проликсир частная фанатека, её осмысление и проч. отсебятина
#ПРОЛИКСИР#

# Начал ось # музобоз # проза ек # былое бездум #
# форум # другие # рупор # поклон
# для купцов # для воров # для потерянных # english-мэнам #


 
ищу  нашлось

Massive Attack

Heligoland

Год издания: 2010
Ярлыки: Electronic / Pop
Количество дисков: 1
Количество композиций: 10
Добавлено: 25 февраля 2010 года
Просмотров: 1611
Диск: N/A

Рейтинг: 6

Massive Attack - Heligoland - обложка

Уже шесть лет прошло с того момента, как мы "плыли" от новой работы легендарного бристольского коллектива, к тому моменту оставшегося в составе практически одного участника, которым был Robert del Naja, если не считать, что где-то на фоне маячил звукоинженер и продюсер Neil Davidge. Многие критики и слушатели альбом не оценили, а зря. Было в нем что-то, было. А вот к выпуску "Heligoland", названного по аналогии с затерянными островами в Северном море неподалеку от Германии, в компанию Роберта все-таки пожаловал и один из "отцов" проекта Daddy G. Даже эпизодически пробасил в треке, посвященном дроблению атома, а-ля "возвращение титанов". Однако его роль свелась, на мой взгляд, к минимуму, а может, и помешала достичь чего-то более вменяемого, сбалансированного.

То, что наблюдаем на обложке, вполне соответствует содержанию: осклоки, обрезки настроений, хаотичные коллажи, повышенная эклектичность, муть, блажь, ересь, и все это, само собой, отточено, отполировано, но в итоге... то самое раздвоение островов Heligoland, только один из которых заселен жителями из-за крови, пролитой в прошлом, и рано или поздно вымрет от старости, когда туда перестанут ездить туристы, и некому будет продавать табак и алкоголь, и на котором запрещенное постановлением комитета безопасности Германии передвижение на автомобилях будет существовать вечно. От былого напористого звука, который реально состоял из массива атак, атак глубоких, накрывающих с головой, остался только жалкий огрызок. Альбом словно отражает состояние внутреннего мира музыкантов, которые сильно ушли в себя и исполняют то, что должны исполнять, без прежней искры и харизмы, ради галочки или выгодного контракта: это узкий, тесный мир "своих" или тех, кто уже значительное время назад отошел от дел, а аудитория для этого - не больше населения о-вов Хелиголанд.

Среди "отошедших": Martina Topley-Bird, соратница и любимая женщина Tricky, характеризующая свой дуэт с Massive Attack как "триумфальное возвращение на сцену" спустя 5 лет (вокал в "Babel" и "Psyche"), Hope Sandoval, вокалистка группы психоделически романтичного проекта "Mazzy Star", затерявшегося еще в 90-х (вокал в "Paradise Circus"), бессменный соратник коллектива, годами незаменимый рэгги-мэн Horace Andy (вокал в "Girl I Love You", "Splitting the Atom") и конечно, напрочь лишенный выдающихся голосовых данных сам Robert del Naja (шептание эха в "Splitting the Atom", "Rush Minute", "Atlas Air"). Вокальным составом авторы проекта постарались привлечь внимание и к самым выдающимся деятелям современной британской инди-сцены: тут вам и Damon Albarn, вокалист Blur (вокал в "Saturday Come Slow"), Guy Garvey, вокалист indie-группы "Elbow" (вокал в "Flat of the Blade"), а открывает альбом Tunde Adebimpe, вокалист группы атмосферно-акустического пост-панка "TV on the Radio", которую, наверное, по мнению Massive Attack, нужно считать самым главным событием звука в Бруклине.

По-моему, альбом "собирался" под состав новых вокалистов, однако, видимо, он планировался с размахом гораздо пошире. Кое-кто наверняка побрезговал способствовать возвращению некогда легендарного проекта, в результате чего Robert del Naja опять выкручивался за всех, хотя делать ему это было вовсе необязательно. А если тут у нас нет ни одной композиции без слов, инструментально-патриотичной, специально для поклонников, вывод напрашивается неоднозначный: перед нами уже вовсе никакая не экспериментальная музыка, не мощная базука из подполья, а обыкновенный радио-попс, розовый пистолет из пластмассы со струйкой воды. Который словно в Китае попытались сотворить без должного энтузиазма и пользы, только бы на продажу выставить.

