частная фанатека, её осмысление, и прочая отсебятина 18+
проликсирПРОЛИКСИР
старт музобоз эссе неблог форум
поиск: внутри / снаружи нашлось
 



Утюе. U2 в Лондоне: арена O2, 30 октября 2015

14.11.2015 Логотип

Пролог

На концерте U2 в Москве я побывал пять лет назад, причём в тот раз предполагал, что это будет последний раз встречи с кумирами моего отрочества и юности. С тех пор, в силу предсказуемых жизненных обстоятельств, я также не совершал никаких вылазок заграницу. На выходе из Лужников мне казалось, что тема знакомства с апофеозом творчества самых именитых ирландцев в мире исчерпана. Позволю себе воспользоваться цитированием Ноэла Галлахера из "Oasis":

Со всем своим уважением, когда я увидел 360°, я подумал - это конец чего-то, и не в плохом смысле этого слова. Я думал, оно настолько ошеломительно, настолько крупное, настолько высокое, настолько удивительное. Я подумал, что это конец чего-то и размышлял, что же будет началом следующего - и вот оно.

И вот оно!

И вот оно - U2 выпустили новый альбом, Боно попал в велокатастрофу, в результате которой стал обладателем очередного имплантанта - на этот раз в левой руке и предплечье, но это не помешало отправиться команде в новый тур - "iNNOCENCE + eXPERIENCE". Удивительным и непредсказуемым оказалось то обстоятельство, что у меня появился очередной шанс попасть на их выступление, а именно - в последнюю дату турне в октябре 2015-го в Лондоне. Тем более чудесным, что я не прилагал к этому никаких особых усилий. Спустя несколько лет после разбежки с одним из моих приятелей, который обозначен в моей летописи историй, в январе 2015-го года мы снова встретились, много разговаривали и ещё больше бухали, и оказалось, что он живёт в столице UK уже несколько лет и обзавёлся крышей над головой.

Я обмолвился краем языка о том, что нахожусь под большим впечатлением от альбома "Songs of Innocence", и в результате, не отходя от барной стойки, посредством современных технологий, для меня был приобретён билет на концерт группы, с уклоном на то, я должен приехать в Лондон, "в гости", и без особого напряжения провести один из самых непредсказуемых моментов своей жизни, в которых сам концерт, скорее всего, занимал бы отнюдь не первое место.

После грандиознейшей попойки с участием азиатских женщин я очнулся, к счастью, в собственной квартире, лежащим абсолютно голым на полу, и, следуя разбросанной по всей квартире одежде, пришёл к выводу, что входная дверь оказалась не заперта. Через пару дней выяснилось, что через десять месяцев меня ожидает концерт U2.

В отличие от всех предыдущих ожиданий концертов, на этот раз меня не одолевал импульсивный мандраж и предвкушение присутствия. Наоборот, в силу набравших оборот событий с наплывом беженцев в Европу, беспорядков на границах, активных боевых действий в областях, которые меня совершенно не касались, но в которые вляпались власть имущие того государства, в котором я живу, мне совершенно не хотелось никуда вылезать из своей шняжной, но уютной берлоги. И всё-таки ощущение неизведанного взяло верх. Я дал себе по морде и таки заказал билеты на дисконтный рейс авиакомпании RyanAir.

Сейчас я уже понимаю, что вся моя неуверенность и страх была основана лишь на ударах внешнего информационного пространства, в котором я пребывал. И если выключить это пространство, т.е. не читать новости, не слушать радио и тем более не смотреть ТВ, то и бояться нечего. Сообщения об этом от U2 исходили лет уже этак 25 назад. Правда, в весьма завуалированной форме, которую я тогда ещё не носил. Но об этом позже.

Прибытие & Ожидание

И вот, упаковав маленький рюкзачок для ручной клади, чтобы не платить за багаж (all that you can't leave behind), я погрузился в небесный трамвай ирландской авиакомпании, словно распухшая сарделька. В маленьком Boeing 737 около 200 мест, каждый сантиметр расписан; из-за пуза, которое я бережно отращивал на мясе и водке за эти годы, я едва смог застегнуть ремень безопасности. Моё место находилось в середине двух других, пот лился рекой, мотор бешено колотился, со всех сторон раздавались крики неуравновешенных детей, периодически в ноздри жаловала омерзительная вонь изо рта одного из соседних пассажиров, смешивающаяся с запахами бортовой харчевни. Слушать музыку или смотреть кино со смартфона было невозможно, т.к. их намертво заглушил рёв двигателей и включенный на полную громкость мультфильм на планшете одного из русских пассажиров сзади, ублажающего своих отпрысков. За бортом была почти ночь, организм пытался выключиться и поспать, но удушающая атмосфера призывала его бодрствовать.

Аллах акбар, это длилось не более двух с половиной часов. Потом длинная змеевидная лента из людей - проверка паспортов на британской границе, затем около часа езды по левосторонней полосе со скоростью 60-70 миль в час, т.е. примерно 120-140км/ч, я таких скоростей в Латвии не испытывал... И в вот, где-то под утро погружение в покой. За день до концерта.

У меня было достаточно времени погулять по центру Лондона, району Сохо и ощутить дороговизну этого мегаполиса. Вечером оказалось, что один из водителей метро чуть не умер, из-за этого подземка встала. Мы около получаса смотрели, как толпищи людей пытались втиснуться в несколько вагонов, с отдышкой прибывающих на станцию каждые три минуты. Потом забили на них и отправились nach hause на катере, который останавливался аккурат напротив арены O2, где должен был состояться концерт. Уже в тот вечер я оценил масштаб мероприятия - арена представляла собой натянутый тентом купол, рядом располагалось ещё несколько подобных секторов. Такой её также увидел и Эдж, назвав своё фото "Очередной день в офисе":

Another Day At The Office

Рядом с ареной располагалось несколько огромных зданий, самое массивное напоминало инкубатор с круглыми окнами, из которых должны были вываливаться яйца. Вдоль арены располагались огромные округлые мониторы, из которых в промежутках между рекламой показывались лица участников U2 и логотип турне. Значит, я был на верном пути и шоу, действительно, должно было состояться в этом округе.

Инкубатор рядом с O2

Нынешний тур группы примечателен тем, что проходит он, в отличие от предыдущего, вовсе не по всей планете, а в лишь самых элитных её окрестностях. В которые входят Канада и США на одном континенте и Голландия, Италия, Швеция, Испания, Бельгия, Германия, Британия и Ирландия на другом; и следовательно, длится он гораздо меньший промежуток времени - не 2-3 года, "как обычно", а в рамках одного года. Посещаемых стран немного, но в каждом из городов проходит по нескольку концертов.

U2 на экранах O2

С одной стороны, это можно оправдать возрастом U2 - их участникам, в среднем, уже стукнуло более полтинника, и хотя ни один из них не "выглядит" на этот возраст, им уже непросто перемещаться с места на место пару раз в неделю и пытаться вникнуть в праведный звук с заложенными после посадки самолёта ушными раковинами. С другой стороны, что более вероятно, это оправдано занятостью команды в других начинаниях, особенно касаемо Боно. В третьих, сам студийный альбом с его направленностью "вскрытия корней" не подразумевает снятия сливок на коммерческих достижениях и опупенных декорациях. В четвёртых, U2 сменили менеджера и им больше не является Пол МакГиннесс, а ведь именно он стремился сделать из ирландской четвёрки как минимум британскую. Наконец, U2 уже не находятся в десятке поп-групп среди молодёжи, у которых на экране смартфонов и в наушниках звучат совсем другие кумиры, более безбашенные, раскрепощённые и тупые настолько, что не имеет смысла и почёта среди сверстников вникать в их философию.

