частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♯ старт ♯ музобоз ♯ эссе ♯ кино ♯ неблог ♯ форум ♯ поиск: внутри / снаружи ♯ нашлось |
|
Mark Stolk — звуковой энтузиаст из Голландии, он же "Mystahr", в сети представленный множеством любительских проектов (самый известный — "Станция ненормального дерьма", "Not the normal shit radio", авторская программа на круглосуточном онлайн-радио StillStream) и собственных лейблов ("Just Not Normal", "Not Normal That Shit"). В честь своеобразной годовщины лейбла "Just Not Normal" — "JNN", заинтересованность которого проявляется в издании необычного, магнетизирующего звука с элементами ярко выраженной эклектики, Stolk собрал, по его мнению, лучших представителей сетевых лейблов подобной направленности, при этом большинство треков ранее нигде пока еще не издавалось, музыканты предлагали их заранее. В целом набралось 52 желающих издаваться у Марка со всех частей планеты, эпическое путешествие в звук составило более 5 часов и разместилось аж на четырех дисках! Энциклопедический рекорд для музыки подобного рода.
Тему первого диска составляет dark ambient и произведения аналогичной направленности, эксперимент которых заключается в объятии как можно большего монотона. Несмотря на то, что первые два трека, в исполнении загадочного британца из Лондона "Herzog" и звуковой гипнотизерши из Коннектикута Joe Frawley, обещают включить музыку в жанре indie, начинка которой состоит из преобразованных электронным образом гитар и голосов, впоследствии пространственная атмосфера нереального неожиданно выключается, и мир ненормальной музыки до трека этак 9-го погружается в сплошную тьму ("Altus" — он же Mike Carss из Канады — без обиняков назвал свой трек "Trying to elude that DarkPlace"), в которой только изредка что-то потрескивает и попукивает (Ian D Hawgood из Оксфорда + японка Miko), позвякивает ("Effacer" из Сиэттла), подергивается (Cousin Silas из Йоркшира), помыкивает (загадочный "Гимн" загадочного ":retreat:") и томно покачивается (потусторонние немцы "Nagual Art"). Наконец, композиция с нечеловеческим названием "Leb 'wohl" (автором которой является очередной англичанин, звуколеп Bob Dickinson) и с таким же странным, нечеловеческим звучанием, сжимающим голову в тиски своим мерзким среднечастотным покрытием, вылезает из мира ночи, точно облепленный слизью огромный червь. Сразу же восприятие слушателя пытается расшириться при помощи запилов на металлических гитарах (итальянец Gabriele Ranica a.k.a. "Gabran"), которые в течение минут 8-ми загадочно и невнятно щекочут барабанные перепонки. Невнятно — это, наверное, оттого, что неизведанный дух затесался между их струн, он появляется сразу в следующем французском проекте "The Ghost Between the Strings", который вновь задергивает плотную шторку, не давая свету просочиться в уже изрядно расслабленный мозг. Густым маслом написанная апокалиптичная картина неожиданно сменяется зацикленным высокочастотным сипом (канадец из Торонто Michael Trommer), как бы в подтверждение бессмысленности приходящего; наконец, венчает 74 минуты первого "диска" необычайно пространственный индустриальный дрон в исполнении норвега Terje Paulsen'а.
