частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♭ старт ♭ музобоз ♭ эссе ♭ кино ♭ неблог ♭ форум ♭ поиск: внутри / снаружи ♭ нашлось |
|
Жан-Мари Машадо — известный во Франции пианист и композитор с огромным опытом работы и творчества как в джазовом, импровизационном, так и академическом направлении. Но корни его родства тянутся в Италию, Испанию и Португалию, а корни творчества — в Марокко, где он провёл детство, в котором музыка сыграла первостепенную роль. Машадо «академий не заканчивал», он — самоучка, придерживавшийся в своём обучении теорий и практик легендарной французской пианистки Катрин Коллар, которую, в каком-то смысле, можно считать его «педагогом». В свою очередь, многослойность культур, в которую Жан-Мари был погружён с самого рождения, со всей очевидностью отразилась на его творчестве.
Альбом «Majakka» уже своим названием характеризует то, о чём он. В переводе с финского оно означает «маяк», но было выбрано автором, прежде всего, из-за своего звучания (и уже потом ради «веди меня, моя звезда и бла-бла-бла»). Звучание – ключевая составляющая музыки, созданной лишь при помощи четырёх основных инструментов, но впечатляющей своей глубиной и многогранностью — подчас благодаря тому, что инструменты эти могут использоваться не по своему стандартному назначению, а расширяться и звукоизменяться. Например, в концовке заглавной композиции «Bolinha» (с португальского — «Мяч») Жан-Мари использует обыкновенный деревянный брусок, превращающий звучание фортепиано в нечто восточное, средиземное. Виолончелист Vincent Segal так же может «дразнить» свои инструмент разными способами, саксофонист Jean-Charles Richard использует не только саксофон, а традиционные ударные «джазовые» здесь и вовсе заменены многослойными восточными перкуссиями.
Как всё это выглядит вживую, можно почитать и даже посмотреть.
С самого начала альбом задаёт тональность для квартета, состоящего из постоянных коллег и друзей Машадо: саксофон и виолончель вступают одновременно не как инструменты, а словно рассказчик со своим мягким, чуть надтреснутым баритоном, неторопливо и вдумчиво вводящий слушателя в историю творческих путей и встреч автора, сходящихся у причала данного проекта.
Но жанр этой истории определить непросто. При прослушивании я не раз задумывался о том, что вроде бы тут всё очень доступно. Особенно по названиям композиций, половина из которых обозначена на португальском, половина — на французском: «Чёрные камни», «Лёгкий ветер», «Свет луны», «Другая земля», «Эмоция радости», «Дождливое море», «Медленная птица»… интернационал, музыка волн, музыка ветра. Но музыка странная, необычная, ранее не встречаемая. Совсем «не как у людей», и в то же время — придумана, записана и сыграна очень даже обыкновенными людьми.
В фортепианной игре самого Машадо много французского импрессионизма и свободных джазовых импровизаций; повелитель
Во многих пресс-релизах Машадо отмечается, что «его творчество не знает национальных границ» — с этим не поспоришь. Только выводя свой разум за границы национальных идентичностей, в наше время можно считать себя современным. А творческий подъём невозможен без смешения различных культур: здоровые дети редко рождаются в пределах одной деревни. И этот альбом — также доказательство тому, как обыкновенный калейдоскоп со своим простым техническим устройством может надолго удерживать внимание.
При своей видимой простоте музыка эта является выдержанной годами, «взрослой» и рассчитанной на подготовленного слушателя с некоторым музыкальным опытом. Возможно, таковой является современная академическая музыка, и предметный «ансамбль» в современных музыкальных школах может выглядеть именно так. Структурно композиции далеки от «проверенных временем формул», и хотя к каждой из них наверняка имеется нотная партитура, простыми их не назовёшь. Прежде всего, из-за ритмики, которая первично образуется в голове, а не в теле: подчас она вместе с тональностью достигает пограничных значений настолько, что кажется, будто этот маленький оркестр необратимо «сбился со счёта». Но вот все поршни начинают работать на нужных оборотах, и механизм этот собирается вместе так же слаженно, как он, казалось бы, уже расстроился. Я переслушивал запись несколько раз и именно эти моменты околдовывают дольше всего: непонятно, как это описать, как в этом разобраться и как вообще это придумал и сыграл автор. Это ведь сыграно без дирижёра. КТО задаёт темп? Кто машет палочкой? Нет его.
Импровизации музыкантов, исполненные подчас соло, штрихами, набросками, как внезапные мысли или обрывочные воспоминания, завораживают не меньше. Может, это и не импровизации вовсе, и каждый звук там выверенно стоит на своём месте — об этом судить сложно. Всё это настолько живо, скрупулёзно и подвижно, что и не имеет смысла угубляться в разбирательства. Лучше просто наслаждаться игрой… тем более что изумительно кристалльные запись звука, сведение и мастеринг здесь выше всяких похвал. Не зря «этот этот диск был подготовлен при участии Министерства культуры и коммуникаций Франции», как значится на обложке. На ней даже гордая печать имеется: «High Quality Products Made in France».
Однако, фирма.
См.также:
|