30-е октября значилось в расписании представлений U2 в O2 четвёртым по счёту выступлением из шести - впервые в Лондоне было дано такое количество концертов в рамках одного турне. Мне, однако, факт этот был немного фиолетов - на протяжении нескольких месяцев я очень редко слушал музыку по-серьёзному, вникая в её детали, а из записей выступлений IETour заценил лишь бесбашенные прыжки Джимми Фэллона в его эпическом исполнении "Desire" в Нью-Йорке. Поэтому я, не предполагая ничего особенного, всё-таки надеялся на что-то такое, чего я ещё не видел и не слышал.

Путешествие на концерт началось со старта по канатной дороге "Emirates Line" через Темзу, которая вела напрямик к арене O2. За 15 минут усёра над речкой я заплатил 3,40 фунта. Перед посадкой персонал линии, как мне показалось, условно сортировал пассажиров так, чтобы чёрные сидели сами по себе, мусульмане сами по себе, ну и белые тоже сами по себе. Я очутился внутри с какой-то парой бледнолицых англичан, которые, судя по телефонному разговору джентльмена, тоже ехали на концерт U2. Пара вела себя так, как будто меня и их отделяла невидимая стена: они фотографировали друг дружку на фоне "Лондона снизу", а я фотографировал то, что мог, но не взяв их в кадр. С собой у них не было ничего - ни сумок, ни кульков. Мужчина был одет в лёгкий джемпер, как будто перемещался из соседнего дома в другой дом. При выходе, ступив на эскалатор позади них, я заметил, что задняя часть юбки женщины была помечена отпечатком большой ладони, как будто она присела не на крашеную скамейку, а на чью-то вымазанную мелом руку. У меня даже сперва возникло ощущение, что я должен сказать ей о том, будто по пути кто-то отчётливо хлопнул её по заднице, но потом я вспомнил о своём ужасающем английском акценте, и это спасло меня от досадного замечания.

O2: вид из канатной дороги

Коренные интеллигентные англичане среднего поколения, живущие в Лондоне, в целом, ведут себя очень подобающе, они экстренно флегматичны, не вступают в контакт с незнакомыми людьми (даже если они белые), они в меру чопорны, но не вызывающе агрессивны, как это было всего лишь несколько лет назад. Причиной тому наверняка огромный поток "понаехавших", из-за которых столица Велико-Британии нынче напоминает расовый зоопарк. Мне нетрудно их понять - судя по всему, Латвию в ближайшее время может ожидать то же самое, и я даже был бы рад этому, т.к. очень уж надоело слушать в общественном транспорте и на улицах "бля" через каждое слово от людей, которые явно не учились тому, где, как и зачем нужно употреблять русский мат.

Вид O2 извне

Высадка в область O2 напомнила мне приземление на поверхность особой планеты. Район O2 - это полуостров развлечений. Кажется, раньше эту территорию облагородили для каких-то олимпийских игр или подобного спортивного мероприятия; потом площадку постепенно стали застраивать более популярными помещениями. Там сосредоточено много заведений, специализирующихся на жратве и бухле; и ещё кинотеатры. Пятничный вечер представлял собой огромный жор и апофеоз культуры потребления. Не только любовные парочки, но и семьи с детьми, и геи, и просто одиночки, казалось, схлынули на этот уголок суши, чтобы захавать очередной омерзительный гамбургер или кусочек выпаренного в масле рисо-мяснисто-картофельного гумуса, которое называется "традиционной английской кухней". Эта галерея блевотной вони располагалась по всей окружности арены, в суть которой полностью мне не позволила вникнуть усталость ног да опустошённость кошелька.

Вид O2 изнутри

Поблизости, снаружи и внутри арены на небольшом расстоянии от главного входа, располагались также киоски merchandise, однако на сей раз я благополучно себе ничего не приобрёл. Даже с учётом того, что майки были сделаны в Африке из тянущегося африканского шёлка, их стоимость - 25 фунтов - заставляла призадуматься, имеет ли смысл облачать себя в столь дорогой аксессуар. В продаже были также майки не только с символикой нынешнего турне и надписями "Raised By Wolves", но и с изображением фрагмента обложки "Joshua Tree". Байки продавались за 60 фунтов, кепки за 15, стоимостью эксклюзивных фляжек я не стал интересоваться. Табличка предупреждала покупателей, что если расплачиваться карточкой, за транзакцию пришлось бы дополнительно отдать 1,5 фунта. Внутри арены также продавали нечто под названием "U2 programme" - буклет цвета "серый металлик" размером со стандартный конверт для виниловой пластинки, стоимостью 15 фунтов. Всё это барахло на этот раз казалось неоправданно дорогим. В подтверждение этому, возле киосков не наблюдалось больших очередей - а помнится, в предыдущие годы моих посещений концертов U2 приходилось попотеть, чтобы прикупить скроенный кусок ткани на память.

Сувениры

На входе меня ожидал другой сюрприз: там не было никакой очереди, а проверка на безопасность состояла в досмотре пакетика, который я взял с собой, положив туда бинокль и пару конфет. Воду пришлось предварительно выпить, так как, судя по предупреждениям, вовнутрь запрещалось проносить напитки и еду. Охранник лишь флегматично посмотрел вовнутрь пакета, и я единожды прошёл сквозь металлоискатель. Никакого другого досмотра не состоялось.

Внутри до 18:30

Возможно, я пришёл одним из первых, ибо к тому моменту перед входом в арену кучковалось весьма небольшое количество народа, а двери открывались ещё только через полчаса. За это время, однако, холл медленно, но верно заполнялся посетителями, и к моменту открытия зала они заметно уплотнились.

Внутри до 18:30

Арена оказалась довольно маленькой и компактной по размерам. Может быть, чуть больше "Арены Рига" или даже примерно такого же размера, с тем только отличием, что сидячие места уходили круто под самый потолок. Ширина сидений напомнила мне такую же, как и доселе в самолёте Boeing 737 рейса ирландской авиакомпании: я едва помещался в этом кресле и с лёгким мандражем думал о том, что будет, когда слева и справа от меня усядутся другие посетители. Позиция моя располагалась аккурат напротив сцены #2, которая в данном турне была отделена от основной сцены длиннющей дорожкой. Вначале я даже не понял, где первая сцена, а где вторая, и только с течением концерта уяснил, что именно вся эта дорожка, растянутая на длину стадиона, с присоединёнными к ней сценами "I" и "e" и представляла собой одну большую сцену.

Запуск

В зале я очутился в 18:30, и провёл там два утомительных часа, пока арена наполнялась зрителями. Происходило это очень медленно и вяло. Вначале мне даже показалось, что зал не будет заполнен даже наполовину, но в итоге, где-то к половине девятого по Гринвичу, стадион оказался заполнен публикой на 99%.

Всё это время приглушённо играла какая-то рок-н-ролльщина, но вот звук усилился, и из динамиков стала звучать песня "People Have The Power" в исполнении Патти Смит. Раньше я только краем уха слышал и краем глаза видел эту страшнющую мужикобабу, которая, оказывается, вдохновила многих, в том числе и U2, и в своё время даже записала героиновый cover на "Until The End Of The World". Днём ранее она приняла участие в концерте и совместно с U2 исполнила именно "People Have The Power"; правда, весьма посредственно - но это не помешало фэнам разглядеть в ней приятный сюрприз и неоднозначный месседж.