После такой музыки обязательно стоит сделать перерыв, как и после тяжелой работы, чтобы мозг имел возможность реабилитироваться, а затем — снова в путь. Открываем папочку со вторым "диском", и вновь переносимся в мир ненормального, который будто бы и не прерывался. Вторая часть стартует с неожиданно захлопывающего широкой 13-минутной волной мягкого пространственного нойза, творения русского импровизатора Богдана "Dullsky", заметно выделяющегося на фоне всей компиляции даже по уровню громкости, не говоря уже о бесконечной атмосфере и тональности звучания. Гудит впечатляюще. Кромсающий подсознание ультразвук продолжает свое дело и в последующем треке "Термитный колледж", автор очередного примера musique concrete, созданного на основе акустических источников — Tim Walters. Поневоле начинаешь задумываться, что тема выворачивания нутра наизнанку будет развиваться и на протяжении всей второй части, но некие авангардные вкрапления в треке "Altocumulus" (он же Hannah Michael Gale Shapero из далекого Вашингтона) все-таки немного приводят к уравновешенности. Все снова возвращается к приглушенному звучанию, синусоидно-осциллографические пассажи от "Mind6Spiral" (еще один американец Mike Metlay), исходя из заголовка, даже описывают кружащих вокруг ангелов, хотя ангелы эти иногда чавкают и месят грязь, как свиньи. "Массивный хит" авангардного испанца Juan'а Antonio Nieto под кличкой "Pangea" продолжает направленность коллекционирования множества разнообразных звуков в одной колбе, которую во избежание разрыва спинонго нерва лучше сильно не трясти. Весьма напряженное безобразие сменяется темой прямо противоположной, хотя и унаследовавшей кое-что и прошлого: импровизации "D'incise" из Женевы наполнены меланхоличным перебором гитарных струн, происходящим где-то в одинокой пустыне, где лишь изредка пролетает мошкара да пробегает суслик. Гитарная прелюдия оказывается вполне закономерной перед умеренно сильным треком в исполнении еще одного гражданина США Phillip'а Wilkerson'а; жанр его и тематику определить довольно сложно, но обширный и очень "живой", мелодичный звук из области "случайной" гитарной акустики, смешанной с синтезаторами, оказался для меня приятным сюрпризом, особенно после такого количества безумных погружений в мир хаоса. Мягкая гармония продолжается и в произведении таинственного Gregory Conte с характерным заголовком "Deep Blue", а затем — призрачно рассеивается в мини-зарисовке проекта "Kendall Station", американских "коллег" Столка по радио Stillstream, которая состоит лишь из перебора клавиш одного космического инструмента: он присутствует в качестве затравки перед главной космической битвой второй серии, трека "Unstable star 0.25", автор которой, бравый хорват Dzlav, воспользовался дешевыми звуками компьютерных приставок, чтобы изобразить некое подобие сражения джойстиками. Получилось противно, но смешно, и хорошо, что не очень долго. А то уж совсем как-то ненормально себя чувствовать стал... Так, что под конец вроде бы очевидный долгоиграющий монотон от кёлнского "8m2stereo", одинокая сирена из Уэлльса Susan Matthews, поющая на фоне звуковых обломков, угольков и выстрелов в ночи, и даже невнятное зудение и почесывание в исполнении россиянина Djet (Александр Лисовский), кажутся после этого медом на уши. Начали с России, прошлись по авангардной Америке, и вернулись все туда же. Символично и спасибо.
От политически континентальных тем переносимся к третьему "диску" — естествознания. Открывает его призрачная морская композиция парижанки Julie la Rousse — "Сны воды" ("Waterdreams"), в которой полевые записи объединены путем гибридизации их с мрачноватыми синтезаторными вставками и множеством саунд-импровизаций. По настроению и структуре звука мне этот тотчас напомнило стилистику россиянки Ariu Kara, однако у la Rousse звук получается все-таки более насыщенный, плотный, расширенный по панораме, и — более естественный. В "женском боксе" подобного рода она явно выигрывает (хотя, как мне известно, составителю компиляции релиз Ariu Kara на INQB8R показался, как минимум, интересным). Пока слушал, словил глюк, будто звонит телефон — оказалось, он таким образом зашит куда-то в отдаленную часть панорамы. Булькающие широкоформатные зарисовки, плавно переносящие слушателя в далекий ambient-космос, продолжает и "Palancar", он же программист по профессии и синтезаторщик по