частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
музобоз эссе кино неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



На экране окна vol.33: Убийцы BlackBerry

08.02.2025
Нам нужны не кровавые революции, а инновации.
Из фильма «BlackBerry» («Кто убил BlackBerry»)

Киноистории об информационных технологиях мне подчас не досконально понятны, но всегда близки и интересны, т.к. по роду деятельности я в это технологичное брожение вмешан «по самое не вскочу». Особенно занимательно наблюдать за развитием событий, основанных на реальности, которая состоялась буквально на моих глазах (пример: «Социальная сеть»). Вот и просмотр почти двух часов фильма о перипетиях, становлении и крахе мобильного телефона BlackBerry оказался необычайно увлекательным.

Сразу отметил съёмку «пьяным оператором», то есть «с руки» дрожащей камерой, зачастую будто «подсматривающей» из-за плеча или предмета мебели. В кино таким образом модно подчёркивать авторскость и фестивальность, но для докудрамы это вдвойне оправданно — зритель находится как бы «внутри». 

Ещё из очевидных плюсов — непровисающий сценарий с динамичным сюжетом при полном отсутствии экшна, и подбор харизматичных актёров. Особенно стоит отметить игру Гленна Хоуэртона, чем-то здесь напоминающего Джейсона Стэтхема… а ну да, ЛЫСИНОЙ, пусть даже и ненастоящей, и брутальностью, пусть даже наигранной — персонаж Гленна матом не ругается, он на нём разговаривает, — и хотя его прототип, Джим Балсилли, в жизни совсем не такой, он тоже оценил игру Хоуэртона как «блестящую».

Гленн Хоуэртон в роли Джима Балсилли

BlackBerry как устройство прошло далеко мимо меня. Ни разу в жизни я не держал этот телефон в руках и не знаю никого из своего окружения, кто бы им пользовался. Логотипы BlackBerry я видел лишь на билетах и афишах U2 в рамках их концертного турне «360 градусов», например, в Барселоне и в Москве: компания Research In Motion была основным спонсором этих мероприятий. К тому времени BlackBerry уже преодолел планку «статусного» гаджета и пытался удержаться на плаву, полюбив U2, как это когда-то удачно получилось у Apple.


В «наружном» поиске по моему сайту, который обеспечивает Гугл, по запросу BlackBerry до публикации этой статьи обнаруживался единственный результат, но ни в тексте этой страницы, ни в её исходном коде ключевое слово BlackBerry не упоминается — такая вот «пасхалочка» от Гугла, видимо, распознавшего текст на входном билете.

Из фильма я и узнал впервые, что смартфоны BlackBerry — это всего лишь линейка продукции, а не название компании, её производящей. А компания эта, на минуточку, являлась когда-то самой ценной собственностью Канады. Даже самый крупный банк не мог тягаться с её миллиардной капитализацией и известностью во всём мире, кроме моего.

Русские локализаторы впихнули немного любимой ими отсебятинки в название фильма наверняка по причине заинтересовать зрителя, который тоже не в курсе, что это такой за зверюга — «Ежевика», и кому его понадобилось убивать. Но вопрос, вынесенный в заголовок — риторический. По просмотру фильма мне вспоминались три златых постулата:

  1. Ничто не вечно под луной, кроме вечности самой;
  2. Всё проходит, и это пройдёт;
  3. Сколько верёвочке ни виться, а конец будет.

Как насчёт названия PALMBERRY?

Применимы эти постулаты к чему угодно. С трудом можно поверить в это сейчас, но пройдут и Facebook, и Google, и Apple, как «проходило» уже множество IT-технологий и компаний, причём на моей собственной памяти. Это только так кажется, что мы находимся во временнóм периоде, когда всё относительно устаканилось.

Помните, например, поисковик Altavista? Я делал с помощью него поиск по «всемирной паутине», тогда ещё не обременённой условностями и правами на забвение. Был также поисковик astalavista.box.sk - он искал крэки, ключи и другого рода «таблетки» для платного софта, превращающие его на территории стран соцлагеря в бесплатные. Без них славяне и индусы вряд бы ли стали одними из самых продвинутых спецов в IT, которых к себе переманил капиталистический Запад. 