Выход Боно

Передо мной сидели две блондинки, судя по языку интерфейса в их телефонах, голландки или бельгийки. Как и полагается настоящим фанаткам U2, привлекательностью они не отличались. Одна из них показывала подружке сколажированную фотку, на которой был изображён Боно с наклоненной стойкой микрофона, а она будто поддерживала его рукой. При звуках Патти Смит обе затрясли своими кудрями. Насколько мне помнится, ранее на концертах U2 присутствовала некая "группа на разогреве", но на этот раз единственным разогревом и была студийная запись песни Патти Смит. По-моему, за пару часов ожидания толпа сама себя разогрела коктейлями и пивом, которые внутри арены можно было купить начиная от пяти фунтов за бутылочку ёмкостью 0,33 л.

Сегодня выступаем на расслабоне

Часть 1: Innocence ("Невинность")

Боно "вышел из толпы" со стороны маленькой круглой сцены, при наблюдении за ним в бинокль у меня сложилось ощущение, что до него можно дотронуться рукой, настолько всё было близко и очевидно. Одет он был в традиционный кожаный прикид, однако из обуви вместо гигантских бот на этот раз были элегантные туфли на высоком и широком каблуке. Пышная шевелюра, окрашенная в рыжий цвет, была зачёсана назад в стиле 80-х, что делало голову Боно непропорционально большой по отношению ко всей комплекции, но выглядел он по-прежнему забавно и стильно одновременно.

Выход Боно

Взглядом оценив масштабность публики, он тотчас а-капелла стал запевать "о-о-о" - первые ноты вступления трека "The Miracle (of Joey Ramone)", открывающего альбом и все концерты данного турне. Вся арена, включая сидячие места, поднялась, что подразумевало пребывание на ногах в течение последующих пары часов, несмотря на наличие кресла.

Пройдя по дорожке к основной сцене, вокалист встретился там с остальными участниками группы, и под громогласный риффовый запил концерт начался. Из декораций на сцене пока что присутствовала лишь красная подсветка и огромная лампочка, свисающая на проводе с потолка.

The Miracle

Под конец песни сцена обрамилась белыми неоновыми лампами по периметру, Боно напомнил слушателям, что их группа "родом из Северного Дублина", в прошлом называлась "The Hype" ("Хайп)", и команда сразу перешла к исполнению своего самого первого сингла "Electric Co.", в середину который были вставлены вокальные отрывки из композиции про клоунов "Send In The Clowns" (автор - Judy Collins, 1975 г.). Во время гитарного соло Эджа Боно отпил из бутылки с питьевой водой, а остатками жидкости окропил паству, трясущуюся возле самой сцены, после чего бутылку и вовсе выбросил в гущу толпы. Под конец исполнения он схватил стойку микрофона и по дороже направился с ней прямо в зал, что у присутствующих вызвало бурю психоза. Под конец вокальное исполнение было дополнено отрывками сразу из двух треков - "I Can See For Miles" (The Who, 1967 г.) и "Live Forever" (Oasis, 1994 г.) (26-го и 27-го числа назад Noel Gallaher из Oasis принял участие в концерте U2, весьма недурно исполнив "I still haven't found what I'm looking for").

The Electric Co.

Затем подтянулся и ещё один из самых известных синглов - "Vertigo", начавшийся, опять-таки, вступлением-отрывком из другой песни - "Rock'n'Roll High School" (саундтрек к одноимённому фильму, в исполнении The Ramones 1979 г.). Во время исполнения большая лампочка из-под потолка спустилась прямо к рукам Боно, и оказалось, что она больше размера его головы. Боно, не переставая петь, ласково погладил, обнял её, а затем точно так же небрежно, как и доселе из-под воды бутылку, выбросил в зал, отчего она стала раскачиваться по окружности, как и те, кто за ней загипнотизированно наблюдал.

Vertigo

Выступление, по-прежнему, проходило без сопровождения особых визуальных эффектов и чем-то напоминало концерты U2 в самом начале их карьеры. Вероятно, подборка композиций также была с этим связана, ибо после "Головокружения" началось исполнение ещё одного трека с самого первого альбома - "I Will Follow". В это время по дорожке внутрь зала пошёл уже Адам Клейтон, а Боно приблизился к нему и исполнил часть песни, соприкасаясь лбами в басистом, и в конце поцеловал его, как говорится, "нос-в-нос".

I Will Follow

Казалось, в этом визуально бедном драйв-блоке U2 нарочито не давали опомниться слушателям, и привлекали внимание вовсе не к себе, а к звуку. Послушать было что: я сразу оценил звуковые характеристики арены O2. Особенно ярко и плотно в этой простой, но насыщенной звуковой мозаике выделялся бас, но звучал он вовсе не как в "бочке", которую я ощущал в большинстве мест подобного типа, а был словно равномерно распределён по пространству. На него очень гармонично легли и гитара, и ударные - слышны они были очень отчётливо, но более всего выделялся чистый и мощный вокал Боно, который в тот вечер был в отличной форме. Не уверен, что остальные позиции стадиона подразумевали такое же восприятие звука - но судя по настроению в зале, всё для всех было о-о-очень хорошо.

"Пятничный вечер, U2 в O2!" После 20-минутного вступления Боно перешёл к традиционному спичу, в котором описал день как "необычайно сюрреалистический - самые клёвые парни из группы приехали сюда на метро, а мы с Эджем приплыли на небольшой лодке (не шутка)". Going Underground to the O2

По его словам, арена издалека напоминала огромный шатёр, отчего на этот раз участники группы были представлены на манер цирковых артистов под барабанную дробь Ларри. Клейтону достался титул "сжимающегося человека", Эдж получил погон "жонглёра, акробата и канатоходца", а сам вокалист обозначил себе позицию "клоуна, который может напугать детей". В те дни в другой части O2, на самом деле, проходили гастроли Московского цирка, — возможно, это также послужило вдохновением для подобной речи.

После этого, однако, Боно перешёл к рассказу о своей матери Айрис, которая покинула его, когда ему было всего 14 лет, а Вселенная была ограничена рамками спальни. Об испытанном потрясении, холоде в душе и о пустоте, которую заполнило впоследствии его участие в группе U2, повествовала следующая песня - "Iris". Наконец-то группа перешла к исполнению материала с нового альбома, который был мне наиболее интересен.

Наверное, в этот момент и начался, собственно, концерт U2, а то, что было доселе, можно условно считать тем самым "разогревом". На всю длину сцены распахнулся огромный экран в виде ночного неба, наполненного созвездиями. Посреди него высветилась проекция Боно, исполняющего вокальную партию, а в инструментальных промежутках появлялись все участники группы. Складывалось ощущение, будто зрителям представлен на обозрение короткометражный фильм, в котором совмещаются анимация и live; во второй части исполнения на экране, действительно, появилась запись фильма, сделанного несколько десятков лет назад - судя по всему, изображённый на плёнке мальчик, бегающий по кругу, и был сам Боно. Половину песни он спел, стоя на коленях, что было символично и трогательно одновременно, а под конец и вовсе присел, как на лавочку, и завершил трек ещё одним отрывком - "Hold Me Close" (автор - David Essex, октябрь 1975-го г.) - вероятно, этим произведением был навеян новый трек, ведь в скобках своего он содержит именно эту строчку.

Полагаю, воспоминания о матери в тот момент нахлынули не только на лидера группы...