увлечениям, американец Darrell Burgan. Его же земляк "Gurdonark" (Robert Nunnally) продолжает тему вылета в пространство звука, однако на этот раз и плавно украшает его нестандартными для жанра элементами. Постепенно шум и "ненормальный" звук набирают обороты, переходя к довольно тяжелой на слух и настроение композиции в исполнении музыканта из Торонто Steven'а Hamann'а под псевдонимом "SIGHUP". После шумодава болты окончательно срываются импровизационно-акустическим безобразием, предподносимым дуэтом из Швейцарии Laurent Peter/Cyril Bondi сотоварищи ("Diatribes"). Но даже такого рода freejazz покажется медом на уши в сравнении с его последователем — немецким дуэтом "Strom" (Gaudenz Badrutt/Christian Muller). "Стрём" — хорошее название для полобной шизофрении, которую музыкой я бы не решился назвать. Скорее, это просто набор импровизационно расставленных звуков, похожий на то, как если бы у звука были челюсти, и его жизнеспособность охарактеризовывалась бы способностью жевать, чавкать и перебирать конечностями. "Ненормальных" произведений в подобном жанре так много, и они так мало отличимы друг от друга, что даже не замечаешь, как заканчивается один трек, и начинается другой, автором которого является значок буквы "о" с двумя точками сверху и по бокам. Этакий мелкий насекомый клоп. Кроме минималистичного сумасбродства, в его произведении, также обозначенным не словом, а значком из двух знаков равенства и точки посередине, я ничего не обнаружил. Зато за четыре с половиной минуты здорово отупел. А продолжающая минималистичную тему композиция американца Kevin'а Haller'а кажется совсем уж примитивной, хотя и довольно гармоничной. По-моему, для бОльшей убедительности ей не хватило более насыщенного звучания. Не стоит сильно расстраиваться — оно тотчас появляется на горизонте, в подаче очередного американского дрон-композитора под псевдонимом "C. Reider", выпускающего космические газы под монотонный гипнотизирующий ритм. Затягивание в петлю продолжается и со стороны арктического пояса — канадец под псевдонимом "Anime Hill" любит ритмы жесткие, мрачные, и вокруг чтоб было ничего не видно, однако голова при этом сильно кружилась. Хирургическо-психологическую направленность в минималистичных тонах соблюдает и немец Siegmar Fricke (проект "Pharmakustik"): послушав его произведение, можно еще раз только поразиться внутреннему душевному устройству немцев и тому, в чем они находят удовольствие жизни. Следующий за ним проект Thomas' Park'а "Mystified" и композицию в виде ремикса на произведение "The Haze" можно охарактеризовать апофеозом петлеобразной музыки. Кристалльно чистый гипнотизирующий ритм с мелкими вкраплениями ставят точку в познании глубин своего мозга. Почти точку — постскриптумом к пространственно-экспериментальным атмосферам, которыми слушатель только что наслаждался, служит глубокий звуковой туман, напускаемый, опять-таки, американским ambient-гитаристом "Har".
Не устали? Приступаем к заключительной, четвертой части — тотальных импровизаций. Начинается она с дремучих подергиваний виолончели или подобного тянучего инструмента, который одиноко тоскует, закатывая струны словно зрачки, в кислотно-щелочном наслоении клавишных, выдувных и синтезаторов. Автором звуколесицы является еще один загадочный персонаж компиляции под алиасом "JFox", в поисковой системе представляющийся иголкой в стоге сена. Его прелюдия к последующим событиям сразу предполагает наличие многих разнообразных, иногда не связанных между собой звуков, какофоний, экспериментов, гудений, свистений, мяуканий, чавканий и прочего отменного ненормала. Судя по всему, "на сладкое" Столк решил оставить самые беспроигрышные кусочки по части аудио-нокаутов. В подобном же ключе выполнено произведение французов "achH & N." и Anton Mobin (не путать с Amon Tobin!). А вот урбанистический пассаж еще одного бесноватого американца "Pighood" (David Waldman) снова плавно переносит слушателя в атмосферу поспокойнее... хотя и не сказать, что посветлее. Это своеобразная передышка перед композицией украинского синусоида под характерным никнеймом "v4w.enko", "живая" электроника самоисполняющихся алгоритмов. Тотальная роботизация звука. От нее снова отталкиваемся в мир разнообразных шумовых коллажей — гражданин США "Emerald Adrift", он же David Herpich. Темы и структуры — явно не для средних умов. Импровизационный характер 