А онлайн-магазин CDnow? У меня даже сохранилась его наклейка. Там я впервые заказал себе фирменные компакт-диски. Из Омерики!

Наклейка CDNOW

А Социальную сеть MySpace

Сервер по размещению бесплатных веб-страниц Geocities

Я помню не только ICQ, но и mIRC, и MS-DOS, и даже pine — это программа для просмотра email-ов через коммандную строку на зелёном терминале. Что такое «зелёный терминал» или что такое «коммандная строка»? Это часть моей жизни. Которая безвовзратно ушла. Все эти IT-проекты уже мертвы.

И интернетом я начинал пользоваться через телефонный модем. Да, потусторонний писк модема для меня — не пустой звук! В отличие от бесшумного вай-фая…

Нынче в трэнде — лишь свой канал на сайте, который контролирует сторонняя организация, но это совсем не то, когда держишь собственный сайт. С его помощью к своему творчеству относишься с трепетом, в отличие от помойного бака на глобальной свалке, который в любой момент может увезти дядин мусоровоз. Пепеполнился он парой десятков претензий — и всё, в утиль контент, без лишних пояснений. Автору что-то не понравилось – взял и удалил без возможности восстановления, как Гоголь сжёг. Только Гоголь сжег своё выстраданное, родное, от безысходности. А у автора «канала» степень безысходности — другая, и он — отнюдь не Гоголь. Мелочная, никчёмная причинка, а может, похмелье или передоз.

Ничего особенного не значащее содержимое — во всех нынешних соцсетях. Личности в них потеряны, затёрто эго, оригиналы замяты, созданы дупликаты дупликатов, вторичность — нараспашку.

Лазаридис и Балсилли смотрят на клиента как на говно

Покажите мне нынешние авторские сайты в Рунете, принадлежащие исключительно одному автору, да при этом работающие на кастомизированном под него движке, а? Подозреваю, мой сайт — один из редких видов в этой когорте избранных. Пока вид не вымирающий, но и это пройдёт…

Сам термин — «всемирная паутина», что в дословном переводе и означает WWW — «world wide web» — уже подавлен демократической повесткой и Гуглом. Гугл везде суёт свой нос, навязывает свои правила, жёстко наказывает неугодных. Когда-то в начале каждого доменного имени сайта префикс www шёл как символ принадлежности. Нынче он превратился в сигнал дупликата контента. И на своём доменном имени — prolixear.ru — я его удалил. Всё течёт, всё меняется, и сетевые каконы — тоже, подчас в странную, логически необъяснимую сторону.

Нынешнее поколение уже своим детям будет рассказывать о том, что был такой гигант промывки мозгов — TikTok. Эхх, и забавно ж было!.. Открываешь приложение и отрубаешься от внешнего мира на несколько часов… или дней… или насовсем…

Поколению этому даже невдомёк, что эпохе тачскринов предшествовала хотя и непродолжительная, но весьма насыщенная история. Одна из них рассказана и показана в этом фильме.

А главный враг и убийца любой технологии — это ВРЕМЯ. Оно всегда меняется не так, как этого хотелось бы именно тебе. Более того — оно меняется вне зависимости от тебя. Если ты не принял условия времени, не успел или не сумел под них подстроиться — не стоит ожидать, что время будет к тебе благосклонно.

В фильме этот момент обозначен очень чётко: амбиции и самоуправство правления Search In Motion завели его и компанию в безвылазный тупик. Но был кое-кто, сумевший вовремя и очень выгодно спрыгнуть с тонущего корабля. Теперь Дуглас Фрегин — один из самых богатых людей в мире.

Мэтт Джонсон в роли Дага Фрегина

Воистину, победителем является тот, кто вовремя умыл руки.

Mr.Prolix
Июнь 2024 — Февраль 2025

Комментарии 3 комментария добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

⇐ тудым-сюдым ⇒
Предыдущая статьяНа экране окна vol.32: Дом, который построил Ларс  


© 1998—2025, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Always Recycled


⇑ Вверх