Iris (Hold Me Close)

Последовало небольшое пояснение к следующему треку - "Cedarwood Road" - улице, где прошло детство и отрочество фронтмэна и его друзей (а именно - под номером 10 на этой улице). Из экрана опустилась лестница, и Боно, поднявшись по ней, шагнул прямо вовнутрь декорации. Вступительный гитарный запил охарактеризовался вихрем и штормом на гигантском мониторе; а когда он закончился, и началась основная вокальная партия, оказалось, что Боно будто бы шагает по нарисованной улице и поёт. Да-да, он реально находился в подвешенном состоянии над дорожкой, причём фоном служила не только картинка на экране, но и вся арена - было похоже на то, словно и картинка, и живой человек, и всё его окружение "висят в воздухе". Дополнением к писку послужил выход на дорожку Эджа - получилось так, что пока он пилил снизу, Боно распевал прямо у него над головой. Ничего подобного видеть мне доселе не приходилось, и для меня это стало первым технологическим откровением шоу.

Cedarwood Road

Продолжением блока "песен невинности" стало исполнение ещё одного трека с нового альбома - баллады "Song For Someone". Боно "спустился с небес на землю", на круглую сцену в виде буквы "e", в это время на экране возникла анимация подростка, сидящего внутри комнаты и что-то тренькающего на гитаре под свисающей с потолка лампочкой. Боно пояснил слушателям, что это он и есть, 18-летний паренёк, пытающийся написать "отличную песню" для девушки по имени Эллисон Стюарт; отличную потому, что другую она бы не приняла. Нарисованный паренёк без лица постоянно перемещался по безликой квартире, вдоль невзрачной газовой плиты, мебели и даже что-то искал в холодильнике, а Боно во время исполнения будто бы обращался к нему - проекция вокалиста со сцены оказалась прямо в одной из "комнат".

Song For Someone

В нетрадиционной "балладной" версии был представлен и следующий трек, который ранее преподносился в более ритмичной аранжировке - "Sunday Bloody Sunday". В этот момент из-за своей установки вышел и драммер - Ларри появился на дорожке, аккомпанируя на огромном маршировочном барабане, висевшим у него на поясе. Вслед за ним подтянулись и гитаристы; таким образом, дорожка превратилась в своеобразную длинную сцену, на которой находились все участники группы. Басовая партия присутствовала в треке отрывочно, подчёркивая самые значимые его места, а в середину был вставлен очередной вокальный отрывок - из своеобразного гимна Гражданской войны в США 1861-1865 гг. "When Johnny Comes Marching Home", автором которой является американец ирландского происхождения Patrick Gilmore. К счастью, я оказался среди взрослой аудитории, которая не пыталась подпевать, точнее, подвывать традиционным вокальным партиям Боно - но судя по тому, что арена в массе своей пела эту песню, кое-кому, думаю, пришлось несладко. Несмотря на заезженность композиции, её психоделически-минималистичная подача в виде марша на этот раз показалась мне весьма необычной.

Sunday Bloody Sunday

Трек закончился записью выпуска новостей на радио BBC "Six O'Clock News", в которых рассказывалось о том, что в Северной Ирландии опять кто-то убит и ещё больше ранено. Станции наплывали одна на другую будто в прямом эфире, этот песенно-волновой хаос сопровождался одиночными ударами Ларри в барабан, точно выстрелами. Наконец, всё смолкло, свет погас, а на экране словно из небытия вынырнула огромная фыркающая физиономия Боно в авиаторских очках, и зазвучали аккорды, пожалуй, самого сильного и оригинального трека на новом альбоме - "Raised By Wolves". Чёрно-белое дрожащее изображение Боно послужило настолько мощным эффект-сопровождением композиции, что по моему телу пробежали мурашки. Не подкачало и её исполнение "вживую": одним из примечательных моментов было аккомпанирование Эджа на клавишных и гитаре одновременно. Вокальная партия заметно отличалась от студийной расстановкой ударений и акцентов, но мне ничего не показалось лишним или надуманным. Под конец композиции на экране отобразились фотографии погибших от взрыва бомбы в 1974-м году - месседж, посвящённый акции "Justice for for the forgotten", в рамках которой активисты призывают британское правительство открыть архивы того дела, ведь никто за смерти 33 человек по сей день даже не был привлечён к суду. Сильно напоминает историю с крышей рухнувшего магазина "Максима" в Риге в 2013-м году - по-моему, за смерть 54-х человек и в этом случае никто никто никогда не ответит...

Raised By Wolves

Следом за энергетикой "волков" началось исполнение "Until The End Of The World". Пиная ногами некую литературу, разбросанную по дорожке, чем-то похожую на Библию, и зачитывая фрагмент Псалома Давидова (Psalm 23 - "Even though I walk through the valley of the shadow... your rod and your staff, they comfort me"), Боно подошёл к краю круглой сцены, на которой были разложены, вероятно, экземпляры той же книги. Он выдрал кусок бумаги из одной из них, и отправил останки в толпу. Необычайно порадовал плотный, насыщенный звук плывущих гитар - фирменного стиля игры Эджа, гитара которого в нужный момент выстрелила на экране поверх всей арены внезапно и сногсшибающе. Вибрации помещения во время этой композиции, как мне показалось, достигли своего апогея - казалось, будто звук проник глубоко вовнутрь меня, и гитарист дёргает не струны, а мою поджелудочную железу и гортань. В какой-то момент исполнения Эдж внезапно оказался внутри экрана над дорожкой. Проекция гигантского Боно а-ля king size пыталась схватить его, как маленькую рюмку; вокалист набрал в рот воды и струйкой как бы окатил своего коллегу, за что как бы извинился. В середину трека был умело вкручен фрагмент из другой песни U2 - "Love And Peace Or Else" ("Where is the love?.."). На экране возникла та самая гигантская лампочка на проводе и, раскачиваясь, будто влетела то ли в какую-то пулю, то ли в голову Боно и разбилась на мелкие кусочки, которые превратились в накатывающие волны. Эдж затерялся среди этого шторма звука и изображения; посреди волн, в которые будто уносило все картинки, демонстрировавшиеся на экране до этого, в гигантском живом коллаже периодически появлялись то барабанщик, то басист, а Боно и вовсе шагнул вовнутрь "всемирного потопа". В качестве завершающей ноты под конец трека вокалист что-то зачитал - возможно, тоже какой-то псалом, но смысл его просто потонул среди столь мощной инсталляции и звука.

Until The End Of The World

Часть 2: Experience ("Опыт")

Первая часть концерта завершилась. Под вброс сверху то ли листовок, то ли какой-то прочей мишуры (полагаю, если бы это были деньги, то в нижней части зала англичане искрошили бы себя в порошок), экран опустился вниз и оброс по бокам дополнительными стенками. Немногие обратили внимание на эту декорацию в антракте, тем временем, как мне думается, тогда посреди арены выросла настоящая "стена", наподобие бывшей Берлинской - на ней даже были видны отголоски знаменитого граффити "Братский поцелуй", слегка модифицированный отрывок из речи Рейгана "Tear down this wall" и африканской поговорки на немецком "viele kleine leute die in vielen kleinen orten..." - "Многие маленькие люди, которые во многих маленьких местах делают много маленьких вещей, могут изменить лицо этого большого мира" - эта табличка в своё время также была представлена на Берлинской стене. Раздались звуки одной из электронных версий "The Fly" - впервые она появилась на трибюте "AHK-toong BAY-bi Covered" под авторством Gavin Friday (это один из лучших друзей и соратников U2, запомнившийся мне по работе над саундтреком "In The Name Of The Father"). В "текущей" версии основная партия вокала принадлежала именно Боно, что, конечно, придавало композиции особый шарм и даже запах. На стене отображались "старые забытые уроки" из эпохи "Achtung Baby" (у меня в своё время на компьютере стоял подобный скринсэйвер), среди которых особо выделяется небезызвестная "BeLIEve", а также "добрые советы" от U2, как-то: "Всё, что тебе известно - неверно", "Разговаривай с незнакомцами", "Все вокруг расисты", "Смотри больше ТВ" и т.п.