4-й части сборника продолжает и некто "My Brother Daniel", сайд-проект бостонского музыканта и диджея "Radio Scotvoid", звук которого на фоне прочих хулиганов мне показался бледноватым. Однако сразу от этой плоскости переносимся в мир звука плотного, "железного" и очень обширного: творчество Mike Metlay настолько понравилось составителю сборки, что он включил еще один его космический пассаж, на этот раз весьма сильно отличающийся от предыдущего, ибо выполнен он, преимущественно, с помощью "металлической" гитары или же ее сэмпла, и очень сильно напоминает настроение музыки к фильму "Deadman". Звук растекается захватывающе и звонко, хотя он весьма несложный. Шумовой drone от "Petal", больше напоминающий шум фабрики, нежели музыку, тоже несложный, но уже менее захватывающий, а вот проект "Controlled Dissonance" по части наслоения и объединения текстур в один глубокий пещерный гул впечатлил. Не хуже, чем "Lustmord", как мне показалось... Конечно же, из честной скромности автор юбилейной компиляции не мог обойти вниманием и свой собственный звук. Характерно, что он появляется уже почти под конец. В этот момент рекомендую уменьшить громкость воспроизводящей аппаратуры, потому что авторский звук Столка больше поход на расстрел двухтысячной роты солдат из огромной космической гаубицы. Не имею понятия, как он уместил в одной амплитуде столько мощности, но описать его произведение "Howonakemoise" можно только ударом по морде каблуком сапога и окунанием рыла в унитаз. После этого двухминутный мини-пассаж на гитарных струнах американской импровизационистки Сабрины Зигель (Sabrina Siegel) кажется чем-то вроде пуха одуванчиков, летящих по безлюдному пляжу. Но это еще не все — самый большой сюрприз, точку сборнику ставит загадочная композиция "Scuffs", посвященная не менее загадочному персонажу в истории Agnese Scuffs, латвийской девушке, которая бросила некого Эдуарда Лиедскалниньша прямо перед днем свадьбы, а тот возьми, мигрируй в Штаты да и построй там Коралловый замок, над котором ведущие умы планеты до сих пор голову ломают — как же он в одиночку сделал то, в чем по сей день не могут разобраться ведущие архитекторные умы? Но записали данный звуковой эпилог не американцы, а наши местные ребята "Sebo de Tripa", которые совсем недавно впечатлили меня своей абсолютно чокнутой записью "Picshit.1". Именно оттуда и взят данный трек. Не могу не заметить, что это очень почетное место на компиляции такого рода и в числе подобных мастеров современного экспериментального звука. Знай наших!
Что можно сказать о сборнике, в целом? Работа проделана колоссальная. Я бы никогда не решился переслушать столько независимого материала, чтобы потом еще и заниматься его мастерингом, придумывать графику, забивать эту информацию на веб-странице, и прочее. Уверен, даже смельчаков, что скачает и послушает сборник от начала до конца, наберется немного: 5 с лишним часов выкручивания головы против часовой стрелки — терапия не для слабонервных. Наверное, на данный момент это единственная такого рода антология сетевой экспериментальной музыки, являющаяся "звукографией" текущего момента времени. Она интересна даже не столько внутренним содержимым, которое в общей каше себе подобных, оказывается, может быть и довольно вторичным, сколько своим размахом, размером, идеей.
В качестве минусов мог бы упомянуть, что с уровнем звука стоило поработать побольше, ибо иногда приходится выкручивать громкость в сторону уменьшения, чтобы не раздробило голову. Мне также не всегда был понятен общий план выбора композиций и их расположение. На мой взгляд, иногда можно было бы кое-что поставить совсем в другом месте. Но общее психологическое восприятие, наверное, стоит оставить на совести автора. Марк Столк, безусловно, один из самых ярких представителей свободной экспериментальной музыки, которая в наше время бесплатно распространяется по лицензии Creative Commons. Меня искренне радует, что бесплатная музыка находит все больше заинтересованных слушателей. В свое время ее записывали лишь сумасшедние одиночки, и слушатели не менее сумасшедние единицы; прошел совсем короткий период времени — и это уже имеет претензию на моду и даже "гламур". История развивается, а это всегда интересно, независимо от того, в какую сторону она направлена. Делают же ее историей такие вот обыкновенные энтузиасты, как Столк. Пришло время любителей!
|