частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
ПРОЛИКСИР ♭ музобоз ♭ эссе ♭ кино ♭ неблог ♭ форум ♭ поиск: внутри / снаружи ♭ нашлось |
|
Экспериментальная музыка расширяет не только кругозор, но и словарный запас. "Нунатак" — новое слово для меня, хотя встречал я их немало. Хотя вначале кажется, что это "новояз", коим насыщены обложки экспериментальных записей, но это — окружённый льдом скалистый пик, горный гребень или холм, выступающий над поверхностью ледникового покрова. А вот Gongamur — именно то новое слово, придуманное автором. От корня "gong", что обоснованно, т.к. запись эта создана при помощи одного или нескольких гонгов, о чём история умалчивает.
Гонги бывают разные, и звуки их тоже, но одно понятно однозначно: перевести звук гонга в "цифру" под силу не каждому, да и самой "цифре" не под силу. Для Кёнера дебютная запись оказалась вызовом самому себе, и он с ней справился на троечку: получился бесформенный звуковой коллаж, лишённый музыкальности — как будто обход вагоностроительного завода совершает сторож с монтировкой, только звук потише да послабже. Не "гонгамур", а "гонгодох".
На альбоме представлено 11 безымянных композиций (треки Untitled вкупе с визуализацией, от которой неслабо веет холодом, прям-таки преследуют), и если слушать их на относительно небольшой громкости в относительно небольшом помещении, то расслышать идею нереально: каждый трек предваряется тихим-тихим вступлением, в котором только едва слышно что-то шуршит; гомогласие гонга проявляется фрагментарно и так же неожиданно смолкает. В такие моменты слушатель кажется маленькой букашкой в сравнении с Зевсом, который сам находится так далеко, что похож на муравья, оттого его рокот долетает с мыслеформенной задержкой.
Что именно Köner с "гонгами" сотворил — неизвестно; извлечением звука он занимается нетрадиционным способом, мучает инструмент и принуждает его замысловато гудеть, запуская в пространство длинного змея. "Гул" — вот и всё, что рождается от такого подхода. И хорошо ещё, что не такой гул, от которого постоянно ломит в черепной коробке. Такой здесь тоже есть, но немного и нечасто. Это плюс.
Поразительно, но альбом перенёс несколько переизданий: изначально он вышел на голландском лейбле Barooni, переиздания распространялись на Staalplaat, а версия на виниле появилась спустя 20 лет на лейбле Type. Чем это вызвано, не понял; "культовый статус" для меня так и остался загадкой…
26 августа 2020 13:51 · См.также:
|
Звучание не раздражающее, я думал, будет хуже, но нужна усидчивость. Низкочастотная медитация, сидя глубоко в очень узкой долине между упомянутыми обледеневшими скальными пиками, если отскакивать от авторского концепта. Хотя я скажу, ассоциативно всё это напоминает другое, из-за присутствия "металличности" в саунде, что напрямую отсылает к неритмичному индастриалу старой школы. Такой гул (скажем, последние две трети трека 6) можно расслышать ночью в местах недалеко от различных городских объектов, вроде заводов, комбинатов, ж/д узлов — именно ночью, когда зрительный момент естественным образом слабнет, а слуховой, наоборот, усиливается. Подобный фон неясного происхождения я ночью слышу из окна в комнату даже в своих местах обитания, при том что рядом нет ни города, ни каких-либо подходящих инфраструктурных объектов, ближайшие километров за 20 как минимум. Короче, Кёнер записал практически ночной альбом — якобы, что можно расслышать, глубокой ночью высунув ухо из окна своего обиталища.
***
Музыку, которую практически не слышно, в середине 90-х попытались назвать изоляционизмом (isolationism). В эту категорию попали немецкие сверхтихие музыканты Томас Кёнер (Thomas Köner) и Бернхард Понтер (Bernhard G nter). Абсолютно безынициативные звуки гнали и британские проекты Main и Lull. Им противостоит (акустически, но не идеологически) зверский грохот и надсадный рёв — то, что называется гордым словом «нойз» (noise, «шум»).
(с) А.Горохов