The Fly

Незаметно фонограмма сменилась звуками одного из свежих синглов U2, записанного для фонда (RED) и не представленного на свежем альбоме - "Invisible". Пару лет назад, когда всё сообщество слушателей группы замерло в ожидании нового материала, данный трек особого фурора не произвёл. Более того - его основной рефрен оказался будто слизанным с композиции "Guido & Maurizio De Angelis - Flat Foot Cop". Нарекание среди посетителей турне вызвал и тот момент, что визуальный ряд появляется на стене будто из ниоткуда, а при её исполнении участников группы поначалу совсем не видно, их места внутри экрана обозначает лишь неровная линия, подрагивающая чёрными кляксами. И на что смотрим, Карл?.. Где те, кому мы заплатили?.. По ходу развития, кляксы приоткрывают четыре позиции, в которых находятся музыканты. Наконец, в месте апогея со "стены" будто стирается изображение, и зал, наконец-то, оценивает масштабы самого себя и может прозрачно лицезреть кумиров. Впрочем, длится этот момент недолго, т.к. потом группа вновь прикрывается динамической анимацией на экране. Можно к этому относиться критически, но "невидимость" полностью соответствует содержанию трека, так что и тут мне нечего особо критиковать - момент шоу интересный и познавательный, несмотря на его спорность.

Invisible

Сразу же после "разрушения" стены доносятся звуки "Even Better Than The Real Thing" - именно той версии, которая вызвала фурор при вступлении в третью фазу турне "360 градусов" и которая была представлена на альбоме "U22". Исполнение сопровождается ещё большей мутью на экране, чем во время предыдущего трека: живые изображения музыкантов комбинируются с предварительно снятыми, рассыпаются, словно ртуть в кислоте, переворачиваются в воздухе. U2 выходят изнутри "стены" на маленькую круглую сцену, что напомнило аналогичные выходы во время их лучших туров, когда все вчетвером оказывались на узкой площадке посреди зрителей.

Even Better Than The Real Thing

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что Боно успел переодеться в пиджак с цепурой в области левого нагрудного кармана и другие, более тёмные, авиаторские очки, что придало ему вид абсолютно крутейшего мэна в истории поп-музыки. Ларри остался всё в той же битловке или, по крайней мере, аналогичной; что касается Эджа и Адама, то они на протяжении шоу так часто меняли прикид, что я за этим даже не следил. Насколько помнится, в новостях фэн-клуба уже мелькали новости о том, что поношенные майки Клейтона можно купить в сети за нереальные деньги и тем самым пожертвовать нужную сумму в нужный фонд. Жаль, что королева Великобритании не пользуется подобной благотворительностью и не продаёт свои поношенные трусы. Думаю, это вызвало бы ажиотаж на аукционах и могло бы обеспечить безбедным проживанием нужное африканское племя.

"Стена" поднялась вверх, и из неё свисли четыре диско-шарика, обрамившие арену словно конфетти из мелких искристых фонариков. "Mysterious Ways" - ещё один трек из самого успешного, авангардного и до сей поры не утратившего актуальность альбома группы предстал на этот раз в довольно минималистичном преподношении, а вовнутрь трека Боно умудрился даже вставить кусочек из ещё одной "чужой" песни - "Burning Down The House" (Talking Heads, 1983 г.). Исполнение данной композиции выглядело бы слабо, если по длинной сцене перемещались бы лишь гитаристы. Где-то в середине из толпы Боно выцепил некую девушку в кепке, выше его ростом, и комплекцией напоминавшую генетически британскую дылду.

Mysterious Ways

В перерыве девушка представилась как "Клэр из Глостера" ("Clair from Gloucester"), и Боно, уточнив у неё, посещала ли она когда-либо ирландское графство Клэр, торжественно посвятил её в обряд современных технологий, поручив снимать происходящее на сцене при помощи камеры, изображение из которой проецировалось сразу на большой сценический монитор. Полагаю, несмотря на то, что камера напоминала стандартный смартфон, принадлежала она вовсе не Клэр. К тому же, пританцовывая на сцене, девушка была настолько ошеломлена происходящим, или же проинструктирована охранником, что очевидно прятала свои руки за спиной, дабы лишний раз не прикоснуться к Боно - хотя он сам встал на колено, поцеловал ей ручку и обнял за талию, прежде чем перейти к второму визуальному откровению шоу - съёмке исполнения "Desire" человеком из толпы.

Клэр, на мой взгляд, справилась со своей задачей на отлично - непрофессионально подрагивающее изображение и хаотично мелькавшие то тут, то там участники группы во всей этой вакханалии смотрелись более чем "в тему", и это по-настоящему срывало покров. Наверное, каждый из присутствующих в зале ощутил себя на её месте - мне ещё не доводилось видеть, чтобы таким простым, несовершенным приёмом группа, выступающая вживую, настолько близко подбиралась ко всей публике целиком и каждому, при помощи одного из её представителей. Во время исполнения был использован также и отрывок из "Not Fade Away" (Buddy Holly, 1957 г.), а уже после окончания исполнения в благодарность сопровождающей Боно и вовсе спел строчку из одноимённой композиции "Clair" (автор - Gilbert O`Sullivan, 1972 г.), чем основательно расположил публику к себе.

Desire

Но ещё бОльшим расположением послужило трогательное исполнение "All I Want Is You" - ещё одной классики времён "Rattle & Hum". Посвящение было обращено вовнутрь аудитории, где в тот момент находилась "прекрасная и одарённая мать, сестра и жена" - возможно, речь шла о супруге Боно. Во время исполнения песни он снял очки, попросил у персонала полотенце и вытер лицо, причём было непонятно, что он счищает - пот или слёзы. Вторую часть композиции он исполнил, как говорится, "с глазу на глаз с аудиторией", т.е. без очков, что придало исполнению особо интимный шарм; а припев уже исполнял весь зал без участия вокалиста. Особо занимательным было наблюдать за съёмкой этого действа, что проецировалась в чёрно-белых тонах на огромном экране и действительно напоминала манеру видеопреподношения легендарного турне U2 конца 80-х, которое у меня до сих пор хранится на VHS-кассете.

All I Want Is You

Это произвело настолько реалистичный фурор в зале, что по окончании исполнения Боно немного выступил за край круглой сцены и с удивлением осмотрел публику: "Мне это только кажется, или в этом помещении действительно особое ощущение?" Ответом послужил весьма накалённый и возбуждённый рокот, после чего фронтмэн заметил: "Просто проверка". В это время на круглой сцене происходило очередное технологическое чудо - там откуда ни возьмись, а точнее, прямо из под-пола наружу вывернулся то ли рояль, то ли синтезатор, и Эдж оказался единственным за ним исполнителем, т.к. два других участника группы уже проследовали к своим следующим местам.

"Every Breaking Wave" - ещё один трек с нового альбома, который вживую группа исполняла в акустической версии с самого начала промоушена, а точнее, его исполняли только Эдж, аккомпанирующий на клавишах, и блистал лучшими тембрами своего голоса Боно. На этом концерте случилось нечто неожиданное - Боно был так ошеломлён несдержанным накалом страстей, творящимся в зале, что о чём-то задумался и... забыл текст песни! Однако он быстро и невозмутимо оправился, дал команду Эджу играть заново, и последующее исполнение прошло уже очень ровно, вдохновенно и без запинок.