К тому же, совершенно нехитовый и не проходной, как ни старались. Конечно, можно возразить: послушай альбом несколько раз! Чем дольше слушаешь, тем больше вставляет! Да, слушал несколько раз именно, и пришел к выводу, что все, прослушанное несколько раз, укореняется более глубоко. Самое главное, как вставляет в первый раз. А в первый раз наскучивать стало после 3-й минуты.

Напоследок, попытавшись найти в альбоме что-то умудренное и полезное для себя, хотя бы в его лирике и текстах, я заглянул в транскрипции поэзии и пришел в смятение: половина песен на тему любви, причем любви потерянной, заблудшей, мимолетной, инфантильной, остальная половина - на темы, которые можно рассматривать под разными углами очень неоднозначно, но это вовсе не свидетельство того, что поэзия гениальна. Наоборот, она весьма далеко от этого.

Рассмотрим, например, начало альбома.

In deepest hollows of our minds

A system failure left behind

And their necks crane

As they turn to pray for rain

And their necks crane


Т.е. примерно так:


В глубоких разума пучинах

Системная ошибка закралась.

Их шеи оттого вдруг удлинились,

Что обернувшись,

О дожде они молились.

Мне сразу представляются жирафы, торопливо бегущие на водопой. Потом их шеи превращаются в червей, сосущих мозг. Когда-то Роберту посоветовали "вернуть черноту в Massive Attack", т.е. не терять корни с рэгги, хип-хопом и соулом в своем творчестве, но он мог воспринять это и буквально... Ручаюсь - чтобы вернуть черноту, del Naja мог даже нюхать кокаин черного цвета. Настолько уж его лирика пронизана потусторонним миром, в котором слова имеют еле прощупываемый поэтический бриз. You're looking at stars that give you Vertigo... Иронично. И черный размазанный клоун на обложке... неспроста.

А вот, например, из заключительной композиции:

Nothing to lose but my chains

Internet beats on my brains

Head in the sand, feet in the clay

A place to piss, a place to pray


Кроме цепи, нечего терять,

Интернет вправляет мне мозги,

Головой песок, а ногами - в грязь:

Место помолиться и поссать.

Это не уровень лоска и совершенства, который можно было ожидать от нового альбома, тем более спустя столько времени, но признаться, я сам уже давно ничего от Massive Attack не ожидал. Уровень "Сотого окна" и "Мезонина" переплюнуть тяжело. А с нуля начать никогда не поздно, к тому же, это не запрещено законом, так что все легально.

Саунд: тонкий и чистый, но не доходчивый, временами занудливый

Обстановка: часть острова, на котором уже давно не живут люди

Ключевые композиции: "Paradise Circus" (уж кто только не использовал эти три ноты, но хоть для хита сойдет); "Atlas Air" (таким должен был быть весь альбом!); "Flat of the Blade" (хорошая попытка отойти от рамок жанров)

Рекомендуется: для сравнения, как хорошо было раньше, и как скучно - сейчас 

Mr.Prolix

Назад I/DEX - Layers Autechre - EP7 Вперёд


См.также:

Massive Attack



Комментарии К этой рецензии добавлено 7 комментариев. Присоединяйтесь! (Форма для комментариев - ниже)


Пришла мысль? Запиши её, пока не убежала!   За это не нужно платить и расплачиваться, и она будет опубликована сразу после отправления, без дополнительной регистрации. После нажатия кнопки отправления введи цифровой код - пароль для Матрицы. Благодарю за мнение!

"Любой человек имеет право говорить то, что он считает нужным, а любой другой человек имеет право бить его за это". С.Джонсон
Тэг жирного шрифта Тэг курсива Тэг подчеркивания Тэг изображения online Тэг ссылки YouTube video 
ваша точка зрения *:
за свои слова отвечаю, подпись*: 


© 1998-2019, Mr.Prolix. Все права и обязанности соблюдены. Кто не спрятался, сам виноват.
Производство данного сайта является экологически чистым, а отходы подлежат вторичной обработке.