частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♪ старт ♪ музобоз ♪ эссе ♪ кино ♪ неблог ♪ форум ♪ поиск: внутри / снаружи ♪ нашлось |
|
U2:UV 2023. Сфера, Лас-Вегас. Открытие, Откровения. Часть 1.05.12.2023
Я рассказываю об этом своим друзьям и семье как о развлекательном заведении будущего.
Rich Claffey, исполнительный директор Сферы, лето 2023 Как и всё остальное в Лас-Вегасе, это пустая трата ресурсов и человеческой изобретательности. «Сфера» будет использоваться не на полную мощь и плохо обслуживаться, что в конечном итоге (когда владельцы обанкротятся) приведёт к её заброшенности и разрушению; а затем, в не столь отдалённом будущем, будет снесена, и о ней мало кто вспомнит. Ведь где угодно за пределами «полосы» Лас-Вегас по-прежнему представляет собой хаотичные депрессивные нищенские трущобы посреди безводной пустыни, изо всех сил пытающиеся выставить себя весёлым и привлекательным местом. ugen, slashdot.org, июль 2023 Зрелищно… величайшее-шоу-мира. Variety, сентябрь 2023 У «Achtung Baby» были тяжёлые роды, хотя и с простым замыслом: делать детей – приключение отличное. А затем — момент открытия, когда только они и начинают делать тебя. Боно, 29 сентября 2023 г. По мере того как наша цивилизация становится более эффективной в создании развлечений, в какой-то момент она может стать слишком развлекательной, чтобы оставаться эффективной. Павел Дуров, основатель VK и Telegram, октябрь 2023 Великий Боно спасает планету, но поёт на сцене, которая потребляет электричество для целого города, ха-ха-ха. Мир клоунов. aleksiignatov8687, ноябрь 2023 ЭТО ВОВСЕ НЕ СЕКРЕТВсю сознательную жизнь я нахожусь в поиске новых мыслей и идей — таких, которые ещё не нашли воплощения на этой планете. Звучит до такой степени пафосно, до какой хрен кто я такой, чтобы так рассуждать. Подчас мыслишки мелкие, бытовые и вряд ли могут быть оценены социумом как «творческий прорыв». При этом мне трудно разобраться в понятии ноосферы, которые многие выдающиеся умы пытаются сформировать, но так и не могут вывести его в научную плоскость. Одно я знаю наверняка — планету Земля окутывает оболочка неописуемая, неосязаемая, но однозначная, здесь и сейчас. Я называю её «эфиром идей». В этот эфир может попасть мысль кого угодно и когда угодно, и любой человек может выхватить её оттуда, и сделать своей — если сделает это вовремя. Можно также Считать эту мысль — случайно, неосознанно, — как скопировать файл с носителя данных. Лелеять и холить её до тех пор, пока внезапно не обнаружить её воплощение буквально «здесь и сейчас» — пусть и с небольшой, в несколько лет, задержкой во времени. И оторопеть с этого момента… «ведь я думал об этом, знал!» Все наши мысли, идеи, задумки улетают именно туда — в эфир идей. Это своеобразный торрент инноваций. И кто угодно может их оттуда заимствовать. Учитывая моё положение на социальной лестнице, предполагаю, что чаще всего являюсь я лишь наблюдателем. Могу Считать некоторые идеи, но не могу воплотить их в жизнь. Одним из сюжетов фантастических книг, которые я пишу и которые никогда никто не прочитает, являлся прилёт человеческой цивилизации к своим далёким соседям — копии землян, — которые избавились от сексуальных предрассудков. Одним из их развлечений был вылет на околопланетную орбиту, где размещался планетарный кинотеатр. В нём не было экрана как такового, кресла зрителей размещались в пространстве, а изображение и звук присутствовали со всех сторон: сверху, справа, слева и даже снизу. Кинофильм как развлечение полностью взаимодействовал со зрителями и даже менял свой сюжет по ходу их реакции. Джеймс Долан, разраб Сферы Не знаю и не могу знать, Считал ли я этот сюжет из эфира идей, или отослал его туда — но в этом году я узнал, что нечто схожее уже воплотилось. Однако не в космосе, и не в моих фантазиях. Прозаически здесь, на планете Земля, — в Лас-Вегасе. Наши предки уже озадачивались подобной идеей. На фото — буквально, «самая крутая» античная арена в мире, угол — 70 градусов. «Пергамский театр», ныне находящийся на территории Турции, в Бергаме. Вместимость — около 10 тыс. человек. МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ ЧУДЕСНЫЕ ДНИВ месте с сухим, выжигающим глотку климатом американцы построили новое чудо света, которое так и назвали — «Сфера». Строительство Сферы, съёмка с дрона супервайзера по креплению, автор: Graeme Lovatt Конструкция Сферы «в разрезе» Сфера Live. Не Photoshop. Фото: Julia Simanovskaya Ross Внешне — огромный шар, утопленный в землю, высотой примерно с 30-тиэтажное здание, площадью примерно с два футбольных поля, увенчанный снаружи и внутри визуальной оболочкой, видеопроекции на которой могут транслироваться на данный момент с самым высоким разрешением для такого масштаба при 60 фреймах в секунду. Вместимость — около 18 000 человек. Огромная замкнутая арена с самыми передовыми достижениями в области звука, состоящего из 160 000+ динамиков: в любой точке зрительного зала слышно гарантированно всё без помех и рассеивания в пространстве. Наушники и дополнительные очки не требуются, главное — не сломать себе шею, выкручивая голову от охреневания. Соседу шею сломать не получится, т.к. зрительные места располагаются по окружности примерно так, как я себе это и представлял для своей космической новеллы: впереди сидящий не мешает полностью наслаждаться шоу тому, кто позади. Журнал Time поместил Сферу на первое место в ТОП-200 экстраординарных изобретений, меняющих нашу жизнь Хотя в процессе эксплуатации и выяснилось, что в зале имеются места с т.н. «obstructed view» — «затруднённым обзором», которому мешает нависающий над определённой группой кресел огромный козырёк, — это не мешает воспринимать Сферу как уникальный и пока единственный зал на планете, рассчитанный на шоу сверх-нового уровня. А кого пригласили на открытие этого грандиозного Колизея новой эпохи? Кто бы сомневался — группу U2! И не только на открытие, но и на «постоянку», в резидентуру, — планируется, что до середины декабря «группа Боно» отыграет там 25 концертов под общим названием U2:UV Achtung Baby Live at Sphere.
На момент написания данного материала расписание уже расширили до 40 выступлений. Новые должны состояться в январе и феврале 2024-го года. Любители бабла не упустят поднять его побольше. Ещё побольше! Равно как и спустить.
Я ГОТОВ К ВЕСЕЛЯЩЕМУ ГАЗУЗнание об этой группе в своё время я тоже «выхватил» из эфира идей. Точнее, послал в него сигнал и получил весьма быстрый ответ. Тогда я был учеником средней школы и созрел для того, чтобы стать ярым фэном какой-либо музыкальной группы, ведь в моём окружении одноклассников все были такие: кто-то слушал Queen, Metallica, Nirvana, Technotronic или The Prodigy, были даже фанатки «Мальчишника» — и у всех дома на стене висели плакаты их кумиров. А мне было ни жарко ни валко от этих музыкантов. Хотелось романтики, но непременно эклектичной; драйва — но в рамках закона; инноваций, исследований — но без фанатизма (к нему я пришёл позже). И как-то раз, слушая по радиоприёмнику «Турист 312» на средних волнах передачу радиостанции «Маяк», я вдруг узнал, что авторами «With Or Without You», — я был знаком с этой песней по клипу, ретранслировавшемуся в записи с MTV по местному городскому ТВ-каналу, — и витиеватого трека «Numb» являются те же люди. Ээх, «лихие 90-е», которые каждый в пост-советскую эпоху пережил по-своему! В них я открыл музыкантов, саунд которых решил слушать, и к которым неравнодушен до сих пор. Конечно, U2 начались задолго до этого, примерно в то время, когда я ходил пешком под стол. И впоследствии, они так же начались для других поколений. ОДНА ЛЮБОВЬ, ОДНА ЖИЗНЬБольше всего впечатляло, как с течением времени менялся жанр и стиль исполнения группы, и её главной задумкой стало записывать каждый новый альбом непохожим на предыдущий. Постоянно меняющийся, в т.