Every Breaking Wave

Логичным продолжением подобного исполнения послужил и следующий трек - один из самых лаконичных в истории студийных записей U2, - "October". Следовало предполагать, что публика прослушает его в полагающейся тишине, но в том и отличие рок-концерта от академического, что даже во время исполнения академических композиций кое-кто в зале пытался свистеть и улюлюкать. Возможно, оттого, что аж с 1984-го года эта композиция во время турне ни разу не исполнялась на протяжении всех дней октября - не будем забывать, что концерт проходил в предпоследний день октября, и в последний день октября, когда группа в этом году выступала в Лондоне.

October

Сложным для восприятия предстал и один из моих любимых блокбастеров с альбома "Joshua Tree" - "Bullet The Blue Sky". Я долго не мог понять, каким образом голос Боно преобразовали в подобие "гласа демонстраций", пока через бинокль не увидел, что он поёт через настоящий рупор - окрашенный в синий цвет Евросоюза и окаймлённый жёлтыми звёздочками. Лейтмотив исполнения заметно отличался от студийного в местах речитатива и, на этот раз, ощутимо перекликался с проблемой беженцев и иммигрантов, что также отображалось на экранах, - помимо рвущей в клочья мозг гитары, - в виде бедствующих толп; марширующих полицейских, подавляющих дубинками мятежников; и выложенного циферблата из трупов мигрантов на морской глади. В тексте Боно, запуская в зал бумажные самолётики, обращался к себе 19-тилетнему и принуждал того самого мальчугана не переступать полицейскую черту и не принуждать себя к революции, т.к. по ту сторону границы была всё та же "Америка", что и 30 лет назад. В композиции были также использован вокализ "Оды к радости" Бетховена и фрагмент политического диско-месседжа "19" (автор - Paul Hardcastle, 1985 г.).

Bullet The Blue Sky

Неожиданно в конце исполнения Боно побежал по сцене-дорожке к кругляшу "е" и чувствительно, наряду с кажущейся одышкой, превратил финал композиции в то, что, наверняка, не ощущал никто в зале со времён лучших выступлений U2: доселе кажущаяся пресноватой подача материала вдруг обрела незабываемый энергетический окрас. Мне показалось, многие в зале отнюдь не прониклись этим внезапным "сообщением"... но самое главное, через некоторое время я для себя стал вспоминать это мгновение, и оно мне представилось наимощнейшим апофеозом всего шоу. Полагаю, большая часть европейцев, присутствующих в зале, ещё не осознавала, что массовый поток эмигрантов в ЕС был вызван бомбёжками правительств того самого ЕС под покровительством той самой Америки, и тем более оно находилось вне зоны восприятия данного посыла, ибо для бурных аплодисментов U2, как будто нарочно, даже не предусмотрели "свободного времени". Пауза, предваряющая следующий "номер", была слишком короткой, чтобы осознать это.

Трек открыл заключительную часть концерта, посвящённую политическим сообщениям и призывам, с которых, как известно, U2 начинали забавы ради, а нынче оказались натянутыми об них по самые гланды. Эту часть спектакля можно считать самой идеологической и минималистичной одновременно: нового материала и больших технологических сюрпризов уже не было, к тому времени также чувствовалось, что публика буквально валится с ног - отключающиеся ступни вынудили присесть не только меня, но и многих, чьи места находились рядом. Тем не менее, драйв и энергетика последующих композиций вынудили всех регулярно вставать, словно невидимая рука дёргала присутствующих за ниточки.

Очередным сюрпризом послужило вступление из трека "Zooropa" - касалось, строчки "нет ни компаса, ни карты, нет путей идти обратно" были написаны вовсе не 20+ лет назад, а совсем недавно. "Я не опасен - я в опасности": жестикуляция Боно при исполнении недвусмысленно намекала на эмигранта из Ближнего Востока, молящегося неизвестно на что, а экранная проекция явно предполагала случайную группу людей, пересекающие железнодорожные пути где-то под Германией. В звуковом плане меня особенно впечатлил флэнжер-эффект гитары Эджа, витиевато болтающийся в области правого уха, и мне казалось, что если сейчас начнётся исполнение трека целиком, то я уцеплюсь пальцами ног за спинку кресла и буду очень громко и восхищённо орать. К счастью, обошлось без жертвы: начало трека послужило лишь то ли вступлением, то ли передышкой. "Чего вы хотите?" - под конец закричал Боно в ответ на вопрошающие сэмплы из "Зооропы", уже ставшие классикой.

Zooropa

Ответом послужило упоминании о доме, куда можно вернуться, - куда угодно, когда угодно - и вслед за этим стадион вспыхнул звуками и светом под аккомпанемент "Where The Streets Have No Name". Тут сложно что-либо описывать, т.к. одного звукодрайва данной вещи достаточно для улёта мозга за тридевять земель; визуальное сопровождение композиции именно поэтому сводилось лишь к набору белых прожекторов и красной подсветке, что ещё раз внештатно погрузило аудиторию в атмосферу старых клёвых 80-х.

Where The Streets Have No Name

В привычную аранжировку затесались новые элементы чётких ударных тамтамов Маллена и выразительный бас Клейтона, который слушался как закадровый голос - чисто и плотно; а Боно умудрился органично вставить промежуточный фрагмент из ещё одной новой песни U2 - "California (There Is No End To Love)", при этом в исполнении "распевочного" куплета тоже появились непривычные нотки. Всё вместе сделало заезженный трек довольно свежим.

Where The Streets Have No Name

Таким же свежим предстала подача совсем уж бородатого материала - "Pride (In The Name of Love)". Сцена обрела голубоватую подсветку, а на большом экране в каком-то призрачно-бирюзовом варианте возникли проекции сразу четырёх участников команды, при этом во всём зале также включилось освещение. Всё вместе воистину создавало ощущение "домашнего" сюрреализма. Когда толпа стала подпевать знакомые куплеты, Боно накручивал градус обращениями "петь для себя, петь для Ирландии, которая отсюда совсем недалеко, и петь во имя миротворцев, в том числе благодаря которым в Ирландии в нынешнее время, наконец-то, царит спокойствие и мир". Исполнение было ровным, без особых выкрутасов, но именно это, по-моему, заводило публику больше всего.

Pride (In The Name of Love)

Таким же спокойным, праведным и призрачным было и исполнение ещё одной классики - "With Or Without You". Экран озарился звездами прожекторов и фонариков; откуда-то из толпы Боно вытащил непонятный флаг, но на этот раз лишь растянул его по краешку сцены и не стал на него ложиться, как это частенько случалось во время предыдущих туров. Его уход с основной сцены на второстепенную и исполнение песни, стоя лицом к частникам группы, по-моему, означал именно то, что произведение, оказывается, посвящено вовсе не мифической женщине или любовным отношениям, и что слово "you" в ней используется во множественном числе. Сложив спич Боно в первой части с этой сценой, я вдруг понял, что самая лиричная баллада U2, оказывается, посвящена вовсе не тому, о чём я думал десятки лет! Ну конечно, все песни U2 о них самих и посвящены им самим, как можно было не догадаться?.. "С вами или без вас"... вот как нужно было трактовать смысл этого произведения!

В подтверждение моим мыслям Боно воскликнул "Цирк, купол! доброй ночи! Спасибо за то, что пели с нами!", в результате чего я домыслил, что слово "you" может обращено не к кому-то лично, а и к аудитории, в целом... В конце трека был исполнен "дополнительный live-куплет" "Shine Like Stars", и я услышал, как многие фэны обмочились на месте, т.к. этот отрывок исполнялся впервые в европейской части турне, а многие и вовсе никогда не слышали его со времён "Rattle & Hum". Это был настоящий трип в прошлое!

