еще кто-то наверняка признает, что музыкальная формула группы довольно проста и перемежается всего лишь на трех-четырех нотах. Но однозначно, эту группу в новейшей истории музыки нельзя сбрасывать со счетов: ребята по талантливому праву и тяжелым трудом заслужили славу и сейчас имеют полное право в ней купаться наравне с личностями, которых "подняли" простым пиаром и вложением крупных сумм. Концерту в Риге 22 августа 2008-го г. предшествовал не шибко разрекламированный ноябрьский публичный показ видеодостижения Sigur Ros, фильма "Heima" по мотивам их бесплатных концертов в Исландии, первого весомого видеоряда в их дискографии, руку к которому поспешил приложить концерн EMI. Рекламу этого фильма я видел еще зимой прошлого года в подземках Лондона и тотчас же понял, что уж если афиши Sigur Ros добрались до столицы империи, то мы наверняка имеем дело с чем-то эпическим и совершенным. Так оно и оказалось: после просмотра DVD меня еще долго не покидало впечатление, будто я прочитал книгу, которая писалась на протяжении лет этак десяти. Собственно, я впервые в жизни крупным планом увидел лица участников этой группы (особенно впечатлил меня взгляд вокалиста, фокусирующийся непонятно где), ибо ранее как-то даже не утруждал себя изучением их внешности, имен и фамилий, фактов биографии и перевода с исландского текстов и названий песен. Т.е. фанатом и даже любителем их музыки не являлся, хотя их творения не могли пройти незамеченными мимо уха любого уважающего себя меломана: музыка говорила сама за себя. В Латвии, оказалось же, поклонников Sigur Ros еще больше, чем предполагалось для уровня экспениментальной команды, особенно в латышской среде. Откуда пришла такая "слава", неизвестно - может быть, оттого, что у нас просто любят Исландию, которая в свое время первой признала независимость Латвии, и оттого интересуются всем исландским. Изначально я предполагал, что послушать группу вживую соберутся только закоренелые поклонники и знатоки, все-таки в радиоэфире я ни разу не наблюдал их появления, да и афиши, расклеенные не во всех местах города, вряд ли могли бы способствовать появлению многотысячной публики. Но людей собралось предостаточно, а особенно грамотным ходом со стороны организаторов было "сократить" арену "Рига" вдвое, с целью трансформации ее в амфитеатр. В результате для четырех-пяти тысяч - толпы вовсе не огромной - образовалось уютное, интимное пространство, которому, единственно, не хватало елочек по бокам и синего неба над головой. Атмосфера получилась как раз в духе убаюкивающих произведений группы, словно в маленькой кроватке. Получилось так, что я пришел на концерт вовремя, как и было заявлено, к 9-ти часам вечера, и опоздал на раздачу фонариков, которыми публика должна была подмигивать своим кумирам. Но гораздо больше меня удивило, что Sigur Ros начали играть точно в заявленное в билете время, без помощи "разогрева", который, конечно, для такой "прохладной" музыки был бы совершенно лишним. Так что я даже чуток опоздал. Исландцы они были или немцы?.. Первой, конечно же, прозвучал самый известный хит "Svefn-G-Englar", а за ним последовали все самые "проходные" композиции с альбомов "Takk..." ("Glosoli", "Hoppipolla", "Svo hljott", "Heysatan", "Saeglopur"), нового "Med Sud I Eyrum Vid Spilum Endalaust" ("Fljotavik", "Vid Spilum Endalaust", "Inni Mer Syngur Vitleysingur") и совсем немножко - с "Agaetis Byrjun" ("Ny Battery" и "Olsen Olsen"). Особым бонусом можно считать особую версию "Hafsol" с сингла "Hoppipolla". На протяжении всего концерта меня лично несколько раз клонило в сон. Оформление сцены было скуповатым, шары, развешанные над участниками коллектива и подсвечиваемые разными цветами, у меня сразу проассоциировались с "шаром Brainstorm", который был все-таки мощнее и выразительнее. Что-то пошла, чувствую, мода у музыкантов на шары. Оркестр, скрипачек и хористов группа с собой не привезла, что могло разочаровать тех, кто ожидал увидеть вживую нечто схожее со съемками концертов из "Heima". Элементов шоу, поражающих воображение, не было никаких, костюмы участников (как-то: потрепанный фрак Jonsi и бумажная корона на голове барабанщика) представляли собой слабенькое лицедейство, а пассивная однообразная музыка в какой-то момент