ч. и в силу возрастных причин, голос Боно делал эту концепцию абсолютно совершенной и завершённой. Пройдя путь от мальчишеского тенора в восьмидесятых до фальцета и баритона в девяностых, где-то к двухтысячным он «определился» в мастера вокала, придумывающего собственные песни и исполняющего их так, как никто больше не сможет. Конечно, без своих закадычных друзей, а заодно и не менее харизматичного уровня «помощников» вряд ли бы у него что-то получилось. Трудно представить U2 без замысловатой игры на гитаре в исполнении Эджа (The Edge); у него столько гитар, и спецэффектов к ним, и ассистентов, что непонятно, как эти звуки не то что умещаются в его голове — а постоянно вырываются наружу; он заслуженно признан одним из самых инновативных гитаристов современности. Его гитарные соло уже давно стали легендой («Bullet the Blue Sky», «Love is Blindness», «Acrobat» — у меня каждый раз при прослушивании этих композиций бегают мурашки по коже). Не отстаёт от него и басист Адам Клейтон, который за время выступления также меняет больше десятка гитар. Наконец, Ларри Маллен «младший» — почему младший? Х его з, но именно он в конце сентября 1976 г., после того как сестра подарила ему барабанную установку, вывесил объявление в дублинской школе Mount Temple Comprehensive о наборе желающих образовать рок-группу, и в итоге достигший с ней в барабаннинге высоты подлинного мастерства.
В этой же школе проходил обучение и Кристофер Нолан.
И эта рок-группа, из воинствующей Ирландии, в многолетнем творчестве смогла подменить ассоциацию самолёта-бомбардировщика призывами к миру и любви. Она научила, как преподать себя в стиле, непохожем на других, чтобы это выглядело так: ого, да эти парни с глузду сорвались, но это так круто!.. ЕЩЁ ОДИН ШАНСВ этой группе мне также симпатизирует постоянство. Они не спились, не скурились, не сдохли от наркотиков, не поссорились, не разошлись. Хотя всё это в их жизни и карьере не раз «подводило под монастырь». И Начало записи альбома «Achtung Baby» едва не послужило началом распада. Постоянство и надёжность — это совершенство человеческих взаимоотношений. Это очень сложно, трудно, больно и долго. Но это стоит результата. Он всегда неожиданно шокирующий. Но он непременно является открытием пребывания на этой планете. В этом и есть смысл человеческой жизни — она является апогеем взаимодействия с другими людьми, ибо всё в этой жизни мы получаем от них. Саморазвитие невозможно в замкнутой оболочке. Репортаж в бумажной версии журнала «British Esquire» занял несколько глянцевых разворотов И вот 29-го сентября 2023-го года, на открытии грандиознейшей концертной поп-капеллы 21-го века, LED-Вселенной, которую за 2+ миллиарда долларов построили в мировом эпицентре развлечений, группа U2 впервые со времён становления их карьеры в конце 70-х сыграла без барабанщика и основателя Ларри Маллена, вследствие восстановления его после сложной операции на спине. Подменил Ларри сессионный музыкант, голландец Bram van den Berg, которому другие участники команды годятся в отцы. В среде закоренелых фэнов началось по этому поводу назойливое бурление — мол, Маллен не согласился выступать в Сфере по этическим соображениям и даже покинул группу. Мавр сделал своё дело?.. Это не U2 без Маллена, это U 1/2. Даже — «Bono's Band» — «Группа Боно». Фэны — они злые, циничные, беспринципные нелюди. Я к ним не отношусь, просто — ценитель. Трек «Atomic City», выпущенный специально к началу серии концертов «U2:UV», немного запоротых успокоил: записан он был при непосредственном участии Маллена; барабанщик также принял участие в презентации трека и записи видеоклипа. Песня словно стала «возвращением тех самых U2»: по предзаказам на декабрь сингл с единственной дорожкой, без ремиксов и довесок, раскупили за пару недель. Маллен часто «открывал» концерты U2 и даже турне (как это было на 360 градусах в Барселоне, например), но на инаугурации самого большого на планете мультимедийного собора впервые на публике прозвучал другой инструмент. Как и в первых версиях Zoo TV, пастырь Боно первым на алтаре без аккомпанемента