With Or Without You

Думаю, раскланивание и уход группы со сцены после этого никто не воспринял всерьёз. Публика вовсе не стремилась расходиться и заведомо знала, что после короткого перерыва кумиры уж точно должны порадовать их парой-тройкой бонусов напоследок. Всё ж таки это была великая ирландская группа со своей чёткой программой, а не какое-нибудь кенгурятское заболотье.

До свидания, O2!..

Выход "на бис" (Encore)

И вот заключительная тема "миро-творчества" началась после небольшого перерыва, в течение которого на экране по всему периметру демонстрировалась реклама фонда One и "благословения беженцев", в исполнении компьютерного вокодера, призывающего к более чёткому осмыслению своего будущего проживания с новыми соседями. Судя по всему, автором текста являлся не кто иной, как Стивен Хокинг.

"Refugees Welcome" - "Приветствуем беженцев" - под этот лозунг в зале засветилось множество неоновых ламп, в том числе некоторые из них были подвешены к потолку в вертикальном положении и периодически меняли диспозицию во время исполнения "Города слепящих огней" - "City of Blinding Lights". Буквально дня четыре назад во время исполнения этого трека в Лондоне Боно позвал на сцену паренька из толпы, причёска которого была выполнена в духе современного Пола Хьюсона, да и сам он был чем-то схож с Боно в молодости; не отходя от микрофона, миллиардер-фронтмэн подарил ему очки, свой пиджак и взамен забрал его простенькую ветровку, и сказал "Я скучаю по себе", что было весьма ещё одной символичной отсылкой к прошлому.

Увы, на этот раз подобных сюрпризов во время исполнения не было - может быть, охрана предупредила Боно больше не наряжаться в одежду случайных посетителей. Но визуальные эффекты и без этого поражали взгляд, а Эдж так увлёкся запилами на гитаре, что отправился на маленькую сцену и совершил там несколько оборотов вокруг своей оси; после к нему присоединился и Адам, в то время как Боно остался на основной сцене, но большую часть времени провёл там, стоя лицом к аудитории, располагающейся позади неё. В конце исполнения вокалист обозначил "счастьем знать Эджа и Адама, счастьем Ларри знать его самого (Боно), и счастьем знать аудиторию, которая сама является счастьем". "Спасибо вам всем за... что бы это ни было такое", подытожил лидер группы, обращаясь к публике, ещё раз подразумевая чувство ощутимой, но необъяснимой атмосферы, в тот вечер витающей в воздухе "большой палатки".

City of Blinding Lights

"Beautiful Day" продолжил тематику минималистической обстановки, и на этот раз трек из начала 2000-х будто бы был погружён в атмосферу исполнения 80-х. Я не переставал удивляться живой съёмке, спроецированной на этот раз во весь экран - было отчасти непонятно, насколько широформатная камера была при этом задействована. Торшерно-голубая подсветка сцены и периодические призрачные вспышки в зале погрузили публику в странное сомнамбулическое состояние. "Damien Hirst is in front of you!" - переиначил Боно один из куплетов песни, подразумевая присутствие в зале самого богатого художника в мире; а тема заимствований под конец композиции достигла своего апогея, ибо на этот раз вокалист вставил аж два фрагмента - из "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band" (The Beatles, 1967 г.) и "Blackbird" (The Beatles, 1967 г.), которые, как ни странно, весьма "отрепетированно" вписались в общую аранжировку.

Beautiful Day

Последовала небольшая информационно-рекламная пауза, в течение которой Боно призвал обозначить проблему беженцев не "кризисом стран", а "кризисом беженцев", как людей, массово лишившихся крова. Он признался, что в мире существует много проблем, но именно "в данном помещении, в данном городе, в данное время" их нечего бояться, так как они при таком настроении аудитории не могут казаться неразрешимыми. Спародировав голос Нельсона Манделы, Боно подвёл итог - "Невозможное всегда кажется таковым, пока это не воплощено в жизнь". Спич плавно перетёк в восхваление активистов (RED), из них в зале присутствовали уже упомянутый Хёрст, а также Ксавиер Бардем и Мэтт Дэймон, один из основателей проекта water.org. Боно перешёл к рекламе "двух таблеток в день", позволяющих ВИЧ-инфицированным матерям не передавать инфекцию своему ребёнку, что приближает человечество к поколению, полностью рождённым без вируса СПИДа. Насколько я понял, сутью фонда как раз являлась бесплатная раздача подобных таблеток нуждающимся. Спич завершился исполнением фрагмента "Mother and Child Reunion" (автор - Paul Simon, 1972 г.) под соответствующую анимацию на экране, а затем плавно перетёк в кульминацию концерта - наверное, лучший и самый известный трек U2 - "One", который когда-то также послужил копилкой для сбора денег в борьбе со СПИДом и "спасательным кругом" для всей команды, которая вот-вот готова была распасться.

Оказалось, среди публики он был настолько известный, что Боно почти не принимал участия в исполнении - толпа сделала это сама. Не знаю, что может круче того, когда такое количество народа практически без аккомпанемента поёт твою песню. Арт-дирекция под такое дело даже не зарядила никакой визуальной инсталляции - всё и так выглядело достаточно совершенно и завершённо. Под конец же исполнения Боно в одну песню "фонда" довольно удачно ввернул фрагмент из другой песни - отрывок из "Invisible".

One

Публика никак не хотела отпускать группу, тогда Боно попытался завести её в обратную сторону, снова начав петь строчки из "Hold Me Close". Я был удивлён, что кое-кто из зала даже начал её подпевать. Песня была написана ещё до моего рождения, так что я к этой части не принадлежал и спокойно направился к выходу, предполагая отсутствие "незапланированных выходов на бис".

До свидания, O2!..

Несмотря на то, что англичане зачастую представляются в информационном пространстве людьми чопорными и взбалмошными, выход из арены был организован на максимуме цивилизованности. На улице стояли негры в светоотражательных куртках и регулировали движение народа по две колонны. Обе они плавно гуськом всосались в метро, над входом в которое висела табличка "Attention: Crowd Operation in Control", а сразу за дверьми, солнечно улыбаясь, бродячий музыкант собирал пожертвования на квартплату, тренькая на гитаре "One" и будто насовсем замещая собой Боно... На станцию метро Cadding Town, куда мне было нужно, фактически никто не ехал - почти все направлялись в центр, и я успел заскочить в одну из последних электричек, так что моя эвакуация с места события прошла быстро и без гипса.

Обобщение

Шоу длилось около 2-х часов и 20-ти минут. За это время ни единожды я не ощутил усталости или грусти о потраченном времени. Несмотря на присутствие "заезженных" треков в более, чем половине концерта, впечатление новизны и возврата к корням доминировало, и не отпускало чувство, что я нахожусь внутри современной части истории, которой руководят всего четыре человека и складывают её из частей прошлого, будто идя по кругу. Откровение и вдохновение - вот что я чувствовал ещё долгое время спустя.

Подбор треков и их преподношение осуществилось будто по-моему персональному заказу: среди них на этот раз не было затянутых моментов или скучных импровизаций. Впоследствии, просматривая выступления группы в других городах в этом году, я пришёл к выводу, что практически везде были мелкие лажи, несовершенства, либо излишние телодвижения со стороны группы; однако в тот день в Лондоне, к моему удивлению, их практически не было - даже "осечка" Боно во время исполнения "Every Breaking Wave" как будто влилась в общее всестадионное чувство. Предполагаю, отсутствием ощутимых накладок выступление группы состоялось именно благодаря Боно, который, в силу необъяснимых причин, в тот вечер не стремился срезАть или искажать окончания строчек своих же песен, или же преобразовывать их в неудобоваримые рефрены, пытаясь избежать повторений. Интересно, что и повторений не было, и искажений не было - всё было исполнено, будто следуя какому-то заранее отточенному плану - чётко, доходчиво, проверенно. И хотя в наличии этого плана мне сомневаться не приходится, импровизаций было тоже довольно много. Даже не представляю, сколько сотен людей было задействовано в воплощении настолько сложной "живой" сценической подачи. Возможно, даже тысячи их.