повергла меня в такую жуткую неподвижность, что я предпочел пропустить пару композиций, чтобы не клюнуть кого-то носом, выйдя на улицу покурить. Насколько я мог видеть, часть публики предпочла то же самое и не очень-то спешила насладиться шизофреничными завываниями Jonsi. Единственной радостью для меня было лицезреть амплитуду звука на мониторе звукоинженера, прямо позади которого я сидел, и вообще, я сразу отметил кристалльно чистый звук того вечера, достигнутый благодаря простому техническому приему полного вырезания самых низких и самых высоких частот. В результате этого даже когда Jonsi лупил смычком по гитаре, уши воспринимали звуковую кашу вполне нормально. Титульной композицией "Goddledigook" с нового альбома группа завершила официальную часть своего выступления, чем вызвала вполне логичный переполох в зале: ведь, наверное, именно ее фолк-направленность наиболее близка латышам. И когда на публику посыпалось что-то из верхней части сцены, мне уже стало совсем грустно, ведь этот элемент программы в 2008-м году я наблюдал уже несколько раз и совсем с него не тащился, как некоторые. Однако толпу совокупность этих действий весьма сильна завела, и участников требовательно попросили на "бис". Тут-то и произошло то, ради чего, собственно, мне нравится музыка Sigur Ros и ради чего стоило терпеть всю маловменяемую шизу (и ради чего НЕ стоило срочно бежать к выходу, как нетерпеливо поступили некоторые): более 15 минут покачивания на трех-четырех нотах, плавное развитие от точки к бесконечности и самый невероятный звуко-световой запил в виде композиции "Popplagid", которая вообще-то никак не называется на таком же никак не называющемся альбоме Sigur Ros, который обычно обозначают открытой и закрытой скобкой. Как следует зажарив толпу и пустив не одну сотню мурашек по моей коже, группа уже собиралась распрощаться, но публика все равно не отпускала ее. Тогда напоследок была исполнена завершающая новый альбом колыбельная "All Alright" на английском языке, при этом явно чувствовалось, что голос Jonsi после почти двух часов фальцетирования находится близко к срыву. Наконец, сказал он и свое прощальное слово с традиционно выразительным исландским акцентом. Походил бы уже на курсы английского наконец. Что я почувствовал на выходе? Да пожалуй, ничего особенного. Концерт получился очень "правильным", сбалансированым, уютным, атмосферным, и плохо о нем нельзя сказать вообще ничего. Может быть, мне только не понравился назойливый фонарь, который пристально светил со сцены прямой в мой глаз на протяжении всего концерта. Можно еще упомянуть плохое вентилирование помещения, особенно в рядах перед самой сценой - и то я могу судить об этом только с чужих слов. И еще я не понял, зачем на концерт некоторые пришли с маленькими детьми - то ли жертвами рекламы оказались, то ли тотально сумасшедшими - уж музыку группы я бы никак детской не назвал, более того - назвал бы это насилием над нежным детским организмом! В целом же, создалось впечатление, будто все произошедшее я предчуствовал заранее и даже "сидячее" место приобрел вполне обоснованно, ибо стоя такую музыку уж точно слушать невозможно. Получается, сходил, увидел Sigur Ros вживую, откусил немножко энергетики и атмосферы, а потом поехал домой спать. Как по плану. В этом-то и самая большая проблема: а где же накал страстей, трясущиеся от возбуждения руки, обнуление знаний, трофеи из ада, одним из которых является понимание, наконец? Увы, ничего этого Sigur Ros донести до меня не смогли. Я рад за людей, которые в восторге от их концерта и даже нашли в нем много позитива, правда, в Интернете я обнаружил не более десятка комментариев такого рода. Где же остальные несколько тысяч?.. Наверное, они, точно так же, как и я, всего лишь "поставили галочку" и забыли об этом. Воистину, не все золото, что блестит. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ:Организация мероприятия: огромная рекламная бомба из неизвестного мне источника. Отношение к публике: душевное, но расчетливое. Качество, в т.ч. звук, свет, оформление: умело сбалансированный (хотя кое-где и поганенький) звук и ноль визульного наслаждения. Охрана порядка: обычная. Стоило ли побывать: за такие деньги - нет. Mr.Prolix, 5 сентября 2008 г.
|