исполнил мелодию ирландской песни Sean-nós с изменённым текстом. В беседе с Зейном Лоу на Apple Music 1 Боно объяснил, что аналогично пел во время Zoo TV Tour в 90-х. «Так мы начинаем шоу — я исполняю мелодию под названием Шон-ньос без сопровождения. Это ирландская мелодия с североафриканским влиянием. Наша музыка в Ирландии имеет очень прочные связи с южным полушарием». — «Our music in Ireland has real strong connections with the Southern hemisphere.» И как только после этого загрохотала вступительная барабанная партия из «Zoo Station», а экран превратился в огромную стену, которую кто-то ломает изнутри, превращая её в Крест всемогущий, многие — если не все — сразу позабыли о том, что Маллена кто-то там замещает. Тем более что сам Брэм оказался «своим в доску»: в середине концерта Боно передал ему микрофон во время паузы, поздравив с днём рождения, и вместо того, чтобы уйти в пафос, Ван Дер Берг окончательно успокоил фэнов, заявив, что «в этом мире есть только один Ларри Маллен-младший». КАК РЫБЕ — ВЕЛОСИПЕДU2 уже давным-давно, года с 1995-го, не являются инноваторами даже в своём звуке. Но турне «Zoo TV», — приуроченное к выходу культового и самого неожиданного «по марке» альбома U2, из которого впоследствии также родился меняющий поп-реальность альбом «Zooropa», — по сей день признаётся многими как одно из самых экстраординарных шоу в истории поп-рок-музыки. И в Сфере оно получило перерождение и переосмысление того, что было сделано 30 лет назад. Переосмысление более грандиозное, нежели альбом переработанных песен «Songs Of Surrender», изданный в этом же году. Не вполне понятно, для чего и для кого он появился на свет именно под брэндом группы, хотя его записали, преимущественно, Bono и The Edge, причём будучи далеки от своей формы и фирмы. Но в Сфере представлена отнюдь не реплика «Zoo TV». В самом названии серии концертов кроется жёсткий контракт со студией UniVersal, в котором, подозреваю, сами U2 решают отнюдь не всё. Это НЕ турне для фэнов, это НЕ концерт для поклонников, в котором можно как угодно менять плэйлист. Это лишь шоу нового уровня в индустрии развлечений, созданное для демонстрации технических возможностей Сферы на примере рок-икон эпохи. Отсюда вытекают плюсы и минусы, ставящие знатоков творчества группы в тупик восприятия. ЕСТЬ КОГО ВИНИТЬС одной стороны, огромная крытая арена революционной формы подразумевает почти что домашний комфорт. Она не зависит от атмосферных осадков — музыканты исполняют свои песни не на промозглом сквозняке, как это было в истории U2 неоднократно, в том числе, например, на первом их и последнем концерте в московских Лужниках. Прорывные технологии звука исключают его рассеивание, как в пустой консервной банке спортивной арены: в какой бы точке зала ни находился зритель, он способен распознать все его нюансы, в которые бы никогда не смог на открытом стадионе. Всё прекрасно видно и слышно… а как ещё за соответствующую цену входных билетов подчас с тремя нулями, которыми распоряжается Ticketmaster? С другой стороны, в этом помещении очень много пустоты… даже «сферического вакуума». Вайб группы в нём рассеивается, не всегда достигая сердцебиения хардкор-фэна. Непривычно лицезреть скромную квадратную сцену, кажущуюся в масштабе огромной постройки совсем миниатюрной, пусть даже это и клон «Turntable» — инсталляции закадычного «братана» U2 Брайана Ино, виниловой вертушки с меняющейся под музыку неоновой подсветкой.
U2 используют свою классическую концертную схему: мощный звук, впечатляющий видеоряд и запоминающиеся инсталляции в минимальном количестве. Однако Сфера рассчитана и на другие спецэффекты — смену температуры, вибрацию кресел и пола, подачу запахов и воздухопотока. Фильм Даррена Аронофски «Открытка с Земли» («Postcard From Earth»), который на самом деле первым «открыл» Сферу, демонстрируя её возможности, задействует все эти эффекты. Полагаю, он ещё долго будет первым и единственным фильмом в Сферическом «кинотеатре».