Своей "цирковой постановкой" в тот день U2 ощутимо добились поставленной в турне цели: продемонстрировать публике карту своих достижений с самого её начала 35+ лет назад; воедино собрать вдохновение из прошлого и настоящего; изобразить самих себя в самом простом, но чрезвычайно впечатляющем и эффектном стиле постановки. Мне кажется, на этот раз я стал не просто участником их шоу, а скорее, пристальным наблюдателем - со стороны весь этот небольшой, но плотный стадион, спецэффекты на гигантском экране, кристальный, захватывающий звук и необычайно подвижное и доходчивое состояние вокалиста позволяли внимать происходящему, будто пребывая внутри старой тёплой видеокассеты склейки 1980-90-х.

Огромное количество воспроизведённых заимствований (snippets) - их набралось 22 - установило своеобразный рекорд: собрав эти треки воедино, вполне возможно пройтись по истории выступления и параллельным путём, чем-то вроде "behind the tracks in O2".

Боно в тот вечер, да и доселе на турне, по-моему, так ни разу и не брал в руки гитару. Прогнозы хирургов всё-таки оправдались: повреждения пальцев оказались настолько сильными, что к некоторым из них более невозможно было подвести струнные чувства. Неизвестно, сможет ли он, вообще, когда-либо ещё играть на гитаре. Впрочем, Эдж вполне может попробовать справится - в тот вечер он был на высоте.

Особо доходчивым на этот раз оказались политические обращения и послания группы, которые, вообще-то, и сделали её таковой. В молодости мне слышалось, что U2 - это лирика, романтика, эклектика, и даже если они поют о крови и о войне, то это не выходит за рамки дивана, на котором всё это прослушивалось. Текущее турне подтвердило, что U2 поют больше о себе и о политике, и подчас, не выходя за рамки Северной Ирландии, таки пытаются изменить весь мир.

Эпилог

Много раз я смотрел на свою шею в зеркале, и она казалась мне довольно большой, чтобы извлекать из неё аналогичные звуки, которые проходят через бычью гортань Боно - и сколько раз я представлял себя ревущим в микрофон "Wire" или, на крайняк, бормочущим "The First Time"... а уж как мы прикалывались с моим одноклассником, который лежал в гипсе с переломом ноги после попойки по окончанию первого класса средней школы - я брал его костыль и изображал Эджа, воплощающего запил в "Silver and Gold", а он лишь бешено подрыгивался на кровати, осторожно прилагаясь к горлышку "Пшеничной", украденной из секретера родителей. Всё больше седых волос я обнаруживал на своих висках, и всё больше новых ноток и обращений в это время я находил в музыке U2 - они будто всегда находились на перепутье моего сознания, в котором трудно причислить их к моим сверстникам, но и в отцы они вряд ли бы сгодились...

Сейчас, вплотную приблизившись к возрасту, когда политика-сука начинает остро втыкать в меня свои вилы, на этом концерте я ощутил, насколько тесно взаимосвязаны и гитарные подачи, и барабанные этюды, и, конечно же, уникальные вокальные постановки с доброй порцией экспромта и жизни, которые вкупе с видео-постановкой превращаются в неосязаемый политический месседж. Это именно тот случай, когда очень немногочисленные люди, не будучи политиками, в прямом смысле, оказывают очень сильное влияние на политику и отношение к ней совсем незаурядной публики, к которой можно отнести и полножопых свингерш, и инвадидов в колясках, и восточного вида юношей с кудрявой бородой, и толстопузых бизнесменов в майках с надписью "Zooropa" - да кого только в тот вечер я не видел в O2... И все они с вожделением внимали происходящему на сцене, и в зале, и сами были частью этого зала и составляли его части.

Но наверняка не один я заметил, что эксплуатирование меньшей части своих фэнов супротив большей на этот раз выразилось в непомерно гигантской стоимости билетов. Не представляю, во сколько обошлись места в той области, где находился Хёрст, однако сумма в более чем 180 фунтов в том секторе, где пребывал я, заставила меня задуматься: всё ли, на самом деле, в порядке в моей голове, которая пытается сложить эту головоломку из двух букв, на протяжении вот уже примерно 20-ти лет, и не пора ли приступить к решению более доступной задачи.

Билет

Ко всем этим размышлениям, утром 31-го меня ждало ещё одно непредсказуемое известие о самой крупной авиакатастрофе в истории российской и советской авиации: в Египте потерпел катастрофу российский пассажирский лайнер Airbus A321. Все находившиеся на борту 224 человека (из них 25 детей и 7 членов экипажа) погибли... Мне нужно было лететь назад на следующий день, объявленный в России днём траура. К счастью, мне удалось пропитаться достаточным количеством позитивного виски, чтобы усадить себя в "небесный трамвай" без задних мыслей.

U2 - это тоже когда-то был такой американский самолёт-разведчик. В 1960-м году один из таких однажды сбили под Свердловском. Самолёты в последнее время что-то уж очень зачастили падать. То ли их сбивают, то ли они взрываются, то ли приходят в негодность.

А что будет дальше с группой U2?..

Столь возвысившимся и опечаленным я никогда ещё себя не ощущал...

Краткие выводы

Организация мероприятия: неопределённой оказалась лишь точная дата начала шоу; в остальном всё очень дорого, но и очень цивилизованно.

Отношение к публике: впервые в жизни ко мне обращались "сэр", без акцента.

Саунд: полное соответствие строчке из заглавного трека нового альбома, "the most beautiful sound I'd ever heard" - "самый прекрасный звук, который я когда-либо слышал" - это точно могу сказать, по крайней мере, о себе. Ни на концерте U2, ни где-либо ещё я не слышал ещё столь чистого живого звука в рамках довольно большой арены.

Свет, оформление: просто, но необычно и чрезвычайно широко.

Охрана порядка: все находились ровно на своих местах, любителей повисеть на перилах отправляли восвояси.

Особо зацепило: "Iris", "Cedarwood Road", "Raised By Wolves", "Until The End Of The World", "Desire", "All I Want Is You", "October", "Where The Streets Have No Name", "One".

Стоило ли побывать: стоило — во всех смыслах!

P.S. И я тоже согласен со всем этим:

Отзывы

Mr.Prolix
2015-10-02/14
при незримом участии: u2gigs.com, terrorsittich, Diego Quiroga, Paul Dobson, John Slobodian, Live Blog #U2ieTour

Комментарии 7 комментариев добавлено к этой статье. Присоединяйтесь!
Тэг жирного шрифта  Тэг курсива  Тэг изображения online  Тэг ссылки  Цитата  Закачать файл
· точка зрения:
за свои слова отвечаю, подпись:
 

⇐ тудым-сюдым ⇒
Предыдущая статьяНа экране окна vol.20: "Interstellar"Звуколес: 10 лет спустя. Andy Maddocks, Russell Haswell, Autechre.Следующая статья


© 1998—2024, Mr.Prolix. Сделано в Латвии. Made in Latvia
авторыконтактырупордля купцовдля воровдля потерянныхдругиепоклонбылоеenglish
Der Grüne Punkt


⇑ Вверх