U2 же, в свою очередь, получили некоторые упрёки в том, что задействовали не все фишки Сферы. Но с другой стороны, я даже не могу предположить, где и как их можно было бы применить. Вибрация кресел? Во время концерта все вскакивают на ноги и там идёт такая вибрация, что вряд ли сравнится с дрожанием стульев во время кинопоказа. Подача запахов? При наличии с полтора десятка тысяч человек вокруг сомневаюсь, что это оценили бы абсолютно все, вкусы у всех разные — а кто-то бы мог запросто и блевануть. Смена температур? Она пригодилась бы для оркестра, исполняющего «Времена года» Вивальди, но уж точно не для U2. Всё это применимо для театрализованного шоу, в котором есть завязка, сюжет и развязка, и которое создано специально под такого рода эффекты — но им вряд ли является альбом «Achtung Baby». Группа не выходит «в народ», альтернативной сцены нет. Боно уже не может бегом переносить себя из одного конца зала в другой. Для него соорудили лишь платформу, на которой тот периодически и не спеша вращается, удерживая себя прочно, словно за стриптизёрский шест, укреплённую стойку микрофона. «Вращаться на платформе, продавая Бьюики» — однако, это тоже из истории США. Аналогии настолько прямолинейные, что во второй части шоу он стягивает с себя белый пиджак, якобы оголяя плечи, — которые остаются в тёмном. Боно в белом выглядит неожиданно хорошо; впрочем, и на протяжении концерта, и делает всё шоу, — несмотря на возраст, болезни, критический сброс веса, умело прикрываемый дизайнерской одеждой. Не знаю, сколько терраватт в этом здании потребляет одна вентиляция (поговаривают, что ежемесячный счёт за электроэнергию близок к полумиллиону долларов), но петь там тяжело, и вокалист уже признавался, что местный знойный и засушливый климат, не пригодный для проживания без электричества, критически влияет на голосовые связки.
Динамика телодвижений присутствует только в одном моменте: к сцене пристроена «ступенька», которая в нужные моменты может «поднять» на неё девушку из публики, либо «спустить» Боно вниз к фэнам. В сети я нашёл уникальное close-up видео, в котором Боно проявляет чудеса неслыханной храбрости.
Он буквально «ложится» спиной на фанаток, которые тянут к нему руки, щупают волосы и одежду, приветствуют его и говорят ему «спасибо», вообще не вникая в песню — возле сцены стоит такой галдёж, что непонятно, как в этом бедламе можно чувствовать себя настолько раскованно и свободно, что ещё и играть при этом на камеру, петь и полностью абстрагироваться от происходящего в музыку. Сэт-лист также ограничен набором песен, в который, помимо полного списка из «Achtung Baby», входит немного порции из «Rattle & Hum» (самого неоценённого и провального в продажах альбома — причём на открытии звучалла а-капелла версия «Love Rescue Me» с того самого невнятного «Songs of Surrender»), и в заключении — подливка самых-самых хитов: «Elevation», «Vertigo», «Where The Streets Have No Name», «With or Without You» и «Beautiful Day». Объединяет их отсутствие политического месседжа. «Pride (In The Name of Love)» и «MLK» прозвучат впоследствии, «в перерыве шоу», но весьма порционно, фрагментарно — ради жертв событий 9-го октября в Израиле. А так-то, лишь любовь, романтика и немного философии. Ну и ещё внезапный дуэт с Lady Gaga. Это ещё раз подтверждает концепцию «сферических» концертов и их устроителей: здесь собираются не только на U2, но и на Сферу, причём собираются люди небедные, чтобы отдохнуть, а не вникать. Здесь трэнд — это развлечение в виде огромного, связанного по частям, видеоклипа, и он длится два часа, а не две минуты, как в этих ваших соцсетях и мессенджерах. Хотя куда это я хватил — там «трэнды» нынче не более, чем на 30 секунд. Поэтому-то группе надобно играть самую свою попсовую попсу. Исполнять песни, которые на слуху если не у всех, то у большей части аудитории. Тут «Achtung Baby» — осознанный выбор: пять композиций с этого LP выходили синглами и занимали весомые позиции в чартах по всему миру. Впоследствии у U2 так и не появилось альбома, который повторил бы этот успех. ПРОДОЛЖЕНИЕ:
|
5 комментариев добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
|
⇐ тудым-сюдым ⇒ |
На экране окна vol.25: Кинофестиваль "Manhattan Short" 2023 | U2:UV 2023. Сфера, Лас-Вегас. Открытие, Откровения. Часть 2. |
|
© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии.
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish |